СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи "Рассуждение".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение рассуждени.Работа по тексту. Подготовка к составление плану по тексту

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Рассуждение".»

Урок развития речи "Рассуждение".

5 класс. III четверть (урок 101).



Сахадулаева Г.

учитель русского языка и литературы.


Раздел – «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Тип урока - изучение новых знаний.

Подраздел – культура речи.

Цель урока:

-дать понятие о тексте-рассуждении.

Задачи урока:
-научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;
-научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…);

-развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь;

-прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.

Оборудование: учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические рекомендации, сборники упражнений, тесты контрольных заданий). УМК: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с.

ТСО: дополнительная литература, проектор, экран.

Оформление доски:

Двадцать четвёртое января.

Классная работа.

Рассуждение.

Типы речи:

Описание

Повествование

Рассуждение

Рассуждение

1. Тезис.

2. Доказательства.

3. Вывод.

Ход урока

I. Организационный момент (настрой на урок).

- Ребята, здравствуйте! Меня зовут Юлия Викторовна. Сегодня мы проведем с вами урок русского языка. У нас в классе появился новый ученик – Незнайка (слайд 1).

II. Сообщение цели урока.

- Давайте расскажем Незнайке, какой у нас учебник. Авторы учебника русского языка - Таиса Алексеевна Ладыженская, Михаил Трофимович Баранов, Лидия Александровна Тростенцова. Давайте откроем с. 313. Обратите внимание: начиная с 3-его раздела, мы встречаем понятие культура речи. Посмотрите на названия разделов: фонетика, орфоэпия, и что? лексика и что? морфемика, орфография и что? Сегодня мы продолжим разговаривать о типах речи (слайд 2).

- Ребята, посмотрите на экран. Перед вами тексты. Давайте прочтем их выразительно (проекция на экран) :


1. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.А. Есенин) (слайд 3)


2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все. Наконец кот попался. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Я прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать. (К.Г. Паустовский). (слайд 4).


- У вас есть друзья? Давайте подумаем, кого можно назвать настоящим другом? (слайд 5) (ответы учеников).


- Вы уже знакомы и с творчеством русского поэта С.А. Есенина, и с «певцом природы» советским писателем К.Г. Паустовским.

– Что вам известно о тексте-повествовании? (Мы узнаем, что произошло с котом).

– Каковы особенности описания?

- С какими типами речи вы уже знакомы?

- Сегодня мы познакомимся с текстом-рассуждением. Открываем тетради по развитию речи, записываем число, классная работа, тема урока.

– Как вы понимаете термин рассуждение?

- А теперь я вам скажу, как говорит об этом слове Сергей Иванович Ожегов:

  1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

  2. Высказывание, обсуждение.

- Эти два значения станут центральными определениями для нашего урока.

– Научимся правильно писать данное слово.

Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е (работа у доски. Примерный ход анализа: окочание -е, т.к. можно изменить по падежам: изменении-ю, изменении-ем и т.д. Корень -сужд-, однокоренные слова – об-сужд-ать, рас-сужд-ать и т.д. Приставка рас-, суффикс –ени-, обозначающий абстрактное понятие. Основа слова рассуждени).

– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение? (когда что-то не получается, когда мы спорим и т.д.).

– Мы сейчас с вами ведем серьезный разговор. В чем задача этого разговора? По телевизору мы часто смотрим передачи, в которых люди сидят за круглым столом, разговаривают. Зачем? (они рассуждают, логически мыслят, высказывают свое мнение).

- Как вы считаете, в чем же основное отличие рассуждения от описания и повествования?

III. Изучение нового материала.

- Поскольку мы с вами уже готовы, давайте составим таблицу «Типы речи» и будем ее авторами (слайд 7).


ТИПЫ РЕЧИ


что произошло? почему мы каков предмет

утверждаем что-то? высказывания?

повествование рассуждение описание

- На этом уроке мы начнем знакомиться с признаками текста рассуждения. Запомните, что каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа. Таблица, которую мы составили, поможет нам в выполнении практического задания.


Прочтите подсказку:

1.Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.


Обратите внимание, как строится рассуждение: тезис – доказательства – вывод.

С понятием тезиса вы уже знакомы. Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.

– Как вы считаете, что такое доказательства? Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

– Что такое вывод, вы тоже знаете. Что это? Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

IV. Закрепление материала.

- Работа с учебником: упражнение 387 стр. 161. Шиповник известен своими лекарственными свойствами. О шиповнике есть множество загадок (слайд 8):

- Хорош бы цветочек, да коготок востер

- Стоит древо, древо шемаханское, цветы ангельские, когти дьявольские»

- Так почему же шиповник так называется?

- Работа с учебником упражнение 385 стр. 160. Почему же среда так называется? (слайд 9).

-Давайте поиграем. Мы с вами работаем в редакции газеты (слайд 10). Нам поступил заказ: исправить тексты-рассуждения.


1. Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я ехал в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Я уступил бабушке место, а когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку.

(Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля.” Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о старших”).


2. Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, смешил меня и читал вслух книги. Вот это дружба! (В тексте нет тезиса, вывод его не заменит).


3. Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.

(Это сравнительное описание, задача текста – раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание ученики обычно не смешивают с рассуждением, но сравнительное описание встречается редко и иногда вызывает затруднение в определение типа.)


VI. Выводы по уроку (слайд 11).

-Как вы думаете, ребята, почем наравне с очень серьезными темами в разделы включена культура речи?

- Что вы сейчас делали, когда отвечали на мой вопрос?

- Что вам особенно понравилось в уроке?

-О чем бы вы хотели продолжить разговор?

VII. Домашнее задание (слайд 12).

Ваше домашнее задание носит творческий характер. Вы в одном лице будете и авторами, и редакторами, и выпустите стенгазету или журнал. Итак, необходимо написать сочинение-рассуждение по любой из тем: “Кем бы я хотел стать и почему?», «Какой из предметов в школе я больше всего люблю и почему?», «Чем я люблю заниматься в свободное время и почему? ”

- Все типы речи, которые вы изучали ранее, и то, о чем мы говорили сегодня, рассуждали, описывали, встречаются в нашей жизни очень часто. Без них наша речь станет тусклой, невыразительной, неинтересной.

- Незнайка многое узнал сегодня. Мы говорим вам спасибо за урок и желаем удачи и успешной учебы (слайд 13).





Использованная литература:

  1. Ладыженская Т.А. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьезно / Т.А. Ладыженская, О.П. Штыркина, Н.В. Ладыженская. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 253 с.

  2. Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2000. – 110 с.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 с.

  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир о образование», 2003. – 623 с.

  5. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с.

  6. Русский язык: Учебное пособие для 5 класса / Под ред. С.И. Львовой. – М.: ИНОС, 2006. – 296 с.


















6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!