Урок развития речи по русскому языку в 3-А классе
Тема: Обучающее изложение «Клесты».
Цель как деятельность учеников: развитие умения письменной речи – письменный пересказ прослушанного и зрительно воспринятого текста, включающего слова с изученными орфограммами.
Планируемые результаты (задачи урока):
Предметные:
воспринимать текст на слух;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно пересказывать текст с опорой на план и ключевые слова;
грамотно записать пересказ;
увидеть опасные места в словах, находить и исправлять свои орфографические ошибки на изученные правила.
Метапредметные (УУД):
определить и сформулировать цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Личностные:
обращать внимание на особенности письменных высказываний других людей (автора текста);
понимать эмоции автора, получать информацию о нем посредством анализа текста.
Оборудование к уроку: картинка с изображением клеста, проектор , ноутбук, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Самоопределение к деятельности с помощью учителя.
- Сегодня нам предстоит написать изложение.
- Что значит написать изложение? ( Написать изложение – это письменно пересказать текст, который услышали или прочитали сами.)
- Порассуждаем, в каких жизненных ситуациях может пригодиться вам умение письменно излагать услышанный или увиденный текст. ( На уроках литературы, окружающего мира пересказать прочитанное. Когда нужно рассказать о фильме, который посмотрел …)
- Кто готов сформулировать цель нашей работы на этом уроке?( Правильно и без ошибок передать содержание текста сначала устно, затем письменно)
- В чем еще будем себя тренировать во время работы над изложением? ( Повторим изученные орфограммы. Будем учиться слушать одноклассников. Будем тренироваться озаглавливать части текста, т.е. составлять план)
Таким образом, обучающиеся спланировали свою деятельность.
3.Работа по теме урока.
Слово учителя.
-Как вы думаете, о ком будем писать изложение? Узнаете, если разгадаете загадку (Слайд)
Эта птица небольшая,
Ну, а умница, какая!
Кривым клювом шишки дробит,
В январе птенцов выводит.
- Что это за птица?(Клёст)
Почему она имеет такое название?( Кричит : «клё-клё»)
-Прослушайте аудиозапись со звуками клеста.
-Перед чтением текста познакомимся с интересной информацией о клестах .
«Самая примечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики
которого перекрещиваются. Скрещенные кончики клюва позволяют клестам легко раскрывать чешуйки шишек хвойных деревьев и выбирать из них семена.»
Знакомство с содержанием текста. Чтение учителем.
На занесённых снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.
Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола.
Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.
Беседа по содержанию текста.
1. Что вы узнали о клестах? Опишите их.
2. Как в тексте описано поведение взрослых птиц на занесённых снегом ветках?
3. Какие клювы у клестов? Чем питаются взрослые птицы? (показ еловых шишек)
4. Где сидят маленькие птенцы во время кормления?
5.Определяем тему текста ( о клестах),главная мысль(как живут клесты зимой)
6.Текст какой по типу?(повествовательный и немного описания). Такой текст так и называется повествовательный текст с элементами описания.
7.На сколько частей можно разделить текст?(на три части).Давайте озаглавим каждую часть (запись плана в тетради)
1 часть. На ветках ели.
2 часть. Кормление малышей.
3 часть. Не страшен холод и голод.
4.Физминутка (под музыку )
5.Продолжение работы по теме урока.
Словарно - орфографическая подготовка.
-Назовём опорные слова-глаголы. Они помогут в написании изложения. Обращают внимание на единый временной план текста.
ползают не боятся хватает
кувыркаются выводят
висят кормят
достают сидят
-Проверим безударные гласные в словах (презентация).
Зан…сённых, сн…гом, в…твях, в…сят, н…гами, неб…льшие, кр…сноватые, з…л…новатые, с…мена, …ловых, кл…сты, в гн…зде, б…ятся, пт…нцов, ств…ла.
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
Повторное чтение текста детьми.
Текст читается детьми самостоятельно про себя со слайда.
Пересказ текста по плану.
Дети пересказывают текст (1-2 ученика).
Написание изложения (сначала в черновики, затем в тетради)
- Как будем записывать каждую часть текста? (С красной строки).
- Пользуйтесь опорными словами, записанными на доске.
Самопроверка.
Понятно ли передал свою мысль?
Нет ли повторов, одинаковых слов?
Все ли слова употреблены удачно?
Проверь орфограммы.
Итог урока, эмоциональная рефлексия (Хлопай-топай).