СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи на тему: Текст. Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся на уроке  познакомятся с цепной связью в тексте и средствами её выражения.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на тему: Текст. Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.»

Тема: Текст. Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.

Тема: Текст. Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.

1. Отгадайте загадки. Он живёт в норе под ёлкой, Носит колкие иголки. Посмотрите-ка, какая –  Вся горит, как золотая.  Ходит в шубке дорогой,  Хвост пушистый и большой. Если вдруг клубком свернётся – Хищный зверь ни с чем вернётся. В зубы, в лапы не возьмёшь Как его прозвали?...

1. Отгадайте загадки.

Он живёт в норе под ёлкой,

Носит колкие иголки.

Посмотрите-ка, какая – Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой.

Если вдруг клубком свернётся –

Хищный зверь ни с чем вернётся.

В зубы, в лапы не возьмёшь

Как его прозвали?...

2. Прочитайте сказку  «Лисица и ёж».

2. Прочитайте сказку «Лисица и ёж».

- Обдумайте каждую роль. Какое чувство надо передать при чтении слов Лисы? Ежа? Прочитайте по ролям.   - Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу! - А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли? - Да не то чтобы некрасивый… Может, я с колючками неуклюжий? - Да не то чтобы неуклюжий… - Так какой же я с колючками-то? Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный. Н. Сладков \

- Обдумайте каждую роль. Какое чувство надо передать при чтении слов Лисы? Ежа? Прочитайте по ролям.

 

- Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

- А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

- Да не то чтобы некрасивый…

  • Может, я с колючками неуклюжий?

- Да не то чтобы неуклюжий…

- Так какой же я с колючками-то?

  • Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный.

Н. Сладков

\

3. Прочитайте текст.       Мышонок Пик решил построить домик. … выбрал несколько тростинок, влез на них, отгрыз верхушки и концы расщепил зубами. Потом … принялся за листья. … отгрыз лист у самого стебля. … упал, … слез вниз, поднял передними лапами … и протянул … сквозь стиснутые зубы. Размочаленные полоски листьев … оттащил наверх и вплёл в расщеплённые концы тростника. В конце концов у … получился лёгкий круглый домик. По В. Бианки - Вставьте вместо точек пропущенные слова. Объясните выбор каждого слова.

3. Прочитайте текст.  

Мышонок Пик решил построить домик. … выбрал несколько тростинок, влез на них, отгрыз верхушки и концы расщепил зубами. Потом … принялся за листья. … отгрыз лист у самого стебля. … упал, … слез вниз, поднял передними лапами … и протянул … сквозь стиснутые зубы. Размочаленные полоски листьев … оттащил наверх и вплёл в расщеплённые концы тростника. В конце концов у … получился лёгкий круглый домик.

По В. Бианки

- Вставьте вместо точек пропущенные слова. Объясните выбор каждого слова.

4. Цепная связь в тексте. Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее. В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п.:  Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).

4. Цепная связь в тексте.

Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее. В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п.:

Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).

5. Прочитайте текст.  Тропинка привела нас к обрыву. Под кручей шумела река. Из мелколесья на поляну вышел огромный однорогий лось. Могучий красавец постоял секунду, чутко прислушиваясь, и зашагал дальше. Над самой головой раздавался громкий настойчивый стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево. - Определите тип текста. Выпишите слова и сочетания слов, сцепляющие предложения.

5. Прочитайте текст.

Тропинка привела нас к обрыву. Под кручей шумела река. Из мелколесья на поляну вышел огромный однорогий лось. Могучий красавец постоял секунду, чутко прислушиваясь, и зашагал дальше. Над самой головой раздавался громкий настойчивый стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.

- Определите тип текста. Выпишите слова и сочетания слов, сцепляющие предложения.

6. Прочитайте отрывок из сказки.  Скоро все звери, у которых были плохие глаза, получили от доктора Айболита очки. Лошади стали ходить в очках, коровы – в очках, кошки и собаки – в очках. Даже старые вороны не вылетали из гнёзд без очков. К. Чуковский - Как называется сказка? Подумайте, с какой целью автор повторяет слово очки ? Следует ли устранить этот повтор?

6. Прочитайте отрывок из сказки.

Скоро все звери, у которых были плохие глаза, получили от доктора Айболита очки. Лошади стали ходить в очках, коровы – в очках, кошки и собаки – в очках. Даже старые вороны не вылетали из гнёзд без очков.

К. Чуковский

- Как называется сказка? Подумайте, с какой целью автор повторяет слово очки ? Следует ли устранить этот повтор?

7. Итог урока. -Какая связь в тексте называется цепной? -Приведите примеры цепной связи.

7. Итог урока.

-Какая связь в тексте называется цепной?

-Приведите примеры цепной связи.