СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Разряды имен прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработку урока можно использовать как в сильном, так и в слабом классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Разряды имен прилагательных"»


Открытый урок по русскому языку


подготовила учитель русского языка и литературы

Чудаева В.Г.

МОУ гимназия №7 г. Лыткарино

2016 год


Цель: изучение разрядов имён прилагательных и отработка навыка нахождения качественных прилагательных.

Задачи:

  • ознакомить шестиклассников с разрядами имён прилагательных;

  • формирование умения определять разряды имён прилагательных, находить в тексте качественные прилагательные;

  • на языковом материале воспитывать любовь к окружающему миру.

Вид урока: урок – изучение нового материала.

Возраст учащихся: 6 класс.

Размер группы: класс.

Ресурсы:

  • традиционное расположение парт;

  • музыкальное оформление, слайд-шоу;

Время: 45 минут.

Литература:

  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. М.: «Просвещение», 2000.

  • Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. 5-7 классы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

  • Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-6 классы. Волгоград: «Учитель», 2003.


Ход урока:


1.Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Начнём урок с задания, которое поможет сформулировать тему, цели и задачи нашего занятия. Послушайте песню и во время прослушивания запишите в тетради в столбик все имена прилагательные, которые услышите в ней.




слайд № 14



У леса на опушке
Жила Зима в избушке.
Она снежки солила
В березовой кадушке.
Она сучила пряжу,
Она ткала холсты,
Ковала ледяные
Над реками мосты.


Потолок ледяной,
Дверь скрипучая,
За шершавой стеной
Тьма колючая,
Как шагнешь за порог –
Всюду иней,
А из окон парок
Синий-синий…


  • Зачитайте имена прилагательные:

березовой

ледяные

ледяной

скрипучая

шершавой

колючая

синий-синий

  • Какую роль они выполняют в тексте? (Имена прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов, позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее).

  • Какую синтаксическую роль имена прилагательные выполняют в данном тексте? (Роль определения.)

  • Какую синтаксическую роль они могут выполнять ещё? (Могут быть сказуемым.)

  • Дайте определение имени прилагательного.

  • Как вы думаете, с чем будет связана тема урока?


2.Объяснение нового материала:

Итак, мы продолжаем изучать имя прилагательное. Тема сегодняшнего урока: «Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные».

Цели:

-мы узнаем, на какие три разряда делятся имена прилагательные и признаки качественных имён прилагательных;

-мы будем учиться находить качественные прилагательные.


слайд № 15


Имён прилагательных в русском языке очень много, они могут обозначать различные признаки, поэтому все имена прилагательные разделили на разряды по значению. Посмотрите на слайд и выявите особенности прилагательных каждого столбика. Что общего в значении слов каждой группы? (Первые обладают качеством в большей или меньшей степени, вторые указывают на то, из чего сделан предмет, третьи – на принадлежность кому-либо.)






слайд № 16


На какие разряды по значению делятся имена прилагательные? Назовите их. (Качественные, относительные, притяжательные.) Сегодня вы не будете записывать теоретический материал в тетрадь для правил, вы получите распечатки, которые туда приклеите.


слайд № 17


Какие имена прилагательные относятся к качественным?

Качественные (величина, возраст, цвет, вес, внешний вид, внутренние качества и т.д.). Они могут быть в большей или меньшей степени (= очень).

Признаки качественных прилагательных:

  • Сочетаются с наречием очень

  • Имеют краткую форму

  • Образуют степени сравнения

  • Образуют сложные прилагательные

  • Образуются прилагательные с приставкой не-


слайд № 18


Давайте поработаем с прилагательным и посмотрим, обладает ли оно признаками качественного прилагательного.

Мороз нарисовал на стёклах красивые узоры.

  • очень красивый

  • красив

  • красивее

  • красивый-красивый

  • некрасивый


3.Закрепление нового материала:

Игра в мяч. Я буду вам говорить имена прилагательные, а вы будете определять качественное это прилагательное или нет.

чистый

аккуратный

весёлый

городской

стеклянный

русский

низкий

горный

печальный

дикий

молочный

зимний

бледный

пастуший

беличий


слайд № 19


Прочитайте стихотворение А.А.Фета. Запишите в тетрадях текст, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, объясните правописание слов.

Ч...дная к...ртина,

Как ты мне р…дна:

Белая р…внина,

Полная луна.


Свет н…бес высоких,

И бл…стящий снег.

И саней д…лёких

Од…нокий бег.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.


Свет небес высоких,

И блестящий снег.

И саней далёких

Одинокий бег.


слайд № 20


  • Анализ орфограмм.

  • Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Что мы можем наблюдать в этом тексте?

  • Найдите качественные прилагательные. Докажите, что они относятся именно к этому разряду.

  • Как называются образные определения, выраженные прилагательными в переносном значении. (Эпитеты.) Среди обычных определений найдите эпитет. (Одинокий.) Какое чувство передаёт поэт при помощи слова «одинокий»?


слайд № 21


Перед вами картина Кондратенко Гавриила Павловича «Зимний вечер», написанная во второй половине 19 века. Что сближает её со стихотворением А.А.Фета?

слайд № 22

Я предлагаю вам поработать с картиной современного художника Уколова Владимира Алексеевича «По свежему снегу». Объединитесь в пары и напишите небольшой литературный этюд по картине. (5-6 предложений) Обязательно используйте имена прилагательные, чтобы создать яркую образную картину. Найдите в созданном вами тексте прилагательные, определите, какие из них качественные.

Чтение литературных этюдов учащихся.

4.Рефлексия:

  • Что нового вы узнали на этом уроке?

  • Какие существуют разряды прилагательных по значению?

  • Перечислите признаки качественных прилагательных.

  • Какой вид работы вам особенно понравился?

  • С каким настроением вы уходите с урока?

5.Домашнее задание:

  • теорию по памятке выучить;

  • упражнение № 290 по заданию учебника;

  • словарные слова на пре- и при- из смысловых пар.














карточки-памятки:

Разряды имён прилагательных:

качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-;

относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения;

притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на

вопросы: Чей? Чья? Чьё?

Разряды имён прилагательных:

качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-;

относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения;

притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на

вопросы: Чей? Чья? Чьё?

Разряды имён прилагательных:

качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-;

относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения;

притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на

вопросы: Чей? Чья? Чьё?

Разряды имён прилагательных:

качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-;

относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения;

притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на

вопросы: Чей? Чья? Чьё?

Разряды имён прилагательных:

качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-;

относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения;

притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на

вопросы: Чей? Чья? Чьё?

Разряды имён прилагательных:

качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-;

относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения;

притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на

вопросы: Чей? Чья? Чьё?

Разряды имён прилагательных:

качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-;

относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения;

притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на

вопросы: Чей? Чья? Чьё?

Разряды имён прилагательных:

качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-;

относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения;

притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на

вопросы: Чей? Чья? Чьё?



6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!