Тема: Научный стиль речи.
Задача: познакомить детей с разновидностью книжного стиля-научным стилем, показать его лексические и синтаксические особенности.
1.Речевая разминка
Иду в страну лучистую
По имени Весна,
Туда, где Март бесчинствует,
Воспрянув ото сна,
Туда, где шубу снежную
Он сбрасывает с плеч,
Чтоб к солнцу грудью вешнею,
Земною грудью лечь,
Где так ликуют зяблики,
Где, разрубив снега,
Ручьи кривыми саблями
Врезаются в луга,
Где над любой проталинкой
Еще витает пар,
Где в каждой капле маленькой
Дрожит весны пожар.
Н. Браун
-Прочитайте, передайте настроение стихотворения.
-Найдите в стихотворении слова, употреблённые в переносном значении.
-Для чего использовал их автор в стихотворении?
-Как вы думаете, какой это стиль речи?
2. Знакомство с научным стилем речи
-Прочитайте текст №1.
Белоствольная, с развевающимися на ветру зелеными кудрями, веселая береза - самое любимое русское дерево. И недаром с глубокой древности у всех славянских народов весною чествовали березу. Её, березоньку кудрявую, украшали разноцветными лентами и вокруг нее водили хороводы или одевали срубленную березу в женское платье и с песнями носили по деревне. Иногда такую березку изображала самая красивая девушка, обвитая березовыми ветками.
Сколько песен сложено народом о березе, сколько посвящено ей русскими поэтами стихов, сколько написано картин, изображающих березовые рощи!
По Н. М. Верзилину
-Прочитайте 2 текст.
Береза - лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У березы мелкие листья, весной распускаются сережки. Весной у березы листья светло-зеленые, потом они темнеют, а осенью они становятся желтыми или красными. Береза растет в лесу, а также и в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в теплых краях, но и в Сибири. На севере растет карликовая береза.
(Из энциклопедии.)
-О чём говорится в обоих текстах?
-Как описывается берёза в первом тексте? С чем её сравнивает автор?
-К какому стилю принадлежит первый текст? Докажите.
А как описывается берёза во втором тексте?
-Как вы думаете, к какому стилю речи принадлежит этот текст?
Книжный стиль
художественный научный
Научный стиль
Научный стиль строго, точно описывает сущность явления .
-Как вы думаете, где он применяется?
-Что для него характерно: какие слова? Предложения?
-Самый важный, существенный признак текстов научного стиля – это употребление в них специальных слов- терминов . Каждая наука имеет свои термины.
-Давайте вспомним математические, музыкальные термины.
-А какие термины используются в науке о языке? Откройте учебник русского языка и прочитайте определения понятий: «существительное», «прилагательное», «глагол».
-Какой стиль у этих понятий?
3. Закрепление
-Напишите описание дуба в научном и художественном стилях. Научное описание можно взять из энциклопедии, а художественное составьте сами.
Энциклопедический словарь
Дуб обыкновенный – листопадное дерево, высота его достигает 50 метров, обхват ствола – до 2-х метров. Растет ввысь в среднем до 200 лет, затем расширяется всю оставшуюся жизнь. По этому признаку можно определить, сколько примерно лет дереву. Продолжительность жизни отдельных особей – до 500, а то и более лет. Самый старый представитель вида растет в Литве близ поселка Стемлуж. Ученым удалось определить приблизительный возраст долгожителя – около 2000 лет, в исторических документах есть его описание. Стемлужский дуб по сей день цветет и периодически плодоносит.
4. Подведение итогов
-С каким стилем мы сегодня познакомились?
-Какие признаки характерны для этого стиля?
-Где он применяется?
Литература
Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)