Конспект открытого урока по алгебре 9 класс | СШ им С Серикова СШ им С Серикова |
Цель: Выяснить уровень знаний учащихся по темам: «Последовательность, арифметическая и геометрическая прогрессии». Закрепить умение выполнять арифметические действия над различными числами. Развивать внимание и логическое мышление, математическую речь. Развивать оперативные умения и навыки. Развивать навыки самоконтроля и самооценки. Повышать интерес учащихся к урокам математики. Воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки. | Разработала и провела учитель математики высшей категории Паль Ольга Владимировна |
Урок –путешествие в 9 классе
Цель: Выяснить уровень знаний учащихся по темам: «Последовательность, арифметическая и геометрическая прогрессии». Закрепить умение выполнять арифметические действия над различными числами. Развивать внимание и логическое мышление, математическую речь. Развивать оперативные умения и навыки. Развивать навыки самоконтроля и самооценки. Повышать интерес учащихся к урокам математики. Воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки
Оформление: карта маршрута с указанием станций, картинки, карточки.
Класс разбивается на 5 групп по 5человек.В группе обязательно ученики с разными способностями. Каждой группе дается тема.
На данном уроке повторяем 5 тем:
1.Последовательности.
2.Арифметическая прогрессия.
3.Сумма п-первых членов арифметической прогрессии.
4. Геометрическая прогрессия.
5. Сумма п-первых членов геометрической прогрессии.
Ученикам дается название тем за неделю до урока и один из группы готовится выступать по данной теме, используя дополнительную литературу. В каждой группе назначается проводник из сильных ребят.
У каждого из них проездной билет.(проводник заполняет)
Ф.И.ученика | Послед. | Ариф. пр. | Сум. Ариф. | Геом. прог. | Сум.геом. | Итоговая оценка |
1.Петров | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
2. | | | | | | |
Для каждого ученика заготовлен конверт заданий, которые он решает в течении урока. При решении заданий помочь ребятам может только проводник, он же и оценивает работу. На решения отводится 5-6 минут. В течении урока 5 остановок и 5 сообщений. И каждый ученик получает 5 оценок по каждой теме. И затем учителю уже видно по проездному билету, у кого по какой теме есть пробелы в знаниях.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня, ребята , мы с вами проводим немного необычный урок, а именно урок –путешествие в своих вагончиках и сделаем несколько остановок на станциях:
1. Последовательности.
2.Арифметическая прогрессия.
3.Сумма п-первых членов арифметической прогрессии.
4. Геометрическая прогрессия.
5. Сумма п-первых членов геометрической прогрессии.
В пути вам будут помогать ваши проводники, и они же оценят ваши знания. Мы начинаем свое путешествие: «Счастливого пути!»
1.Остановка «Последовательности».
Сообщение на 1-2 минуты делает ученик 1группы.
В настоящее время числовые последовательности рассматриваются как частные случаи функции. Числовая последовательность, есть функция натурального аргумента. Понятие числовой последовательности возникло и развивалось задолго до создания учения о функции. Вот примеры бесконечных числовых последовательностей, известных еще в древности:
1)1,2,3,4,5,…-последовательность натуральных чисел
2)2,4,6,8,10…-четных чисел
3)1,3,5,7,9…-нечетных чисел
4)1,4,9,16…-квадратов натуральных чисел
5)2,3,5,7,11…-простых чисел
6)1,1/2,1/3,1/4…-чисел, обратных натуральным.
Число членов каждого из этих рядов бесконечно; первые пять последовательностей -монотонно возрастающие, последняя- убывающая. Идея предела последовательности восходит к 5-4 в.в. до н.э. Прогрессии частные случаи числовых последовательностей. Последовательность -одно из основных понятий математики. Последовательность может быть составлена из чисел, точек, функций, векторов и т.д. Последовательность считается заданной, если указан закон, по которому каждому натуральному числу п-ставится в соответствие элемент хп некоторого множества.
Существуют такие способы задания последовательностей:
1)аналитический -самый простой способ-с помощью формулы, выражающей п-й член последовательности хп через его номер п.
2)рекуррентный(возвращающийся), когда задают несколько первых членов последовательности и правило, позволяющее вычислять каждый следующий член через предыдущие.
Задание(карточка №1)
Найти первые пять членов последовательности, заданной формулой п-го члена.
(1 уровень) уп=п/п+1
(2 уровень ) хп=3п-1
2.Остановка «Арифметическая прогрессия».
Сообщение на 1-2 минуты делает ученик 2 группы.
Арифметической прогрессией называется последовательность (ап), у которой каждый член, начиная со второго, больше (или меньше) предыдущего на постоянное число d-разность арифметической прогрессии. Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому последующего и предыдущего членов ап=ап+1+ап-1/2. Это отражено в названии последовательности.
Формула п-го члена ап=а1+ d(п-1).
Арифметические прогрессии и их свойства изучались математиками с древних времен. Греческих математиков интересовала связь прогрессий с так называемыми многоугольными числами, вычислением площадей, объемов, красивыми числовыми соотношениями.
Задание(карточка №2)
уровень)
Найти разность арифметической прогрессии, если в1=2, в2=92
уровень)
Последовательность (сп)-арифметическая прогрессия. Найти с5, если с1=20, d=3.
3.Остановка «Сумма п-первых членов арифметической прогрессии»
Сообщение на 1-2 минуты делает ученик 3 группы.
Первые из дошедших до нас задач на прогрессии связаны с запросами хозяйственной жизни и общественной практики, как ,например, распределение продуктов, деление наследства и т.д.
Задачи на арифметические прогрессии имеются и в древнекитайском трактате «Математика в девяти книгах», в котором нет, однако, указаний на применение какой-либо формулы суммирования. При решении задач египтяне, видимо, пользовались правилом, которое можно записать в современной символике так: а= S/n –(n-1)d/2 аналогично S=a+b/2*n.
С этой формулой связан интересный эпизод из жизни немецкого математика К.Ф.Гаусса (1777-1855). Когда ему было 9 лет, учитель, занятый проверкой работ учеников других классов, задал на уроке следующую задачу: «Сосчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 40 включительно 1+2+3+4+…+40».Каково же было удивление учителя, когда один из учеников (это был Гаусс) через минуту воскликнул: «Я уже решил!». Большинство учеников после долгих подсчетов получили неверный результат. В тетради Гаусса было только одно число, но зато верное. Вот схема его рассуждений. Сумма чисел в каждой паре равна 41. Таких пар 20, поэтому искомая сумма равна 41*20=820.
1, 2, 3, …,20
+
40,39,…21
41,41,….41
Задание(карточка №3)
(1 уровень)
Арифметическая прогрессия задана формулой ап=3п+2. Найти сумму 40 первых её членов.
(2 уровень)
Найти сумму девяти первых членов арифметической прогрессии (вп), если в1=6, в9=22.
4.Остановка «Геометрическая прогрессия».
Сообщение на 1-2 минуты делает ученик 4 группы.
Г
еометрической прогрессией называется последовательность (вп), у которой каждый член, начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на постоянное число q не = 0-знаменатель прогрессии. Геометрическая прогрессия-это последовательность, заданная по правилу : в1 и q даны, вп+1=вп при п или =1. Каждый член геометрической прогрессии с положительными членами, начиная со второго равен среднему геометрическому последующего и предыдущего членов. Этот факт отражается в названии рассматриваемой последовательности: геометрическая прогрессия. Справедлива формула вп=в1* qп-1. При q=1 геометрическая прогрессия одновременно является и арифметической прогрессией. Если q1, то члены геометрической прогрессии быстро растут. В результате при сравнительно небольших номерах и получаются числа-гиганты. С древнейших времен известны задачи и легенды, связанные с неправдоподобной на первый взгляд скоростью роста членов геометрической прогрессии. Одна из наиболее известных легенд-легенда об изобретателе шахмат.
Задание(карточка №4)
(1 уровень)
Найти первый член геометрической прогрессии (вп),если в8=384, q=2.
(2 уровень)
Найти пятый член геометрической прогрессии (вп),если в1=6, q=2.
5.Остановка «Сумма п-членов геометрической прогрессии».
Сообщение на 1-2 минуты делает ученик 5 группы.
В папирусе Ахмеса содержится задача, в которой требуется найти сумму п-членов геометрической прогрессии,зная первый её член и знаменатель. Из одной клинописной таблички можно заключить, что наблюдая Луну от новолуния до полнолуния, вавилоняне пришли к такому выводу: в первые 5 дней после новолуния рост освещения лунного диска совершается по закону геометрической прогрессии со знаменателем 2. В другой, более поздней табличке речь идет о суммировании геометрической прогрессии:1+2+22+…29.
Решение и ответ S=512+(512-1), данные в табличке, наводят на мысль, что автор задачи пользовался формулой Sn=2п+(2п-1), однако о том, как он дошел до неё, мы ничего пока не знаем. Одна из самых старых задач-задача о зернах на шахматной доске. Другой знаменитой задачей, является задача,известная еще в Древнем Египте, появившаяся в русском фольклоре:
«Шли 7 старцев, у каждого старца по семи костылей. На каждом костыле по семи сучков. На каждом сучке по семи кошелей. В каждом кошеле по семи пирогов, а в каждом пироге по семи воробьев. Сколько всего?»(старцев,костылей,сучков…)
Общая формула Sn =в1(qп-1)/(q-1).
Примером геометрической прогрессии является исчисление «сложных процентов», изменение массы радиоактивного вещества со временем.
З
адание(карточка №5)
Найти сумму первых трех членов геометрической прогрессии (вп), если
(1 уровень)
в3=16/9, q=2/3.
(2 уровень)
в1=4, q=2.
В заключении –чтение «Легенды о шахматной доске» по книге Л.И.Перехмана «Живая математика».
Подводятся итоги ( в баллах) по всем заданиям, определяется вагон –победитель.