СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи "Описание по картине"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Описание по картине"»



Урок развития речи по картине В.М. Васнецова "Аленушка" . 5-й класс

Цели:

Образовательная - обучение учащихся составлению текста-описания по картине.

Воспитательная - знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского живописца В.М.Васнецова.

Развивающая: развитие творческой активности и эстетического восприятия учащимися произведений живописи.

Оборудование: компьютер, презентация, выставка литературы о В.М. Васнецове.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступление

Рассказ о жизни и творчестве русского живописца В.М. Васнецова (выступление учащегося)

Рассказ о картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (выступление учащегося)


3. Беседа с учащимися по картине

- Внимательно вглядитесь в репродукцию картины. Кого мы видим в центре? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю).

- Почему на картине нет, кроме неё, других персонажей? (Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей).

- Почему В. М. Васнецов назвал свою работу «Аленушка»? (Вероятно, живописец хотел, чтобы его композиция ассоциировалась с известной русской народной сказкой).

- Определите, с помощью какой морфемы образовано слово «Алёнушка»? (Суффикс –ушк).

- Какую роль играет этот суффикс? (Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение, что показывает, насколько дорог этот образ художнику).

- Внимательно рассмотрите центральный образ картины. Что делает Алёнушка? (Она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову, крепко сжаты пальцы рук, обхвативших колени).

- Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)

- Во что она одета? (На ней темно-серый обветшалый сарафан с цветами, старая вылинявшая голубая рубашка. Ноги её босые).

- Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый, неподвижный взгляд. Она опечалена, призадумалась, пригорюнилась. Глубокие карие глаза застилают слезы, каштановые волосы спутанными прядями рассыпаются по плечам. Рот слегка приоткрыт, словно героиня о чём-то говорит, обращаясь к кому-то неведомому).


4. Словарная работа: подберите к перечисленным явлениям опорные слова, словосочетания, которые помогут передать настроение и состояние природы

- Пруд – омут, глубокий, спокойный, задумчивый, незамутнённый, бездонный, таинственный, тихая заводь

- Вода – чёрная, тёмная, прозрачная, чистая, зеркальная

- Лес – густой ельник, настороженный, угрюмый, живой, сочувствующий, чудесный уголок русской природы, ели, как стражи

- Деревья – молодые стройные печальные берёзки, тонкие нежные осинки

- Листва, листья – золотые, опавшие, продрогшие, жёлтые, как лебеди

- Трава – острые зелёные, как стрелы, стебли осоки

- Небо – пасмурное, серое, тоскливое

- Ветер – лёгкий, игривый, ласковый

- Камень – серый, бел горюч

- Птицы – щебечущие ласточки, малые пташечки-подружки

- Время суток – сумерки, тихий вечер, заходящее солнце

- Состояние природы – тихо, печально вокруг, осенняя грусть и глубокая тишина

- Обратимся к цветовым тонам картины. Какие краски преобладают в картине?

- Как расположены деревья по отношению к героине?



5. Подготовительная работа.

-Представь, что ты побывал на выставке картин, и одна картина тебя особенно взволновала. Ты хочешь поделиться своими впечатлениями с близкими людьми, убедить их посетить эту выставку. Что для этого надо сделать? (Рассказать о картине так, чтобы им захотелось пойти на выставку.)

-Пусть этим рассказом станет твоё сочинение. А картина – перед вами. В  свободное время внимательно рассмотрите картину, познакомьтесь с её названием, автором, обменяйтесь впечатлениями друг с другом. Дома постарайтесь выполнить задания, которые у вас на карточках, создайте свои «копилки» слов и выражений, которые помогут вам при написании текста полно раскрыть содержание картины. Вы можете работать в парах.


                Карточка подготовки к сочинению.

1. Найди материал об авторе.

2.Объясни, почему художник так назвал свою картину.

3. Подготовься ответить на вопросы.

  1. О чём рассказывает картина?

  2.  Кого художник изобразил в центре картины? Как она выглядит?   О чём говорит её лицо, её поза, одежда?

  3. Какие чувства хотел пробудить художник у зрителей?

4. Определи тему и главную мысль сочинения. Закончи предложения.

Картина рассказывает о том, как______________________________

Главная мысль картины (замысел художника) в том, что __________________________________________________________

5.Определи, к какому типу речи относится текст ________________

6. Подбери в словарях и запиши синонимы к словам:

художник, ________________________________________________

изобразил, ________________________________________________

картина, __________________________________________________

7. Запиши слова и выражения для описания девочки.

         Одежда____________________________________________________

Поза ______________________________________________________

          Волосы _________________________________________________

          Лицо  _____________________________________________  

Глаза _____________________________________________________                                

Душевное состояние ________________________________________

8. Подбери слова для описания природы.

Омут _____________________________________________________

Вода______________________________________________________

Лес_______________________________________________________

Деревья ___________________________________________________

Небо _____________________________________________________

9.Какие краски использовал художник? _________________________

10.Как построить сочинение по картине?

Обдумай, о чём скажешь в каждой части текста.



6. Рефлексия.


Оцените свою работу на уроке:

- если урок вам понравился, вы работали хорошо и уверены, что успешно справитесь с написанием сочинения дома, поднимите зелёную фишку

- если урок вам понравился, вы работали хорошо, но чувствуете, что с написанием сочинения могут возникнуть трудности, поднимите жёлтую фишку

- если урок вам не понравился, вы ничего интересного не узнали, чувствуете, что с написанием сочинения без посторонней помощи не справитесь, поднимите розовую фишку.


7. Домашнее задание. Написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»