Открытый урок развития речи
5 класс
«Музыкальная шкатулка»
Цель: углубить понятие о типах речи; рассмотреть структуру повествования; вырабатывать навык пользования разными типами речи при написании текстов
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о повествовании как функционально-смысловом типе речи, о роли описания в художественном повествовании; знать структуру текста типа повествование, способы включения описания в повествование; определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; доказывать принадлежность текста к определенному стилю речи; составлять план текста; пересказывать исходный текст в письменной форме.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста; соблюдать в процессе письменного пересказа основные нормы русского литературного языка и правила правописания.
Личностные: интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Основные понятия: текст, тема и основная мысль текста, повествование, описание.
Ход урока
-- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости!
-- Ребята, записываем число, классная работа.
На столе стоит черный ящик.
-- А вы знаете, что у меня в черном ящике? (Ответы детей)
-- Чтобы узнать, что в этом ящике, вы должны разгадать ребус, и поймете, о чем мы будем говорить на уроке.
-- Дети, а кто знает, что такое шкатулка, для чего она нужна?
-- Посмотрите, какие бывают шкатулки. (6 слайдов)
-- Это все простые шкатулки, а какие еще бывают шкатулки? (Музыкальные) (3 слайда)
- Сегодня мы с вами окунёмся в таинственную историю музыкальной шкатулки.
-- Дети, скажите, а вы знакомы с творчеством детского писателя Константина Паустовского? (Слайд)
-- Какие его произведения вы читали в начальной школе? О чем он писал? (Слайд)
-- Но, оказывается, Паустовский писал не только о природе. У него есть еще одно замечательное произведение «Жильцы старого дома» (слайд). Мы сегодня подготовимся к изложению по отрывку из этого произведения.
-- Но для начала давайте вспомним типы речи.
Повествование.
Описание.
Рассуждение.
-- Чем они отличаются друг от друга?
-- Откроем учебник на стр. 129 упр. 282. Прочитайте текст.
Работа с текстом
О чем рассказывается в тексте?
Как озаглавим?
Посмотрите, а зачем в тексте выделены слова, какой части речи
Какой тип речи использует автор?
Охарактеризуйте этот тип речи.
А какие еще вы знаете типы речи?
В этом тексте присутствует еще какой-нибудь тип? Найдите.
Что мы узнаем о шкатулке из текста?
Докажите, что это текст.
Сформулируйте тему и идею. (Главная мысль текста – время не щадит чудо, созданное человеческими руками, но чудо, прекрасные произведения старины, всегда будут привлекать нас, вызывать восхищение и любопытство, желание оживить…)
-- Учитель читает второй текст (упр 283)
-- Вместе составим план текста. Записываем в тетрадь
План
I. Вступление (завязка).
1. Это произошло осенью, поздней ночью.
II. Основная часть (кульминация).
2. Неожиданное пробуждение шкатулки.
3. Шкатулка играла долго.
III. Заключение (развязка).
4. Шкатулка проиграла все свои песни и замолчала.
– Найдите в тексте, как писатель передает с помощью слов игру шкатулки? (...будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам)
-- А теперь послушайте, как играла шкатулка (включаю аудиозапись).
--Какие эпитеты подбирает к слову звон? (стеклянный, переливающийся, чудесный, таинственный).
-- Найдите в тексте олицетворение?
-- Скажите, значения каких слов вам не понятны? (3слайда)
-- Посмотрите и запомните написание некоторых слов, орфограммы которых вы еще не изучали. (слайд)
--Завершение отрывка немного грустное. Шкатулка проиграла… свои песни. Она замолчала. Заставить её играть снова не смогли. Не просили шкатулку, не налаживали, а заставляли, чтобы её песни снова преобразили жизнь в старом доме.
-И в заключении скажите, что же автор хотел нам показать? Что хотел до нас донести? (В этом маленьком тексте показано, как дорога человеку красота, как она особенно ценится в минуты грустные или трудные и как нужно оберегать, хранить эту красоту. Прекрасное помогает человеку быть лучше, дарит ему истинное счастье.)