Бучинская Е.А.,КГУ «Средняя школа№2»
г.Тайынша, СКО
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи:
Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: развивать творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное мышление, умения выделять существенные признаки, коммуникативные навыки, умения работать в парах.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесные, наглядные
Контроль: устный и письменный.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
По ходу работы учащиеся заполняют Бортовые журналы.
Оборудование: живое слово учителя, карточки с заданием.
Ход урока.
1.Эмоциональный настрой.
Настроение – важный момент в нашей жизни. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи и успеха!
2.Вступительное слово учителя (подготовка к работе, погружение в тему)
- Ребята, вы любите путешествовать?Сегодня на уроке у вас есть такая возможность. (звук воды)
- Как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие?
-А кто из вас путешествовал на пароходе?
Мы отправляемся в морское путешествие. Побывав на островах, нам нужно справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться через 45 минут домой. Вы готовы?
3.Физминутка «От зеленого причала оттолкнулся пароход»
От зеленого причала оттолкнулся пароход
встать
Он шагнул назад,
шаг назад
А потом шагнул вперед.
шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке
движения руками
Набирая полный ход
ходьба на месте
4. Мы совершим путешествие в страну Имени Прилагательного, повторим и обобщим изученное по этой теме «Имя прилагательное»
Итак, в путь!
Поэтому, сейчас мы отправимся на речной вокзал и приобретём билеты на пароход.
- Так как мы собираемся совершить необычное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно ответить на вопросы кассира. И вот его вопрос.
- Что же такое имя прилагательное? (ответ детей)
- А теперь откройте бортовые журналы, запишите ФИ, число, тему.
- Сейчас вы сможете применить свои знания.
Следить за нашим путешествием будет улыбчивое милое само Имя прилагательное
Очень знать желательно,
Что такое прилагательное…
Прилагаюсь я к предметам.
Называю их приметы:
Добрый лев и злая кошка,
Бежит песчаная дорожка,
Паровоз спешит железный
По игрушечной дороге…
Вот тебе совет полезный,
Ты его прими, любезный:
Знать всем обязательно,
Что такое прилагательное!
-О каком важном признаке говорится в стихотворении?
Очень добрая часть речи –
Изменяюсь я, друзья,
Потому и согласуюсь
С существительными я.
- И вот первое задание. Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.
(Зимний)утро,(тёмный)ночами,(чистая)воздух, (пушистый)покрывало, о (морозный) дне, (красивый)снежинка, (звонкий) голоса.
Проверь себя!
Зимнее утро, тёмными ночами, чистый воздух, пушистое покрывало,о морозном дне, красивая снежинка, звонкие голоса.
(За каждый правильный ответ поставь один балл)
- Ребята, признайтесь честно, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка. Кто поможет объяснить ее?
- В чём согласуются прилагательные с существительными?
И род, и падеж, и число
Изменю в угоду я им,
Сделать это мне очень легко,
Горжусь умением своим.
- Поздравляю, задание выполнено, мы получаем билеты на пароход, занимаем свои места и… - Счастливого пути!
- Наше путешествие началось, и на пути первыйостров «Разрядный». Стоянка 10 минут. Нужно многое успеть. Поэтому не будем терять время
- Давайте с вами вспомним, какие разряды прилагательных мы с вами изучили и проверим наши знания. А помогут нам в этом стихоправила!
(Учащиеся читают стихоправила)
У качественных прилагательных
Есть степени сравнения обязательно.
Краткую форму они образуют,
Вес, размер и цвет характеризуют.
Антонимов они не чураются,
С наречием ОЧЕНЬ часто встречаются.
Относительные имена прилагательные –
Особы весьма очаровательные.
Материя, количество, место нахождения,
Вес, и длина, и мера – вот их назначение.
Краткой формы у них не отыскать,
Степени сравнения к ним не подобрать,
Антонимов никогда к ним нельзя подыскать,
И с наречием ОЧЕНЬ нельзя их сочетать.
Притяжательное прилагательное
Что и кому должно принадлежать,
Поможет нам оно понять.
Лисий хвост и мальчишечья сеть,
У медвежьей берлоги сидит медведь,
Сестрицын платок и отцов пиджак,
В рыбачьем посёлке живет рыбак.
- На нашем пароходе 3 каюты. Выполните задание по каютам(самостоятельно):
Первая каюта. Выпишите в тетрадь качественные имена прилагательные.
Вторая. Выпишите относительные имена прилагательные.
Третья. Выпишите притяжательные имена прилагательные.
Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, аннинский, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.
1 каюта | 2 каюта | 3 каюта |
качественные | относительные | притяжательные |
высокий | кирпичный | дядин |
синий | деревянный | Егоров |
смелый | настольный | мамин |
низкий | золотой | заячий |
строгий | вчерашний | медвежья |
- Да, задание было не из лёгких, но я рада, что всё-таки мы с ним справились! Можно продолжать путь!
- А вот и следующий остров -«Степени сравнения»
- Как образуются степени сравнения имен прилагательных?
- Сладкий - … - … .
Вежливый - … - … .
Интересный - … - … .
Строгий - … - … .
Сладкий - слаще - сладчайший.
Вежливый - вежливей - вежливейший.
Интересный - интереснее - интереснейший.
Строгий - строже - строжайший.
- Ну что, поехали дальше.Следующая остановка на острове «Неизвестном»
- Кто из вас может предположить, почему именно таким образом написано название станции? (слитно или раздельно?)
- Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных сне.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(один ученик работает у закрытой доски, остальные – с карточками в тетради)
(Не)хороший день, а плохой; далеко (не)деш..вый п..дарок; (не)пр..ятный разговор, (не)б..льшой, но милый; (пре)(не)пр..ятное известие; совсем (не)нас..ная погода.
Не хороший день, а плохой; далеко не дешёвый подарок; неприятный разговор, небольшой, но милый; пренеприятное известие; совсем ненастная погода.(После выполнения задания сверяемся с доской, исправляем ошибки)Игра-физкультминутка. Немножко отдохнем
Отгадайте кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)
-Попробуйте придумать подобные загадки и адресовать их мне или своимодноклассникам.
- Да, согласитесь, что задания от острова к острову только усложняются, но я думаю, что мы с вами основательно подготовились к путешествию и готовы к любым испытаниям. А вот и оно.
- Да, прилагательные иногда сильно усложняют нам жизнь, порой ставят просто в тупик. Но это бывает лишь с теми из нас, кто не соблюдает некоторых правил их написания.
Словарная диктовка
Бледно-лиловый куст, синие-пресиние глаза, западноевропейские языки, трудолюбивый человек, северо-западное направление, широкоплечий юноша, древнерусские летописи, чёрно-белое кино.
- Молодцы! Поплыли дальше!
- Что за чудные названия островов! Вот и следующий, посмотрите!
- Все понятно. Жители этого острова просто не знают, какое надо применять правило, чтобы правильно написать суффиксы прилагательных!
Ну, думаю, что с этой проблемой мы поможем справиться жителям «Энного»острова. Правда, ребята? Так когда же пишется одна буква н, а когда две в суффиксах имен прилагательных?
Образуйте от существительных имена прилагательные с одной и двумя буквами Н в суффиксе (самостоятельная работа с взаимопроверкой)
Песок, олово, стекло, железо, шерсть, рожь, гусь, государство, глина, дерево, серебро, картина, телефон.
(Песчаный, оловянный, стеклянный, железный, шерстяной, ржаной, гусиный, государственный, глиняный, деревянный, серебряный, картинный, телефонный).
- Ребята, а для остановки на следующем острове нам придётся вспомнить о членах предложения, и, конечно, о том, каким же из них может быть имя прилагательное. Так каким же?
- Да, ребята, наше путешествие близится к концу, но впереди еще несколькоостровов. Поэтому соберитесь, нас ждёт… остров «Синтаксический»
В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой.
Остров «Морфологический»
- У вас в бортовом журнале записано предложение, которое мы разбирали синтаксически. А теперь нам с вами предстоит другая работа – сделать морфологический разбор прилагательных. Но для начала давайте найдем их в предложении.
- А теперь – вновь задание по каютам
1-я – разбирает в чистом2-я –волнистый3-я – рябой
- Желающий работать у доски делает морфологический разбор любого прилагательного из этих трёх.
- Ребята, я вас поздравляю – впереди цель нашего путешествия – остров «Итоговый!- Путешествуя по владениям имени прилагательного, мы привели в систему изученного об имени прилагательном.
- Теперь предлагаю выполнить задания небольшого теста. (выполняют)
- Ребята, а как вы думаете, для чего мы провели этот тест? (отвечают)
- Поднимите руки, кто удовлетворён своими знаниями?
- А что же нужно сделать, чтобы их улучшить?
5. Домашнее задание.
1группа – выписать из художественного текста 5 предложений, найти и подчеркнуть прилагательные, определить род, число, падеж.
2 – сочинить грамматическую сказку «Жило – было, прилагательное…».
3 – написать сочинение – рассуждение «Важны ли прилагательные в нашей речи»
Литература:
1.Путешествие в страну Знания. Гетманова В.С. Шымкент: ТОО «Шикула и К», 2007г.
2.Учебник. «Русский язык». 5 класс для общеобразовательных школ, Алматы «Атамура», 2010г.
3. http://www.trepsy.net/pedagog/stat.php?stat=5572
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%ED%EA%E2%E5%E9%E
Очень знать желательно,
Что такое прилагательное…
Прилагаюсь я к предметам.
Называю их приметы:
Добрый лев и злая кошка,
Бежит песчаная дорожка,
Паровоз спешит железный
По игрушечной дороге…
Вот тебе совет полезный,
Ты его прими, любезный:
Знать всем обязательно,
Что такое прилагательное!
Очень добрая часть речи –
Изменяюсь я, друзья,
Потому и согласуюсь
С существительными я.
И род, и падеж, и число
Изменю в угоду я им,
Сделать это мне очень легко,
Горжусь умением своим.
У качественных прилагательных
Есть степени сравнения обязательно.
Краткую форму они образуют,
Вес, размер и цвет характеризуют.
Антонимов они не чураются,
С наречием ОЧЕНЬ часто встречаются.
Относительные имена прилагательные –
Особы весьма очаровательные.
Материя, количество, место нахождения,
Вес, и длина, и мера – вот их назначение.
Краткой формы у них не отыскать,
Степени сравнения к ним не подобрать,
Антонимов никогда к ним нельзя подыскать,
И с наречием ОЧЕНЬ нельзя их сочетать.
Притяжательное прилагательное
Что и кому должно принадлежать,
Поможет нам оно понять.
Лисий хвост и мальчишечья сеть,
У медвежьей берлоги сидит медведь,
Сестрицын платок и отцов пиджак,
В рыбачьем посёлке живет рыбак.