СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - Путешествие" Имя прилагательное как часть речи."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок позволит повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Просмотр содержимого документа
«Урок - Путешествие" Имя прилагательное как часть речи."»

Бучинская Е.А.,КГУ «Средняя школа№2»

г.Тайынша, СКО


Тема:  Имя прилагательное как часть речи.

Цель:  Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи:

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая:  развивать творческие способности детей, воображение,   ассоциативное, образное  мышление, умения выделять существенные признаки, коммуникативные навыки, умения работать в парах.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.


Тип урока: комбинированный

Методы: словесные, наглядные

Контроль: устный и письменный.

Формы обучения: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

По ходу работы учащиеся заполняют Бортовые журналы.

Оборудование: живое слово учителя, карточки с заданием.


Ход урока.

1.Эмоциональный настрой.

Настроение – важный момент в нашей жизни. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи и успеха!

2.Вступительное слово учителя (подготовка к работе, погружение в тему)

- Ребята, вы любите путешествовать?Сегодня на уроке у вас есть такая возможность. (звук воды)

- Как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие?

-А кто из вас путешествовал на пароходе?

Мы отправляемся в морское путешествие. Побывав на островах, нам нужно справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться через 45 минут домой. Вы готовы?

3.Физминутка «От зеленого причала оттолкнулся пароход»

От зеленого причала оттолкнулся пароход
встать
Он шагнул назад,
шаг назад
А потом шагнул вперед.
шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке
движения руками
Набирая полный ход
ходьба на месте


4. Мы совершим путешествие в страну Имени Прилагательного, повторим и обобщим изученное по этой теме «Имя прилагательное»

Итак, в путь!

Поэтому, сейчас мы отправимся на речной вокзал и приобретём билеты на пароход.

- Так как мы собираемся совершить необычное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно ответить на вопросы кассира. И вот его вопрос.

- Что же такое имя прилагательное? (ответ детей)

- А теперь откройте бортовые журналы, запишите ФИ, число, тему.

- Сейчас вы сможете применить свои знания.

Следить за нашим путешествием будет улыбчивое милое само Имя прилагательное

Очень знать желательно,

Что такое прилагательное…

Прилагаюсь я к предметам.

Называю их приметы:

Добрый лев и злая кошка,

Бежит песчаная дорожка,

Паровоз спешит железный

По игрушечной дороге…

Вот тебе совет полезный,

Ты его прими, любезный:

Знать всем обязательно,

Что такое прилагательное!

-О каком важном признаке говорится в стихотворении?

Очень добрая часть речи –

Изменяюсь я, друзья,

Потому и согласуюсь

С существительными я.

- И вот первое задание. Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.

(Зимний)утро,(тёмный)ночами,(чистая)воздух, (пушистый)покрывало, о (морозный) дне, (красивый)снежинка, (звонкий) голоса.

Проверь себя!

Зимнее утро, тёмными ночами, чистый воздух, пушистое покрывало,о морозном дне, красивая снежинка, звонкие голоса.

(За каждый правильный ответ поставь один балл)

- Ребята, признайтесь честно, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка. Кто поможет объяснить ее?

- В чём согласуются прилагательные с существительными?

И род, и падеж, и число

Изменю в угоду я им,

Сделать это мне очень легко,

Горжусь умением своим.


- Поздравляю, задание выполнено, мы получаем билеты на пароход, занимаем свои места и… - Счастливого пути!

- Наше путешествие началось, и на пути первыйостров «Разрядный». Стоянка 10 минут. Нужно многое успеть. Поэтому не будем терять время

- Давайте с вами вспомним, какие разряды прилагательных мы с вами изучили и проверим наши знания. А помогут нам в этом стихоправила!

(Учащиеся читают стихоправила)

У качественных прилагательных

Есть степени сравнения обязательно.

Краткую форму они образуют,

Вес, размер и цвет характеризуют.

Антонимов они не чураются,

С наречием ОЧЕНЬ часто встречаются.

Относительные имена прилагательные –

Особы весьма очаровательные.

Материя, количество, место нахождения,

Вес, и длина, и мера – вот их назначение.

Краткой формы у них не отыскать,

Степени сравнения к ним не подобрать,

Антонимов никогда к ним нельзя подыскать,

И с наречием ОЧЕНЬ нельзя их сочетать.

Притяжательное прилагательное

Что и кому должно принадлежать,

Поможет нам оно понять.

Лисий хвост и мальчишечья сеть,

У медвежьей берлоги сидит медведь,

Сестрицын платок и отцов пиджак,

В рыбачьем посёлке живет рыбак.

- На нашем пароходе 3 каюты. Выполните задание по каютам(самостоятельно):

Первая каюта. Выпишите в тетрадь качественные имена прилагательные.

Вторая. Выпишите относительные имена прилагательные.

Третья. Выпишите притяжательные имена прилагательные.



Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, аннинский, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.



1 каюта

2 каюта

3 каюта

качественные

относительные

притяжательные

высокий

кирпичный

дядин

синий

деревянный

Егоров

смелый

настольный

мамин

низкий

золотой

заячий

строгий

вчерашний

медвежья



















- Да, задание было не из лёгких, но я рада, что всё-таки мы с ним справились! Можно продолжать путь!

- А вот и следующий остров -«Степени сравнения»

- Как образуются степени сравнения имен прилагательных?

- Сладкий - … - … .

Вежливый - … - … .

Интересный - … - … .

Строгий - … - … .



Сладкий - слаще - сладчайший.

Вежливый - вежливей - вежливейший.

Интересный - интереснее - интереснейший.

Строгий - строже - строжайший.



- Ну что, поехали дальше.Следующая остановка на острове «Неизвестном»

- Кто из вас может предположить, почему именно таким образом написано название станции? (слитно или раздельно?)

- Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных сне.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(один ученик работает у закрытой доски, остальные – с карточками в тетради)

(Не)хороший день, а плохой; далеко (не)деш..вый п..дарок; (не)пр..ятный разговор, (не)б..льшой, но милый; (пре)(не)пр..ятное известие; совсем (не)нас..ная погода.

Не хороший день, а плохой; далеко не дешёвый подарок; неприятный разговор, небольшой, но милый; пренеприятное известие; совсем ненастная погода.(После выполнения задания сверяемся с доской, исправляем ошибки)Игра-физкультминутка. Немножко отдохнем

Отгадайте кто это?

—     Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

—     Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

—     Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

—     Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)

—     Вкусная, сочная, синяя. (Слива)

—     Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

—     Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)

-Попробуйте придумать подобные загадки и адресовать их мне или своимодноклассникам.

- Да, согласитесь, что задания от острова к острову только усложняются, но я думаю, что мы с вами основательно подготовились к путешествию и готовы к любым испытаниям. А вот и оно.

- Да, прилагательные иногда сильно усложняют нам жизнь, порой ставят просто в тупик. Но это бывает лишь с теми из нас, кто не соблюдает некоторых правил их написания.

Словарная диктовка

Бледно-лиловый куст, синие-пресиние глаза, западноевропейские языки, трудолюбивый человек, северо-западное направление, широкоплечий юноша, древнерусские летописи, чёрно-белое кино.

- Молодцы! Поплыли дальше!

- Что за чудные названия островов! Вот и следующий, посмотрите!

- Все понятно. Жители этого острова просто не знают, какое надо применять правило, чтобы правильно написать суффиксы прилагательных!

Ну, думаю, что с этой проблемой мы поможем справиться жителям «Энного»острова. Правда, ребята? Так когда же пишется одна буква н, а когда две в суффиксах имен прилагательных?

Образуйте от существительных имена прилагательные с одной и двумя буквами Н в суффиксе (самостоятельная работа с взаимопроверкой)

Песок, олово, стекло, железо, шерсть, рожь, гусь, государство, глина, дерево, серебро, картина, телефон.

(Песчаный, оловянный, стеклянный, железный, шерстяной, ржаной, гусиный, государственный, глиняный, деревянный, серебряный, картинный, телефонный).

- Ребята, а для остановки на следующем острове нам придётся вспомнить о членах предложения, и, конечно, о том, каким же из них может быть имя прилагательное. Так каким же?

- Да, ребята, наше путешествие близится к концу, но впереди еще несколькоостровов. Поэтому соберитесь, нас ждёт… остров «Синтаксический»

В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой.

Остров «Морфологический»

- У вас в бортовом журнале записано предложение, которое мы разбирали синтаксически. А теперь нам с вами предстоит другая работа – сделать морфологический разбор прилагательных. Но для начала давайте найдем их в предложении.

- А теперь – вновь задание по каютам

1-я – разбирает в чистом2-я –волнистый3-я – рябой

- Желающий работать у доски делает морфологический разбор любого прилагательного из этих трёх.

- Ребята, я вас поздравляю – впереди цель нашего путешествия – остров «Итоговый!- Путешествуя по владениям имени прилагательного, мы привели в систему изученного об имени прилагательном.

- Теперь предлагаю выполнить задания небольшого теста. (выполняют)

- Ребята, а как вы думаете, для чего мы провели этот тест? (отвечают)

- Поднимите руки, кто удовлетворён своими знаниями?

- А что же нужно сделать, чтобы их улучшить?

5. Домашнее задание.

1группа – выписать из художественного текста 5 предложений, найти и подчеркнуть прилагательные, определить род, число, падеж.

2 – сочинить грамматическую сказку «Жило – было, прилагательное…».

3 – написать сочинение – рассуждение «Важны ли прилагательные в нашей речи»


Литература:

1.Путешествие в страну Знания. Гетманова В.С. Шымкент: ТОО «Шикула и К», 2007г.

2.Учебник. «Русский язык». 5 класс для общеобразовательных школ, Алматы «Атамура», 2010г.

3. http://www.trepsy.net/pedagog/stat.php?stat=5572

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%ED%EA%E2%E5%E9%E



Очень знать желательно,

Что такое прилагательное…

Прилагаюсь я к предметам.

Называю их приметы:

Добрый лев и злая кошка,

Бежит песчаная дорожка,

Паровоз спешит железный

По игрушечной дороге…

Вот тебе совет полезный,

Ты его прими, любезный:

Знать всем обязательно,

Что такое прилагательное!

Очень добрая часть речи –

Изменяюсь я, друзья,

Потому и согласуюсь

С существительными я.

И род, и падеж, и число

Изменю в угоду я им,

Сделать это мне очень легко,

Горжусь умением своим.


У качественных прилагательных

Есть степени сравнения обязательно.

Краткую форму они образуют,

Вес, размер и цвет характеризуют.

Антонимов они не чураются,

С наречием ОЧЕНЬ часто встречаются.

Относительные имена прилагательные –

Особы весьма очаровательные.

Материя, количество, место нахождения,

Вес, и длина, и мера – вот их назначение.

Краткой формы у них не отыскать,

Степени сравнения к ним не подобрать,

Антонимов никогда к ним нельзя подыскать,

И с наречием ОЧЕНЬ нельзя их сочетать.

Притяжательное прилагательное

Что и кому должно принадлежать,

Поможет нам оно понять.

Лисий хвост и мальчишечья сеть,

У медвежьей берлоги сидит медведь,

Сестрицын платок и отцов пиджак,

В рыбачьем посёлке живет рыбак.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!