Тема: Текст. Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.
1. Отгадайте загадки.
Он живёт в норе под ёлкой,
Носит колкие иголки.
Посмотрите-ка, какая – Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой.
Если вдруг клубком свернётся –
Хищный зверь ни с чем вернётся.
В зубы, в лапы не возьмёшь
Как его прозвали?...
2. Прочитайте сказку «Лисица и ёж».
- Обдумайте каждую роль. Какое чувство надо передать при чтении слов Лисы? Ежа? Прочитайте по ролям.
- Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
- А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
- Да не то чтобы некрасивый…
- Может, я с колючками неуклюжий?
- Да не то чтобы неуклюжий…
- Так какой же я с колючками-то?
- Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный.
Н. Сладков
\
3. Прочитайте текст.
Мышонок Пик решил построить домик. … выбрал несколько тростинок, влез на них, отгрыз верхушки и концы расщепил зубами. Потом … принялся за листья. … отгрыз лист у самого стебля. … упал, … слез вниз, поднял передними лапами … и протянул … сквозь стиснутые зубы. Размочаленные полоски листьев … оттащил наверх и вплёл в расщеплённые концы тростника. В конце концов у … получился лёгкий круглый домик.
По В. Бианки
- Вставьте вместо точек пропущенные слова. Объясните выбор каждого слова.
4. Цепная связь в тексте.
Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее. В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п.:
Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).
5. Прочитайте текст.
Тропинка привела нас к обрыву. Под кручей шумела река. Из мелколесья на поляну вышел огромный однорогий лось. Могучий красавец постоял секунду, чутко прислушиваясь, и зашагал дальше. Над самой головой раздавался громкий настойчивый стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
- Определите тип текста. Выпишите слова и сочетания слов, сцепляющие предложения.
6. Прочитайте отрывок из сказки.
Скоро все звери, у которых были плохие глаза, получили от доктора Айболита очки. Лошади стали ходить в очках, коровы – в очках, кошки и собаки – в очках. Даже старые вороны не вылетали из гнёзд без очков.
К. Чуковский
- Как называется сказка? Подумайте, с какой целью автор повторяет слово очки ? Следует ли устранить этот повтор?
7. Итог урока.
-Какая связь в тексте называется цепной?
-Приведите примеры цепной связи.