Развитие умения письменной речи – письменный пересказ прослушанного и зрительно воспринятого текста, включающего слова с изученными орфограммами.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время |
Самоопределение к деятельности 1.Организационный момент. Настрой на работу. Цель: подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата. | Сегодня урок необычный у нас Готов к нему вижу, каждый из вас; Улыбка, уверенность. Что ж «Так держать!» За парты садитесь, пора начинать. | Дети рассаживаются по местам. | Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | 1мин. |
2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Цель - обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализировать опорные знания и умения в составлении предложений-ответов на вопрос. | Ребята, отгадайте загадку : Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет Когда это бывает ? - Как вы определили? -Ребята, а какие ещё признаки зимы вы знаете? - Да, наступила зима, она принесла с собой ветер, метель, вьюгу, пургу, раскинула свой белый, серебристый ковёр; этим ковром она покрыла поля, дорожки, тропинки. Мороз нарисовал на окнах пушистые ветки сосен, стало холодно, морозно. - Но, ребятам, весело и пусть мороз щиплет за щёки и нос они продолжают играть в свои весёлые игры ! - А какие зимние игры вы знаете ? - Посмотрите, какие зимние игры изображены на картине ? - Кто лепил снеговика? Расскажите, как вы это делали. | Дети слушают загадку и называют отгадку. - Зимой. -Холодная погода; деревья без листьев, иногда со снежной шапкой на ветвях; короткие дни и длинные ночи; гололедица; сугробы и снег; низкие, серые, тяжелые облака; трескучие морозы. -Зимние забавы – катание на коньках, санках, лыжах, игра в снежки. Второклассники рассматривают картинку. Учащиеся поднимают руки. 1 ученик рассказывает, как лепил снеговика. Другие сравнивают его действия со своими. -Сначала нужно скатать большие комки снега, сложить их друг на друга, сделать ручки из веток, глазки и нос, на голову можно надеть ведро | Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, проводить сравнение и классификацию объектов Коммуникативные УУД : умение строить речевое высказывание. Личностные УУД: актуализация сведений из личного опыта. | 3 мин |
Постановка учебной задачи. 3.Формулирование темы урока, постановка цели Цель – решение проблемы детьми по формированию темы урока. | -Как Вы думаете, ребята, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? -Сегодня на уроке мы будем писать изложение. - Кто скажет, что такое изложение? - Для чего мы учимся писать изложения? - Как вы думаете, на какую тему будет наше изложение? Посмотрите ещё раз на картинку. | Дети высказывают свои предположения: - Составлять рассказ по картинке. - Читать текст о зиме . - Списывать текст . - Изложение – это письменный пересказ текста. Дети высказывают своё мнение: - Я думаю, чтобы правильно излагать свои мысли. Чтобы быть культурным человеком. Развивать свою речь и память. - О снеговике. Как дети лепили снеговика. | Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: формулирование темы и постановка целей урока; умение оценить правильность выполнения действий на уровне самооценки. | 2 мин |
Решение учебной задачи. 4.Знакомство с текстом. Цель – создать условия для дальнейшей исследовательской деятельности. | - Сейчас я вам прочитаю текст изложения, а вы должны проследить по карточкам, которые вы видите у себя на парте. (Чтение текста изложения учителем). - Какой случай описан в рассказе? - Когда происходит событие? - Какая была погода? - Какой получился снеговик? - Прочитай последнее предложение с нужной интонацией. | Учащиеся воспринимают информацию. Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию текста. - В рассказе говорится о том, как дети лепили снеговика. - Действие происходит зимой. - Было пасмурно. Шёл мягкий пушистый снег. - Снеговик получился хороший. - Хороший получился снеговик! | Познавательные УУД : умение выявлять сущность, особенности объектов, находить ответы на вопросы, опираясь на свои знания и опыт, умение на основе анализа делать вывод. Личностные УУД: развиваются волевые качества в преодолении возникших трудностей. Регулятивные УУД : формируются способы умственных и практических действий при переработке учебной информации. Коммуникативные УУД : умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других. Коммуникативные УУД : выражать свои мысли в соответствии с ситуацией общения. | 5мин |
Решение учебной задачи. 5. Анализ текста. Составление ответов на вопросы Цель – создание условий для формирования умения правильно применять способы действий. | - Прочитайте текст самостоятельно. 1) - Докажите, что это текст. -О чём повествуется в тексте? -Что значит «повествуется»? -Определите тип текста. - Докажите. 2) -Определим тему текста. Что такое тема? -Прочитайте внимательно задание №1. - Кто хочет выполнить самостоятельно? Кому нужна помощь? -Проверяем. 3) Что нужно сделать, чтобы выполнить задание №2? - Чему будем учиться, выполняя это задание? - Какой заголовок отметили? Обоснуйте свой выбор. - Напишите заголовок на карточке с текстом. 4) Рассмотрите таблицу в задании №3. - Прочитайте вопросы к тексту. - Для чего даны вопросы? - Как будем работать с вопросами? | Чтение текста детьми. - Это текст. Все предложения связаны между собой, объединены общей темой. Текст можно озаглавить. -О снеговике. -Повествуется – рассказывается, сообщается. -Это текст – повествование. -Тема – о ком или о чём говорится в тексте. Дети читают задание. Учащиеся самостоятельно работаю на карточке. (учитель индивидуально оказывает помощь детям, нуждающимся в ней) Дети называют правильный ответ. Сверяются с ответом на презентации. - Отметить подходящий к тексту заголовок или записать свой. - Будем учиться озаглавливать текст. Дети называют заголовок, который выбрали или записали, и обосновывают свой выбор. Записывают заголовок на своей карточке. - Вопросы помогут записать правильно ответ. | Познавательные УУД учиться находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные УУД : умение действовать в учебном сотрудничестве; контролировать свою деятельность в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Регулятивные УУД: умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Коммуникативные УУД: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходит к общему решению в группе, учитывать другое мнение. | 12мин |
6.Физкультминутка Цель - снижение напряжения с глаз, плечевого пояса, мышц спины. | - Только тренированный человек легко справляется с любыми трудностями и лепкой снеговика. (Музыкальная видео – физкультминутка) | Учащиеся глазками наблюдают за движением предметов, сопровождаемое музыкой для релаксации. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений героем физкультминутки | 1мин |
Включение в систему знаний. 7. Составление плана. Цель – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. систематизировать и преобразовывать информацию. | - Скажите , пожалуйста, сколько в тексте частей? ? -Как определили? - Какие это части? - А теперь давайте попробуем озаглавить каждую часть т. е. составим план. -Для чего нужно это сделать? - Работаем с каждой частью отдельно. -Читаем 1 абзац. -Найдите ответы на вопросы, которые относятся к 1 части. -Запишите ответ словами из текста. - Какой снег шёл весь день ? - Что решили сделать дети ? - Сформулируйте полный ответ на вопрос. -Как можно озаглавить 1 часть? (Учитель записывает заголовок на доске). - Перескажите 1 часть. - Прочитайте 2 часть. - Прочитайте вопросы. - Найдите и запишите опорные слова. (Работа в парах) - Что сделали мальчики ? - Что сделали девочки ? - Что надели снеговику на голову ? - Что ему дали в руки ? - Сформулируйте полный ответ на вопрос. 1 ученик читает вопрос , другой – отвечает. Затем меняемся. (Работа в парах) -Как озаглавить 2 часть? (Записываем на доске). -Прочитайте 2 часть – перескажите соседу по парте (работа в парах) -Как одним предложением выразить основную мысль 3 части? - А я озаглавила «Дружная работа» (Записывает на доске). Почему? - Какой получился снеговик ? - Сколько предложений в 3 части? -Сформулируйте ответ на вопрос. - Как можно озаглавить 3 часть? -3 часть - перескажите. -Итак, у нас получился план текста. - Какая главная мысль всего текста? 7. Пересказ по плану: - Перескажите друг другу текст. | - Текст состоит из 3 частей. - В тексте 3 абзаца. - Начало, основная часть, концовка -План поможет написать изложение в определённой последовательности. 1 ученики читают вслух 1 часть . Дети записывают на карточке опорные слова (мягкий пушистый) (слепить снеговика) - Весь день шёл мягкий пушистый снег. -Дети решили слепить снеговика. Второклассники предлагают свои версии заголовка. -Зимний день. -Решение слепить снеговика. 2 ученика пересказывают 1 часть. Чтение текста 2 части детьми сначала про себя, затем вслух. Чтение вопросов на карточке. Дети записывают на карточке опорные слова (скатали, положили) ( глаза, нос, рот) ( старое ведро) ( метлу) Работа в парах. 2 ученика пересказывают 2 часть вслух. Дети предлагают варианты заголовка: -Дети лепят снеговика. - Работа детей. -Ребята работали дружно. (хороший) - В 3 части 1 предложение. -Хороший получился снеговик! Дети предлагают свои варианты заголовка: -Снеговик. - Хороший снеговик. -Вот какой снеговик! -Снеговик готов. 2 ученика пересказывают. -Благодаря дружной работе детей снеговик получился хороший. работа в паре 1 ученик пересказывает текст полностью. | Познавательные: Учатся находить необходимую информацию из текста, представлять информацию в виде предложений; на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать. Коммуникативные: рассуждают, высказывают своё мнение, оформляют свои мысли в устной форме Личностные, регулятивные: развивают умение оценивать и контролировать свою деятельность, формируют умение планировать деятельность . Регулятивные УУД: действовать в учебном сотрудничестве. | 10 мин |
8.Физкультминутка Цель - переключение внимания, мышечное расслабление. | Видео | Дети повторяют действия за снеговиком. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений . | 2 мин |
9. Орфографическая подготовка. Цель – формирование орфографической зоркости | - Давайте посмотрим какие орфограммы нам встречаются в тексте. - Теперь поработаем над каждой орфограммой отдельно: 1.) Найдите слова с Ь . - Какую «работу» выполняет мягкий знак? 2.) Найдите в тексте слово с сочетанием ЧК 3.)Вставьте пропущенные буквы, объясните написание гласных после шипящих: пуш стый реш ли полож ли хорош й 4.) Объясните написание согласных в словах: мя кий сне_ дру _ но _ ро_ морко ка 5.) Подберите проверочные слова: снеговик слепить скатали глаза ведро метла 6.) Найдите в тексте словарные слова. -Давайте прочитаем их по слогам и запомним как они пишутся. 7.) Обратите внимания на слова,которые встречаются в тексте с трудным написанием: шёл решили, надели получился положили | Дети работают на карточках. (ПРИЛОЖЕНИЕ) весь, день, слепить, мальчики, угольков - Ь обозначает мягкость предыдущего согласного девочки Вставляют пропущенные буквы, называют орфограмму. - Жи-ши пишу с буквой И. - Парная согласная. -Безударная гласная мальчики девочки хороший морковка Учащиеся проговаривают слова орфоэпически. | Коммуникативные: -развитие умения слушать, вступать в диалог, отвечать на вопросы. Регулятивные: способность принимать учебную задачу. умение работать по предложенному алгоритму Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другу,составлять ответы на вопросы. | 7 мин. |
10. Самостоятельная работа. Письмо изложения. | -А сейчас, ребята, вы будете записывать пересказ текста. - Сколько частей у вас будет в тексте? Как напишем каждую часть текста? - Смотрите на вопросы, они вам помогут. - Сначала предложение проговариваем. А потом его записываем. Как пишется начало и конец предложения? - Вопросы и ключевые слова записаны на карточке. Обращайте внимание на опасные места в словах! (По необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь) | Написание изложения, с использованиием карточки (ПРИЛОЖЕНИЕ) -В тексте 3 части. Каждую часть пишем с красной строки. -Начало предложения пишем с большой буквы. В конце ставим точку. Дети пишут по группам. группа (сильная ) – пишут сами; группа (средняя) – по опорным словам; группа (слабая) - по вопросам; | Регулятивные : самоконтроль Коммуникативные : формирование своих мыслей в письменной форме | 15 мин. |
11. Самопроверка. Чтение изложения. | -Давайте послушаем, какие изложения получились у вас. - А почему тексты у ребят немного отличаются?. | 2-3 человека читают свои тексты. -Это пересказ, и мы можем использовать другие слова | Регулятивные: самоанализ, самооценка Личностные: осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта в написании изложения по вопросам | 3мин |
12.Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | -Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Достигли ли мы цели урока? Поднимите руку те, кому легко было работать на уроке, затем те, кому сложно? Почему? - Кто доволен своей работой? - В чём испытали трудность? Ребята посмотрите на экран, давайте оценим нашу с вами работу. - Я узнал… - Я открыл для себя… - Я научился… - Могу похвалить себя и одноклассников за… На этом наш урок окончен! Спасибо за работу! | Ученики оценивают свою работу на уроке и заканчивают предложения. | Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки. Личностные УУД: содействовать положительному отношению к учёбе. | 2 мин |
2.Отметь самый подходящий к этому тексту заголовок или запиши свой.
Шёл, решили, положили, сделали, надели, получился.