Открытый урок по русскому языку
подготовила учитель русского языка и литературы
Чудаева В.Г.
МОУ гимназия №7 г. Лыткарино
2016 год
Цель: изучение разрядов имён прилагательных и отработка навыка нахождения качественных прилагательных.
Задачи:
ознакомить шестиклассников с разрядами имён прилагательных;
формирование умения определять разряды имён прилагательных, находить в тексте качественные прилагательные;
на языковом материале воспитывать любовь к окружающему миру.
Вид урока: урок – изучение нового материала.
Возраст учащихся: 6 класс.
Размер группы: класс.
Ресурсы:
традиционное расположение парт;
музыкальное оформление, слайд-шоу;
Время: 45 минут.
Литература:
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. М.: «Просвещение», 2000.
Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. 5-7 классы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-6 классы. Волгоград: «Учитель», 2003.
Ход урока:
1.Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Начнём урок с задания, которое поможет сформулировать тему, цели и задачи нашего занятия. Послушайте песню и во время прослушивания запишите в тетради в столбик все имена прилагательные, которые услышите в ней.
слайд № 14
У леса на опушке Жила Зима в избушке. Она снежки солила В березовой кадушке. Она сучила пряжу, Она ткала холсты, Ковала ледяные Над реками мосты. | Потолок ледяной, Дверь скрипучая, За шершавой стеной Тьма колючая, Как шагнешь за порог – Всюду иней, А из окон парок Синий-синий… |
березовой
ледяные
ледяной
скрипучая
шершавой
колючая
синий-синий
Какую роль они выполняют в тексте? (Имена прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов, позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее).
Какую синтаксическую роль имена прилагательные выполняют в данном тексте? (Роль определения.)
Какую синтаксическую роль они могут выполнять ещё? (Могут быть сказуемым.)
Дайте определение имени прилагательного.
Как вы думаете, с чем будет связана тема урока?
2.Объяснение нового материала:
Итак, мы продолжаем изучать имя прилагательное. Тема сегодняшнего урока: «Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные».
Цели:
-мы узнаем, на какие три разряда делятся имена прилагательные и признаки качественных имён прилагательных;
-мы будем учиться находить качественные прилагательные.
слайд № 15
Имён прилагательных в русском языке очень много, они могут обозначать различные признаки, поэтому все имена прилагательные разделили на разряды по значению. Посмотрите на слайд и выявите особенности прилагательных каждого столбика. Что общего в значении слов каждой группы? (Первые обладают качеством в большей или меньшей степени, вторые указывают на то, из чего сделан предмет, третьи – на принадлежность кому-либо.)
слайд № 16
На какие разряды по значению делятся имена прилагательные? Назовите их. (Качественные, относительные, притяжательные.) Сегодня вы не будете записывать теоретический материал в тетрадь для правил, вы получите распечатки, которые туда приклеите.
слайд № 17
Какие имена прилагательные относятся к качественным?
Качественные (величина, возраст, цвет, вес, внешний вид, внутренние качества и т.д.). Они могут быть в большей или меньшей степени (= очень).
Признаки качественных прилагательных:
Сочетаются с наречием очень
Имеют краткую форму
Образуют степени сравнения
Образуют сложные прилагательные
Образуются прилагательные с приставкой не-
слайд № 18
Давайте поработаем с прилагательным и посмотрим, обладает ли оно признаками качественного прилагательного.
Мороз нарисовал на стёклах красивые узоры.
очень красивый
красив
красивее
красивый-красивый
некрасивый
3.Закрепление нового материала:
Игра в мяч. Я буду вам говорить имена прилагательные, а вы будете определять качественное это прилагательное или нет.
чистый аккуратный весёлый городской стеклянный | русский низкий горный печальный дикий | молочный зимний бледный пастуший беличий |
слайд № 19
Прочитайте стихотворение А.А.Фета. Запишите в тетрадях текст, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, объясните правописание слов.
Ч...дная к...ртина, Как ты мне р…дна: Белая р…внина, Полная луна. Свет н…бес высоких, И бл…стящий снег. И саней д…лёких Од…нокий бег. | Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна. Свет небес высоких, И блестящий снег. И саней далёких Одинокий бег. |
слайд № 20
Анализ орфограмм.
Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Что мы можем наблюдать в этом тексте?
Найдите качественные прилагательные. Докажите, что они относятся именно к этому разряду.
Как называются образные определения, выраженные прилагательными в переносном значении. (Эпитеты.) Среди обычных определений найдите эпитет. (Одинокий.) Какое чувство передаёт поэт при помощи слова «одинокий»?
слайд № 21
Перед вами картина Кондратенко Гавриила Павловича «Зимний вечер», написанная во второй половине 19 века. Что сближает её со стихотворением А.А.Фета?
слайд № 22
Я предлагаю вам поработать с картиной современного художника Уколова Владимира Алексеевича «По свежему снегу». Объединитесь в пары и напишите небольшой литературный этюд по картине. (5-6 предложений) Обязательно используйте имена прилагательные, чтобы создать яркую образную картину. Найдите в созданном вами тексте прилагательные, определите, какие из них качественные.
Чтение литературных этюдов учащихся.
4.Рефлексия:
Что нового вы узнали на этом уроке?
Какие существуют разряды прилагательных по значению?
Перечислите признаки качественных прилагательных.
Какой вид работы вам особенно понравился?
С каким настроением вы уходите с урока?
5.Домашнее задание:
теорию по памятке выучить;
упражнение № 290 по заданию учебника;
словарные слова на пре- и при- из смысловых пар.
карточки-памятки:
Разряды имён прилагательных: качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-; относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения; притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чьё? | Разряды имён прилагательных: качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-; относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения; притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чьё? |
Разряды имён прилагательных: качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-; относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения; притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чьё? | Разряды имён прилагательных: качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-; относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения; притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чьё? |
Разряды имён прилагательных: качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-; относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения; притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чьё? | Разряды имён прилагательных: качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-; относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения; притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чьё? |
Разряды имён прилагательных: качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-; относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения; притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чьё? | Разряды имён прилагательных: качественные сочетаются с наречием «очень», имеют краткую форму, образуют степени сравнения, сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-; относительные не сочетаются с наречием «очень», не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения; притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чьё? |
6