УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ
Учитель - Якименко Елена Афанасьевна
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
ТЕМА. Закрепление табличных случаев умножения и деления на выученные случаи (2,3).
Цель: совершенствование навыков выполнения изученных арифметических действий: сложение и вычитание в пределах 100; умножения и деления на 2 и 3; умножения на единицу и нуль; развитие логического мышления, смекалки, памяти, внимания, пространственных представлений; воспитание любви к математике, дружескому отношению друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта Математического океана, карточки с
примерами, сигнальные карточки для устного счета, таблицы с «магическими квадратами», плакаты с высказываниями о математике, геометрический конструктор «Танграм».
ХОД УРОКА I.Организация класса.
II. Сообщение темы и заданий урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в морское путешествие по Математическому океану.
Чем же мы будем заниматься? Об этом вы узнаете, если быстро
решите предложенные на карточках примеры (на обратной стороне карточек написаны слова).
9*3-7 6*2+8 5*3+5
Решать отгадывать играть
-Теперь хором прочитаем: чем же мы будем заниматься! (Решать, отгадывать, играть).
Наш урок пройдет под девизом: «УВАЖАЕМ БЕЗМЕРНО ЦАРИЦУ НАУК, ДЛЯ НЕЁ НЕ ЖАЛКО НАМ УМА И РУК!».

Цель нашего путешествия - достичь порта «ПОБЕДА». Так как сегодня наш урок необычный, оценок я ставить не буду, но в конце урока каждый из вас должен будет оценить себя сам «Цветком успеха» ( каждый ученик рисует цветок, количество лепестков в нём соответствует оценке, которую он хотел бы себе поставить), в зависимости от того, как он помогал своим товарищам в этом интересном путешествии.
III. Основная часть.
«Подготовь корабль к отплытию»
(Проверка домашнего задания).
- Ребята, домашним заданием было найти пословицы о
математике. Кто нашел?
Один в поле - не воин.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- А теперь назовите сказки, в которых есть числа.
«Белоснежка и семь гномов», «Три орешка для Золушки», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Три поросёнка» и др.
«Вычислительный остров»
- Мы с вами подплываем к «Вычислительному острову».
1. Замените сумму чисел произведением:
3+3+3+3+3
6+6+6+5
-Почему этого сделать нельзя? (Умножением можно заменить только сумму одинаковых слагаемых).
-Что такое умножение?
-Как называются компоненты при умножении, делении?
Прочитай пример по-разному.
2*3=6 (Два умножить на три, равно шесть. Два увеличить в три раза и т.д.)
9:3=3 (Девять разделить на три, равно девять. Девять уменьшить в три раза, равно три и т.д.).
Устный счет.(Каждый ребёнок поднимает сигнальную карточку с ответом. После учитель просит прокомментировать ответы.)
0 * 5 7 * 0 3 * 5+1 5 * 3 - 1 4*2-0
2*4+0 (32-30)*3 16:2+8 18:3+6 (100-1)*1 (50-49)*0
- Молодцы! А теперь закрепим это в тетрадях.
3 * 3 = 3 * 5 = 3 * 4 = 3 * 6 = 3 * 8 = 3 * 7 = 3 * 9 = | |
4. Работа в тетрадях. Математический диктант.
5.Работа с перфокартами.
2 * 3 = 2 * 5 = 2 * 4 = 2 * 6 = 2 * 8 = 2 * 7 = 2 * 9 = | |
Заполнить перфокарту с таблицей умножения (у каждого ребёнка):
1 вариант-таблица на 2, 2 вариант - таблица на 3.
В это же время двое детей работают у доски.

Работа в парах. Проверить друг у друга ответы. ФИЗКУЛЬ ТМИНУТКА
Мы ногами топ - топ,
Мы руками хлоп - хлоп,
Мы глазами миг - миг,
Мы плечами чик - чик!
Раз - сюда, два - туда
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели - встали, сели - встали,
Ванькой-встанькой словно встали.
- Молодцы! Отправляемся дальше!
Мыс «Задачный»
1. Логическая разминка.
- Назовите двузначное число, одним из соседей которого является
трехзначное число?(99).
С первой березы сорвали 15 яблок, а со второй - 10. сколько всего сорвали яблок? (0)
Поверхность стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало?(5)
-Молодцы и с этим заданием справились.
2. Работа над задачей. (Один ученик у доски)
В вазе лежат 12 красных и 8 желтых яблока. Разложите их поровну на 2 тарелки. Сколько яблок будет в каждой тарелке?
Краткая запись
12 кр. и 8 ж.

1 способ 1)12+8=20 2)20:2=10
Творческое задание: решить задачу другим способом.
способ 1)12:2=6 2)8:2=4 3)6+4=10
-Молодцы и с этим заданием справились.
Отправляемся дальше. Мы плывем по «Геометрической бухте»
«Геометрическая бухта»
- Мы плывем по «Геометрической бухте».
Вот кто-то плывет нам на встречу.
Вы ребята не зевайте, дружно хором отвечайте:
Важно по морю плывет,
Но совсем не пароход.
Среди волн фонтан большой
Поднимает над собой.
Плавниками шевелит
Чудо-юдо-рыба (Кит).

Из каких геометрических фигур составлен рисунок?
-Чем отличаются рисунки?
Составление танграма. Работа в парах.(На каждой парте конверт с геометрическим конструктором, состоящий из 10 частей «Волшебного круга». Чтобы его получить, необходимо разрезать круг по намеченным линиям).
-Ребята Кит просит нас составить из геометрических фигур его портрет.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Порт «Победа»
1. - Ребята мы приближаемся к порту «Победа». Чтобы найти дорогу и не сбиться с пути каждый моряк должен уметь ориентироваться по звездам. Какая звезда лишняя? (16, т.к. все остальные делятся на три).

2.Чтобы зайти в порт, нужно разгадать - шифр - «магический квадрат»
Расставить числа от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел в каждой строчке, в каждом столбце и по диагоналям составляла число — 15.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.
IV. Итог урока. Рефлексия
Ребята, мы достигли своей цели: прибыли в порт «Победа».
Домашнее задание.
Работа по карточкам (у каждого индивидуальное задание).
- Что мы сегодня повторяли на уроке?
- Вам понравился урок?
-Что больше всего понравилось?
-Какое задание оказалось сложным?
-Ребята,моряков в порту встречают с букетами цветов. Вот и мы с вами
составим коллективный букет. Каждый из вас оценит себя
«Цветком успеха» и ваши цветы мы оформим в один букет (прикрепим их на доске). Видите, какой красивый букет получился.
Спасобо за урок!