СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи по теме: Художественный стиль. Общее понятие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление о художественном стиле как разновидности книжного. Учить составлять текст в художественном стиле.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по теме: Художественный стиль. Общее понятие.»

Тема: Художественный стиль.  Общее понятие.

Тема: Художественный стиль. Общее понятие.

- Кому из вас приходилось жить летом в деревне или на даче и вставать рано-рано утром, с восходом солнца? Что интересного наблюдали вы в природе? Что вас удивило, поразило?

- Кому из вас приходилось жить летом в деревне или на даче и вставать рано-рано утром, с восходом солнца? Что интересного наблюдали вы в природе? Что вас удивило, поразило?

Речевая разминка - Прочитайте, как описал раннее летнее утро С. Есенин. С добрым утром! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Речевая разминка

- Прочитайте, как описал раннее летнее утро С. Есенин.

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

- Что особенно понравилось и запомнилось поэту? Какие слова вам незнакомы, непонятны? Какой словарь поможет объяснить значение этих слов? Как он называется?

- Что особенно понравилось и запомнилось поэту? Какие слова вам незнакомы, непонятны? Какой словарь поможет объяснить значение этих слов? Как он называется?

Затон- 1. Вдавшийся в берег речной залив, заводь. 2. Место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе.

Затон- 1. Вдавшийся в берег речной залив, заводь. 2. Место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе.

Заводь -небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением.

Заводь -небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением.

Брезжит -рассветает; слабо светится.

Брезжит -рассветает; слабо светится.

Небосклон -часть неба над горизонтом.

Небосклон -часть неба над горизонтом.

-Замените близкими по смыслу слова и словосочетания: брезжит, сетка небосклона.

-Замените близкими по смыслу слова и словосочетания: брезжит, сетка небосклона.

Брезжит -светает, светлеет, рассветает, озаряет.  Сетка  небосклона - небеса, небо, небосвод, вышина, поднебесье.

Брезжит -светает, светлеет, рассветает, озаряет. Сетка небосклона - небеса, небо, небосвод, вышина, поднебесье.

-Найдите слова, употреблённые в переносном значении: слова, говорящие о неживых предметах как о живых. С добрым утром! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» С. Есенин

-Найдите слова, употреблённые в переносном значении: слова, говорящие о неживых предметах как о живых.

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

С. Есенин

- Какие чувства вызвало у вас описание летнего утра? Что нужно передать при чтении? В каком темпе следует читать? (Выразительное чтение стихотворения) С добрым утром! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

- Какие чувства вызвало у вас описание летнего утра? Что нужно передать при чтении? В каком темпе следует читать? (Выразительное чтение стихотворения)

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Общее понятие о  художественном стиле Целевая установка: Сегодня мы продолжаем знакомство со стилями текста. Какие стили вы уже знаете?

Общее понятие о художественном стиле

Целевая установка: Сегодня мы продолжаем знакомство со стилями текста. Какие стили вы уже знаете?

   Прочитайте тексты. Определите, откуда взят каждый из них:  - из сборника рассказов писателя А.Власова;  -составлен третьеклассником;  -из учебника «Окружающий мир».

Прочитайте тексты. Определите, откуда взят каждый из них: - из сборника рассказов писателя А.Власова; -составлен третьеклассником; -из учебника «Окружающий мир».

Текст №1  Роса - это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и ранние утренние часы.  Капля росы называется росинкой.

Текст №1

Роса - это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и ранние утренние часы.

Капля росы называется росинкой.

Текст №2  Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку: -Ах, как пить хочется!  Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести.

Текст №2

Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку:

-Ах, как пить хочется!

Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести.

Текст №3  Сегодня я проснулся ни свет ни заря и вышел в сад. Утро было свежее, прохладное. Уже пробивались первые лучи солнца.  Какая красотища открылась моим глазам, аж дух захватило. Вся трава и деревья были покрыты мельчайшими переливающимися на солнце, как жемчужинки, капельками росы.  Я такого никогда в жизни не видел. Просто здорово!

Текст №3

Сегодня я проснулся ни свет ни заря и вышел в сад. Утро было свежее, прохладное. Уже пробивались первые лучи солнца.

Какая красотища открылась моим глазам, аж дух захватило. Вся трава и деревья были покрыты мельчайшими переливающимися на солнце, как жемчужинки, капельками росы.

Я такого никогда в жизни не видел. Просто здорово!

-Какой из трёх текстов написан в разговорном стиле? Как определили?  -Чем похожи первые два текста на третий? Чем отличаются?

-Какой из трёх текстов написан в разговорном стиле? Как определили? -Чем похожи первые два текста на третий? Чем отличаются?

- Посмотрите первый текст. Какова его тема? Сформулируйте вопросы, на которые в нём можно найти ответы.    Роса - это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и ранние утренние часы.  Капля росы называется росинкой. - Какова же задача (цель) этого текста? Как вы думаете, в каком стиле он написан?

- Посмотрите первый текст. Какова его тема? Сформулируйте вопросы, на которые в нём можно найти ответы.

Роса - это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и ранние утренние часы.

Капля росы называется росинкой.

- Какова же задача (цель) этого текста? Как вы думаете, в каком стиле он написан?

3-й текст написан в разговорном стиле; 1-й –в книжном стиле.  А в каком стиле написан 2-й текст?  Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку: -Ах, как пить хочется!  Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести. -Откуда взят этот текст?

3-й текст написан в разговорном стиле; 1-й –в книжном стиле. А в каком стиле написан 2-й текст?

Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку:

-Ах, как пить хочется!

Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести.

-Откуда взят этот текст?

- Так же, как и 1 текст, он взят из книги. Следовательно, он тоже написан в книжном стиле. Запись в тетрадях: Стили  книжный разговорный -Но сравните, из одинаковых ли книг взяты эти тексты?

- Так же, как и 1 текст, он взят из книги. Следовательно, он тоже написан в книжном стиле.

Запись в тетрадях:

Стили

книжный разговорный

-Но сравните, из одинаковых ли книг взяты эти тексты?

-Итак, книжный стиль имеет 2 разновидности: различают научный и художественный стили.  Продолжение записи:   книжный художественный научный Художественный стиль –разновидность книжного стиля.

-Итак, книжный стиль имеет 2 разновидности: различают научный и художественный стили. Продолжение записи:

книжный

художественный научный

Художественный стиль –разновидность книжного стиля.

-Давайте попробуем определить, чем отличается текст, написанный в художественном стиле, от других тестов. -Какая задача (цель) стояла перед автором 2 текста? -Удалось ли это автору? -Красивая ли получилась картинка? -Какие слова помогли автору передать красоту росинки? -Какие из них употреблены в переносном значении? -Выделите слова, в которых выражено отношение автора к тому, о чём он пишет.

-Давайте попробуем определить, чем отличается текст, написанный в художественном стиле, от других тестов.

-Какая задача (цель) стояла перед автором 2 текста?

-Удалось ли это автору?

-Красивая ли получилась картинка?

-Какие слова помогли автору передать красоту росинки?

-Какие из них употреблены в переносном значении?

-Выделите слова, в которых выражено отношение автора к тому, о чём он пишет.

Обобщение Итак, что же характерно для художественного текста: -Какова его задача (цель)? -Какие средства обычно используют для создания картины? -Выражается ли отношение автора к изображаемому, его чувства. Настроение? Как? -В каком стиле написано стихотворение Сергея Есенина в речевой разминке? Докажите.

Обобщение

Итак, что же характерно для художественного текста:

-Какова его задача (цель)?

-Какие средства обычно используют для создания картины?

-Выражается ли отношение автора к изображаемому, его чувства. Настроение? Как?

-В каком стиле написано стихотворение Сергея Есенина в речевой разминке? Докажите.

Вывод: текст художественного стиля может быть написан в стихах и прозе . Продолжаем запись в тетрадях: художественный проза стихи

Вывод: текст художественного стиля может быть написан в стихах и прозе .

Продолжаем запись в тетрадях:

художественный

проза стихи

Составление текста в художественном стиле по аналогии с образцом и данному началу. -А сейчас мы составим небольшой рассказ в художественном стиле. Это будет рассказ о ветре. Нам поможет текст Г. Андриановой.

Составление текста в художественном стиле по аналогии с образцом и данному началу.

-А сейчас мы составим небольшой рассказ в художественном стиле. Это будет рассказ о ветре. Нам поможет текст Г. Андриановой.

Прочитайте  Тёплое летнее утро. Вздохнул и пробудился ветерок-мальчишка на побегушках. Шалун спугнул синицу с ветки, сорвал лист с молоденькой осинки, запутался в густых колючках старой ели, рассердился. Ухнул в вышине и умчался.  Возмущённая осинка долго лопотала всеми ветками, дрожала листочками, словно озябла. -В каком стиле написан текст? О чём он? О каком ветре? С кем сравнивается летний ветерок? По какому признаку? Какие действия он совершает?

Прочитайте

Тёплое летнее утро. Вздохнул и пробудился ветерок-мальчишка на побегушках. Шалун спугнул синицу с ветки, сорвал лист с молоденькой осинки, запутался в густых колючках старой ели, рассердился. Ухнул в вышине и умчался.

Возмущённая осинка долго лопотала всеми ветками, дрожала листочками, словно озябла.

-В каком стиле написан текст? О чём он? О каком ветре? С кем сравнивается летний ветерок? По какому признаку? Какие действия он совершает?

Задача:  составить рассказ о ветре, дующем в ненастный день поздней осенью, как о живом существе . -Будет ли похож этот ветер на легкий летний ветерок? Каким бывает ветер в ненастные осенние дни? -С кем его можно сравнить? Что совершает («творит») злой, неприветливый осенний ветер? Возможное начало: Поздняя осень. Хмурый ненастный день… (Составление и чтение текстов)

Задача: составить рассказ о ветре, дующем в ненастный день поздней осенью, как о живом существе .

-Будет ли похож этот ветер на легкий летний ветерок? Каким бывает ветер в ненастные осенние дни?

-С кем его можно сравнить? Что совершает («творит») злой, неприветливый осенний ветер?

Возможное начало:

Поздняя осень. Хмурый ненастный день…

(Составление и чтение текстов)

Обобщение изученного -Какие стили вы знаете? -Назовите разновидности книжного стиля. Каковы отличительные особенности художественного стиля?

Обобщение изученного

-Какие стили вы знаете?

-Назовите разновидности книжного стиля. Каковы отличительные особенности художественного стиля?

Литература Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)

Литература

Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)