СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. "Изложение. Смысловой анализ текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изложение занимает большое место в учебной деятельности, являясь для школьников средством усвоения, а для учителей - одним из средств проверки усвоения учебного материала. Изложение - одно из эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. "Изложение. Смысловой анализ текста"»

Изложение. Смысловой анализ текста

Цель урока: развивать умение писать изложение: учить детей по образцовому тексту создавать свой текст;

Образовательные:

- развивать умение точно употреблять в речи слова, словосочетания;

-формировать умение осуществлять  контроль и самоконтроль, оценку  и самооценку;

- проверить состояние орфографических навыков.

Развивающие:

- развивать  речь, мышление, память, кругозор;

-совершенствовать умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

Воспитывающие:

-воспитывать у учащихся умения: самостоятельно добывать знания,  принять и решать учебную задачу;

-воспитывать аккуратность;

- воспитывать любовь к животным, находчивость.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Актуализация опорных знаний

- Вспомним, что вы знаете про изложение.

Изложение – это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста, законченного высказывания, имеющего начало, развитие мысли и концовку. Вы помните, что предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.


- Чем отличается подробное и сжатое изложение?
Чтобы написать сжатое изложение, нужно
уметь разграничивать существенную информацию, то есть ту, в которой заключена главная мысль текста, то, что хотел сказал автор, и дополнительную информацию, второстепенную, не особо важную для понимания идеи текста. Для этого необходимо внимательно прослушать или прочитать текст, вникнуть в его содержание – понять основную мысль, определить ведущий тип речи (описание, повествование, рассуждение), чтобы сохранить его при пересказе


- Как писать изложение?
Важно при написании изложения соблюдать последовательность микротем, всех частей текста. Они помогают раскрыть его тему и основную мысль.

- Как слушать текст, чтобы понять его содержание?
1) Когда вы слушаете текст, ведите записи в черновике, отражая в них ключевые слова и выражения.
2) Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста. Это поможет вам выделить абзацы.

3) Старайтесь записать первые фразы каждого абзаца. Они несут важную смысловую нагрузку.
4) Лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.

III. Текст для изложения («Заячьи лапы» Константин Паустовский)

…Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.

Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары. Во дворе лаял Мурзик. Он прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал – воевал с непроглядной октябрьской ночью. Заяц спал в сенях и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне наконец историю о зайце.


В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»


Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

– Да, – сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, – да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

– Чем же ты провинился?

– А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!

Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все.



IV. Смысловой анализ текста.

Определите тему текста - «Как заяц помог человеку спастись во время лесного пожара».

Обсуждая основное содержание, постараемся, чтобы прозвучали примерно следующие высказывания: «Перед лицом страшной опасности животные и люди становятся союзниками, и именно в такие моменты человек оказывается способен ощутить общность своей судьбы и судеб всего живого на земле. В самые драматичные минуты, когда «смерть настигала… хватала его за плечи», персонаж рассказа обрадовался зайцу, «как родному». Он испытывает сильное эмоциональное потрясение, понимая, как сильно стремление не только человека, но и всех живых существ к жизни. Именно поэтому он испытывает глубокое чувство вины перед зайцем, в которого стрелял, но, к счастью, промахнулся.

II. Композиционный анализ текста.

Обратим внимание на композиционные особенности отрывка из рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»: он имеет рамочную композицию («рассказ в рассказе»).

Чтобы избежать ошибок, важно определить, какие слова в нём можно считать ключевыми. Ключевые слова и словосочетания исходного текста используются для составления плана изложения.

План текста может выглядеть следующим образом:

1) Ночь на Урженском озере.

2) Неудачная охота.

3) Лесной пожар.

4) Надежда на спасение.

5) Спасены!

6) Чувство вины.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но ёмким по содержанию. Поэтому так важно научиться сокращать текст разными способами, правильно выделяя микротемы.

V. Устный сжатый пересказ текста.

Потренируем ребят в устном сжатом пересказе текста, ещё раз напомнив им, что необходимо оставить только то содержание, без которого невозможно раскрыть главную мысль. Кроме того, нужно сохранить в самом кратком виде композиционные элементы, которые придают тексту цельность и законченность.

Выполнить следующие задания:

1. Прочитайте выразительно первую часть текста. Какую информацию мы можем считать второстепенной по отношению к основному содержанию рассказа? (Описание природы в первом абзаце, содержание второго абзаца.) Составьте краткое вступление к рассказу. (Однажды осенью автор ночевал у деда Лариона на Урженском озере, и за чаем услышал от него такую историю.)

2. Кратко перескажите завязку рассказа – вторую часть. Для этого обобщите содержание этой части. (В августе на охоте дед выстрелил в зайчонка с рваным левым ухом, но не попал.)

3. О чём говорится в третьей части? Расскажите о начале лесного пожара в одном предложении. (Вдруг охотник почувствовал сильный запах гари и понял, что начался лесной пожар.)

4. Внимательно прочитайте четвёртую часть текста и определите её главную мысль. Передайте эту мысль в одном-двух предложениях. (Рассказчик не смог бы уйти от огня, если бы не увидел зайца, который тоже пытался спастись. Или: Огонь уже настигал деда, когда из-под ног его выскочил заяц.)

5. Кратко изложите развязку рассказа (пятую часть). (Заяц вывел охотника из огня, и тот забрал его домой и вылечил опалённые лапы и живот.)

6. Перечитайте шестую часть текста и передайте её общий смысл. (Дед Ларион признался автору, что чувствует себя виноватым перед своим спасителем, ведь это оказался тот самый заяц с рваным ухом, в которого он стрелял.)


VI. Запись текста изложения на черновике, потом в тетради

Прежде чем ребята приступят к сжатому изложению текста, предоставим им возможность в течение трёх-пяти минут перечитать текст, обращая внимание на написание сложных в орфографическом отношении слов


VII . Итог урока