Тема урока: Фонетика
Тип урока: Урок-путешествие
Цели урока:
Предметные:
закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся по фонетике;
формировать правила речевого поведения;
работать над расширением словарного запаса и правильностью речи учащихся.
Личностные: развивать коммуникативно-речевые умения.
Регулятивные: умение ставить цели и задачи урока и решать в течение урока.
Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками.
Воспитательные: развивать умения соблюдать правила игры.
Оборудование: карта «Страна букв и звуков»»
Ход урока
Орг. момент
Приветствие учителя. Психологическая подготовка к восприятию темы урока.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня вы отправитесь в увлекательное путешествие по «Стране букв и звуков», покажите свои знания о звуках русского языка, умение правильно писать, произносить слова, выполнять фонетический разбор слов. Желаю вам приятного путешествия!
II. Работа по теме урока
Слово учителя с элементами беседы:
- Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолета, звон металла, завывание ветра, шорох камышей, лай собаки, треск сухих веток, пенье птиц, дробь барабана, раскаты грома, шелест листьев… Но в вашем учебнике «Русский язык» об этом нет ни строчки.
Нас окружают особые звуки, которые не с чем сравнить – звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение.
- А как вы думаете, ребята, сколько нужно звуков, чтобы составить несколько миллионов слов?
- Оказывается, всего 42, и описаны они на двух страницах учебника.
- Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?
- Молодцы! Теперь в добрый путь!
2. Учитель:
- Посмотрите внимательно на карту «Страны Букв и Звуков». Отправная точка нашего путешествия – поселок Фонема.
Сколько на свете звуков?
Сколько в снегу снежинок?
Сколько в дожде дождинок?
Сколько в песке песчинок?
Сколько звуков у речи?
- Вспомните изученные вами скороговорки, прочтите, назовите преобладающий в них звук, дайте характеристику.
(Без Прокопа кипит укроп, к
При Прокопе кипит укроп, п
Пришел Прокоп – кипит укроп, р
Ушел Прокоп – кипит укроп!)
- Запишите отгадки и скажите, чем отличаются они друг от друга?
а) С глухим шипящим – кругл как мячик. Со звонким как огонь горячий (шар-жар).
б) С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню в раздолье (колос-голос).
в) С глухим – траву она срезает, со звонким – листья объедает (коса-коза).
г) С глухим согласным мы его читаем, со звонким в нем же обитаем
III. Создание проблемной ситуации
Учитель: Мостом через реку является фонетический разбор слова [майэтся]. Правильно ли выполнен разбор этого слова? Кто правильно сделает его, тот окажется на том берегу реки, ближе к его финишу.
Вопрос: какова роль звуков в речи? Ответ на него можно найти, прочитав следующие четверостишия:
О, лень! – возмутился Олень, -
Чего ты, лежишь, словно пень?
- Тю, Лень , - удивился Тюлень,-
Чего ты, блуждаешь, как тень?
На брата сердится сестра:
Ее зовут Марина.
А он стоит среди двора,
Кричит: «Ты где, Малина?»
IV. Физкультурная минутка
Учитель: Вы успешно преодолели первое препятствие и наше путешествие продолжается. Чтобы нам было веселее, я предлагаю вам ответить на вопросы-шутки:
Во что превратятся богиня, быль, жар, жалость, день, зайка, если заменить в них начальные звонкие согласные глухими?
Что надо сделать со словом кость, чтобы оно стало обозначать желательного в доме человека?
V. Фронтальный опрос
VI. Приближаемся к городу «Алфавит»
Учитель: Перед городом – ворота: с одной стороны Ъ, с другой – Ь, спорят о чем-то и хотят от нас услышать ответы на вопросы; только тогда нам можно войти в город «Алфавит».
Что такое алфавит и почему он имеет такое название?
Каким другим словом можно назвать алфавит и почему?
- По городу мы передвигаемся группами. Ваши задания выписать из словаря:
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
10 существительных в алфавитном порядке | 5 слов, в которых букв больше, чем звуков | 10 существительных с двойными согласными | 10 существительных с непроизносимой согласной |
Например, Алфавит Библиотека Вокзал Город Дружба Единство Ёлка Жизнь Завод Итог | Например, Пять Жить Дрожь Местность Улыбаться | Например, Перрон Терраса Территория Аппетит Аппарат Коллектив Миллион Программа Хоккей Эффект | Например, Лестница Местность Окрестность Сердце Праздник Вестник Тростник Солнце Чувство Честность |
VII. Горы. Пик «Ударение»
Задание: правильно прочитать слова, соблюдая ударение (каждому раздаются следующие стихотворные строчки, в выделенных словах которых правильно расставить ударения).
Говорил он, между прочим,
«Красива, досуг, шофер, процент»
Звонят, звонят ученики
Придут домой ученики,
И начинаются звонки –
Звонки без передышки.
А кто звонит?
Выполняя договоры,
Инженеры и шоферы,
Столяры и маляры –
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы.
VIII. Веселый привал, игра «Вставь буквы»
Учитель:
- Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помогите ему их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставим звуки.
Мне очень нравится жира[ф]
Высокий рост и добрый нра[ф]
Жил-был по[п]
Толоконный ло[п]
Может, это старый де[т]
Ста четырнадцати ле[т]?
Однажды старушка отправилась в ле[с]
Приходит обратно, а пудель исче[с]
Правда, дети, я хоро[ш]
На большой мешок похо[ш]?
IX. Долина «Орфография»
Задание: написать отгадки с орфограммой «Непроверяемое написание». Кто правильно ответит, тот первым пришел удачно к привалу «оценка».
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный … (каталог)
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все … (алфавит)
Во мне два к, не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом - … (аккуратный)
X. Привал «Оценка» (подведение итогов путешествия)
1. – Что нового узнали на уроке путешествии, что повторили и вспомнили? Было ли интересным наше путешествие?
- Какая станция запомнилась больше всего?
2. Выставление оценок
XI. Домашнее задание
Выписать загадки на тему «Труд»
Доход не бывает без хлопот;
2. К гребцу и берег приплывет;
3. Крут бережок, да рыбка хороша;
4. Кто труд любит, долго спать не будет;
5. С песней и труд спорится;
6. Пошло дело на лад – и сам ему рад.)