Урок "Растительные ткани"

Категория: Биология

Целью является создание условий для формирования материалистического мировоззрения учащихся через знакомство с особенностями клеточного строения живых организмов, представления о тканях растений: особенности строения, многообразие, расположении, функциях.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Растительные ткани"»

Полупанова Татьяна Юрьевна

МБОУ «СОШ № 19 города Новоалтайска Алтайского края»

Урок

«Растительные ткани»

6 класс

Цель:

Образовательная: Создание условий для формирования материалистического мировоззрения учащихся через знакомство с особенностями клеточного строения живых организмов, представления о тканях растений: особенности строения, многообразие, расположении, функциях

Развивающая: Создание условий для формирования информационной компетентности через развитие умения работать с различными источниками информации, самостоятельно обрабатывать, анализировать, понимать и осмысливать информацию.

Воспитательная: Создание условий для формирования социальной компетентности через организацию работы в команде, направленной на конкретный продукт, формирование адекватной оценки и самооценки, осознание собственного вклада в общую работу.

Оборудование:

  • Биология. Живой организм 6 класс: учебник для образовательных учреждений Н.И. Сонин М. Дрофа, 2007. – 174 с. ил.

  • Авторский ЭОР «Интерактивный плакат «Лабораторный практикум»»

  • Микроскопы (увеличение 80, 200, 800)

  • Готовые микропрепараты растительных тканей («Срез стебля травянистого растения», «Кожица листа», «Кончик корня»)

  • Компьютер

  • Проектор

  • ИД SMART Notebook

  • Листы самоконтроля (приложение 1), ручка

Методы:

  • Объяснительно – иллюстративный

  • Поисковый

Ход урока:

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Методический комментарий

Приветствую учащихся.

Объясняю учащимся назначение листов самоконтроля и правила работы с ними.

Предлагаю учащимся подписать листы самоконтроля

Выясняю их эмоциональное состояние на начало


Проверяю знания учащихся об особенностях строения растительной и животной клетки


Работаю с основными понятиями:

  • Клетка

  • Цитология

  • Основные части клетки

  • Виды клеток

Комментирую полноту и правильность ответов учащихся, словесно поощряю к дальнейшей работе

Подписывают листы самоконтроля


Учащиеся принимают участие в беседе по вопросам:

  1. Как переводится термин «Цитология»? Что является объектом изучения?

  2. Какие виды клеток вы знаете?

  3. Назовите черты сходства и различия животной клетки и растительной.



Актуализируются знания по теме «Клетка»


Осуществляется формирования материалистического мировоззрения учащихся













Предлагаю учащимся совершить виртуальную экскурсию и посетить «Институт Фитогистологии», ответить на вопросы:

  • «Какой бы вы предложили перевод названия института»



Выдвигают свои гипотезы, создают банк идей (возможные варианты):

  • Растительные ткани

  • Фито – растения, гисто – ткань – ткани растений

  • Фито – растения, гисто – ткань , логос – наука – здесь занимаются науками изучающими ткани растений

Беседа с выходом на целеполагание в ходе которой осуществляется

воспитание самостоятельного мышления и развитие умения анализировать и делать выводы

Предлагаю сформулировать тему и цели урока:

  • Формирование знания об основных типах тканей растений

  • Продолжить формирование умения работы с микроскопом


Фиксирую на маркерной доске задачи

Формулируют тему и задачи урока, используя направляющие слова: узнать, сравнить, продолжить учиться.

Тема «Растительные ткани»

узнать

1. Особенности строения тканей растений

2. Функции тканей растений

3. Месторасположение тканей растений

сравнить ткани растений между собой

продолжить учиться

1. Работать с микроскопом

2. Узнавать ткани растений при рассмотрении готовых микропрепаратов и на рисунках

Результат работы записывают в листы контроля знаний.

Во время обсуждения формируется культура поведения (умение слушать и слышать товарища), коммуникативные качества и воспитывается самостоятельное мышление


Предлагаю учащимся повторить, используя тестовые задания интерактивного плаката «Лабораторный практикум»:

  • Правила работы с микроскопом

  • Правила по технике безопасности во время проведения лабораторных работ


Комментирую полноту и правильность ответов учащихся, словесно поощряю к дальнейшей работе, ставлю отметку за индивидуальный ответ

Учащиеся выходят по очереди к интерактивной доске и выполняют тестовые задания рубрики «Проверь себя» блок «Строение микроскопа» и «Проверь себя. Какие правила были нарушены?» блока «Правила работы с увеличительными приборами и техника безопасности»

Актуализируются знания по теме «Микроскоп» с опорой на субъектный опыт.

В ходе обсуждения формируются умения проводить аналогии, осуществляется воспитание самостоятельного мышления, сосредоточенности


Осуществляется формирование умения работать на ИД


Предлагаю учащимся:

  1. Разделиться на три рабочие группы - кафедры, выбрать «заведующих» кафедр

  2. В течение 5 минут выполнить лабораторную работу

  3. Оформить результаты работы в листах контроля знаний

  4. «Заведующему» кафедры доложить результаты работы

    1. Знакомятся с требованиями выполнения лабораторной работы «Растительные ткани»

    2. Рассматривают под микроскопом предложенный готовый микропрепарат, выполняют предложенное задание

    3. Используя текст учебника на стр. 29 – 31, записывают в листы самоконтроля информацию об особенностях тканей

Самостоятельно работая у учащихся, развивается умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Работая в группе у учащихся, формируется адекватная оценка и самооценка, осознание собственного вклада в общую работу, направленную на создание конкретного продукта – таблицы «Ткани животных»

Провожу физкультминутку:

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

Налево, направо, вокруг покружили,

Открыли глаза, и снова за дело

Встают со своих мест, выполняют движения

Осуществляется здоровьесберегающий компонент учебного процесса

Организую промежуточную проверку знаний







Комментирую полноту правильность ответов учащихся, используя материал интерактивного плаката, демонстрирую рисунки тканей растений, словесно поощряю к дальнейшей работе, ставлю отметку за индивидуальный ответ

«Заведующие» кафедр сообщают о результатах совместной работы, дают оценку работы каждого «своего сотрудника», ставят отметку.

Учащиеся дополняют (по мере необходимости) ответ «заведующего» кафедры

По результатам работы всех групп учащиеся делают вывод: Рассмотрев микропрепараты, я убедилась (лся), что организм растений состоит из клеток, которые в зависимости от выполняемой функции образуют различные типы тканей

Во время опроса формируется культура поведения (умение слушать и слышать товарища), коммуникативные качества, формируется адекватная оценка и самооценка










Осуществляю самоконтроль и самооценку через организацию беседы по вопросам:

  • Что было наиболее успешно выполнено?

  • Что вызвало затруднение?

Осуществляют самоконтроль и самооценку



Осуществляется формирование адекватной самооценки

Организую итоговую рефлексию

Отвечают на вопросы :

  • Что нового узнали на уроке?

  • Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

  • Где могут пригодиться знания по изученной теме?

  • Кому ты помог во время урока или кто помог тебе?

Во время беседы формируется культура поведения (умение слушать и слышать товарища), коммуникативные качества и воспитывается самостоятельное мышление


Выявляю эмоциональный фон в классе на конец урока

Выставляю учащимся отметки за работу в дневники

При помощи условных знаков в листах контроля знаний отвечают на вопрос: «Ваши чувства и эмоции в конце урока?»


Благодарю учащихся за работу по достижении цели урока



Предлагаю обязательное домашнее задание (учебник с. 29 – 31) и вариант творческого задания (составить синквейн на тему «Растительные ткани»)



Записывают домашнее задание в дневник



Осуществляется предоставление возможности выбора формы домашнего задания и работы с различными источниками информации

Осуществляется привлечение субъектного опыта учащихся
























Приложение 1


Фамилия Имя ____________________________________ класс ___________


Лабораторная работа № 2 «Растительные ткани»


Цель: Научиться распознавать растительные ткани на микропрепаратах


Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты: № 1 Покровная ткань, № 4 Кончик корня, № 7 Срез стебля травянистого растения

Ход работы:


1. Повторить правила по технике безопасности при проведении лабораторных работ


2. Рассмотрите при увеличении 80, 200 микропрепарат № 1. Зарисуйте (Рис. 1) небольшой фрагмент микропрепарата.


 Признаки покровной ткани _________________________________________

_________________________________________________________________ .


Функция этой ткани – ______________________________________________


3. Рассмотрите при увеличении 80, 200 микропрепарат № 4. Зарисуйте (Рис. 2) небольшой фрагмент микропрепарата.


Признаки образовательной ткани ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .


Функция этой ткани – ______________________________________________


4. Рассмотреть при увеличении 80, 200 микропрепарат № 7. Зарисуйте (Рис. 3) небольшой фрагмент микропрепарата так, чтобы по вашему рисунку можно было узнать проводящую ткань.


Признаки проводящей ткани _________________________________________

_________________________________________________________________ .


Функция этой ткани – ______________________________________________













Рис. № 1 Рис. № 2 Рис. № 3


Вывод:


Рассмотрев микропрепараты, я убедилась (лся), что организм _____________ состоит из клеток, которые в зависимости от выполняемой _______________ образуют ____________________ ___________ тканей



ДО

ПОСЛЕ



















Оценка __________________


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас