Тема: Художественный стиль. Общее понятие.
- Кому из вас приходилось жить летом в деревне или на даче и вставать рано-рано утром, с восходом солнца? Что интересного наблюдали вы в природе? Что вас удивило, поразило?
Речевая разминка
- Прочитайте, как описал раннее летнее утро С. Есенин.
С добрым утром!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
- Что особенно понравилось и запомнилось поэту? Какие слова вам незнакомы, непонятны? Какой словарь поможет объяснить значение этих слов? Как он называется?
Затон- 1. Вдавшийся в берег речной залив, заводь. 2. Место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе.
Заводь -небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением.
Брезжит -рассветает; слабо светится.
Небосклон -часть неба над горизонтом.
-Замените близкими по смыслу слова и словосочетания: брезжит, сетка небосклона.
Брезжит -светает, светлеет, рассветает, озаряет. Сетка небосклона - небеса, небо, небосвод, вышина, поднебесье.
-Найдите слова, употреблённые в переносном значении: слова, говорящие о неживых предметах как о живых.
С добрым утром!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
С. Есенин
- Какие чувства вызвало у вас описание летнего утра? Что нужно передать при чтении? В каком темпе следует читать? (Выразительное чтение стихотворения)
С добрым утром!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Общее понятие о художественном стиле
Целевая установка: Сегодня мы продолжаем знакомство со стилями текста. Какие стили вы уже знаете?
Прочитайте тексты. Определите, откуда взят каждый из них: - из сборника рассказов писателя А.Власова; -составлен третьеклассником; -из учебника «Окружающий мир».
Текст №1
Роса - это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и ранние утренние часы.
Капля росы называется росинкой.
Текст №2
Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку:
-Ах, как пить хочется!
Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести.
Текст №3
Сегодня я проснулся ни свет ни заря и вышел в сад. Утро было свежее, прохладное. Уже пробивались первые лучи солнца.
Какая красотища открылась моим глазам, аж дух захватило. Вся трава и деревья были покрыты мельчайшими переливающимися на солнце, как жемчужинки, капельками росы.
Я такого никогда в жизни не видел. Просто здорово!
-Какой из трёх текстов написан в разговорном стиле? Как определили? -Чем похожи первые два текста на третий? Чем отличаются?
- Посмотрите первый текст. Какова его тема? Сформулируйте вопросы, на которые в нём можно найти ответы.
Роса - это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и ранние утренние часы.
Капля росы называется росинкой.
- Какова же задача (цель) этого текста? Как вы думаете, в каком стиле он написан?
3-й текст написан в разговорном стиле; 1-й –в книжном стиле. А в каком стиле написан 2-й текст?
Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку:
-Ах, как пить хочется!
Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести.
-Откуда взят этот текст?
- Так же, как и 1 текст, он взят из книги. Следовательно, он тоже написан в книжном стиле.
Запись в тетрадях:
Стили
книжный разговорный
-Но сравните, из одинаковых ли книг взяты эти тексты?
-Итак, книжный стиль имеет 2 разновидности: различают научный и художественный стили. Продолжение записи:
книжный
художественный научный
Художественный стиль –разновидность книжного стиля.
-Давайте попробуем определить, чем отличается текст, написанный в художественном стиле, от других тестов.
-Какая задача (цель) стояла перед автором 2 текста?
-Удалось ли это автору?
-Красивая ли получилась картинка?
-Какие слова помогли автору передать красоту росинки?
-Какие из них употреблены в переносном значении?
-Выделите слова, в которых выражено отношение автора к тому, о чём он пишет.
Обобщение
Итак, что же характерно для художественного текста:
-Какова его задача (цель)?
-Какие средства обычно используют для создания картины?
-Выражается ли отношение автора к изображаемому, его чувства. Настроение? Как?
-В каком стиле написано стихотворение Сергея Есенина в речевой разминке? Докажите.
Вывод: текст художественного стиля может быть написан в стихах и прозе .
Продолжаем запись в тетрадях:
художественный
проза стихи
Составление текста в художественном стиле по аналогии с образцом и данному началу.
-А сейчас мы составим небольшой рассказ в художественном стиле. Это будет рассказ о ветре. Нам поможет текст Г. Андриановой.
Прочитайте
Тёплое летнее утро. Вздохнул и пробудился ветерок-мальчишка на побегушках. Шалун спугнул синицу с ветки, сорвал лист с молоденькой осинки, запутался в густых колючках старой ели, рассердился. Ухнул в вышине и умчался.
Возмущённая осинка долго лопотала всеми ветками, дрожала листочками, словно озябла.
-В каком стиле написан текст? О чём он? О каком ветре? С кем сравнивается летний ветерок? По какому признаку? Какие действия он совершает?
Задача: составить рассказ о ветре, дующем в ненастный день поздней осенью, как о живом существе .
-Будет ли похож этот ветер на легкий летний ветерок? Каким бывает ветер в ненастные осенние дни?
-С кем его можно сравнить? Что совершает («творит») злой, неприветливый осенний ветер?
Возможное начало:
Поздняя осень. Хмурый ненастный день…
(Составление и чтение текстов)
Обобщение изученного
-Какие стили вы знаете?
-Назовите разновидности книжного стиля. Каковы отличительные особенности художественного стиля?
Литература
Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)