СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи "Снеговик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающее изложение по вопросам «Снеговик» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Снеговик"»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВО 2 КЛАССЕ



Тема: Обучающее изложение по вопросам «Снеговик» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану

Цель :

Развитие умения письменной речи – письменный пересказ прослушанного и зрительно воспринятого текста, включающего слова с изученными орфограммами.

Задачи :

Предметные:

  • воспринимать текст на слух;

  • выбирать наиболее подходящее заглавие из нескольких предложенных;

  • озаглавливать части;

  • подробно пересказывать текст с опорой на план и ключевые слова;

  • грамотно записать пересказ;

  • увидеть опасные места в словах, находить и исправлять свои орфографические ошибки на изученные правила.

Метапредметные (УУД):

  • определить и сформулировать цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • договариваться с одноклассниками во время работы в паре и группе.

Личностные:

  • обращать внимание на особенности письменных высказываний других людей (автора текста);

  • понимать эмоции автора, получать информацию о нем посредством анализа текста.

Планируемый результат

Предметные:

  • пишут изложение, пользуясь алгоритмом;

  • подбирают заголовок к тексту, составляют план текста, выделяют ключевые слова каждой части, письменно пересказывают текст с опорой на план;

  • выражают свои мысли в устной и письменной форме, поддерживают дисциплинированность, аккуратность.

Личностные: Понимают эмоции автора, получают информацию о нем посредством анализа текста.

Метапредметные: определяют план выполнения заданий, оценивают свою работу, умеют слышать и слушать, формулируют ответ.

Основные понятия. Изложение. Текст-повествование. Тема текста. Главная мысль текста. План.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедиа-проектор, электронная доска, презентация PowerPoint.

  • Карточки- помощницы



Структура и ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

Самоопределение к деятельности

1.Организационный момент. Настрой на работу.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата.



Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему вижу, каждый из вас;

Улыбка, уверенность. Что ж «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.


Дети рассаживаются по местам.

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

1мин.

2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Цель - обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализировать опорные знания и умения в составлении предложений-ответов на вопрос.


Ребята, отгадайте загадку :
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет
Когда это бывает ?

- Как вы определили?

 -Ребята, а какие ещё признаки зимы вы знаете?








- Да, наступила зима, она принесла с собой ветер, метель, вьюгу, пургу, раскинула   свой белый, серебристый ковёр; этим ковром она покрыла поля, дорожки, тропинки. Мороз нарисовал на окнах пушистые ветки сосен, стало  холодно, морозно.
- Но, ребятам, весело  и  пусть мороз щиплет за щёки и нос они продолжают играть  в  свои  весёлые игры !
- А  какие зимние  игры вы знаете ?




- Посмотрите, какие  зимние игры изображены  на картине ?

- Кто лепил снеговика? Расскажите, как вы это делали.


Дети слушают загадку и называют отгадку.

- Зимой.















-Холодная погода; деревья без листьев, иногда со снежной шапкой на ветвях; короткие дни и длинные ночи; гололедица; сугробы и снег; низкие, серые, тяжелые облака; трескучие морозы.










-Зимние забавы – катание на коньках, санках, лыжах, игра в снежки.

Второклассники рассматривают картинку.










Учащиеся поднимают руки.

1 ученик рассказывает, как лепил снеговика. Другие сравнивают его действия со своими.

-Сначала нужно скатать большие комки снега, сложить их друг на друга, сделать ручки из веток, глазки и нос, на голову можно надеть ведро


Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, проводить сравнение и классификацию объектов

Коммуникативные УУД : умение строить речевое высказывание.

Личностные УУД: актуализация сведений из личного опыта.

3 мин

Постановка учебной задачи.

3.Формулирование темы урока, постановка цели


Цель – решение проблемы детьми по формированию темы урока.


-Как Вы думаете, ребята, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?





-Сегодня на уроке мы будем писать изложение.

- Кто скажет, что такое изложение?



- Для чего мы учимся писать изложения?







- Как вы думаете, на какую тему будет наше изложение?

Посмотрите ещё раз на картинку.


Дети высказывают свои предположения:

- Составлять рассказ по картинке.

- Читать текст о зиме .

- Списывать текст .


- Изложение – это письменный пересказ текста.

Дети высказывают своё мнение: - Я думаю, чтобы правильно излагать свои мысли. Чтобы быть культурным человеком. Развивать свою речь и память.

- О снеговике. Как дети лепили снеговика.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД: формулирование темы и постановка целей урока; умение оценить правильность выполнения действий на уровне самооценки.



2 мин

Решение учебной задачи.

4.Знакомство с текстом.

Цель – создать условия для дальнейшей исследовательской деятельности.


- Сейчас я вам прочитаю текст изложения, а вы должны проследить по карточкам, которые вы видите у себя на парте.


(Чтение  текста изложения учителем).

- Какой случай описан в рассказе?



- Когда происходит событие?


- Какая была погода?


- Какой получился снеговик?


- Прочитай последнее предложение с нужной интонацией.

Учащиеся воспринимают информацию.




















Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию текста.

- В рассказе говорится о том, как дети лепили снеговика.

- Действие происходит зимой.

- Было пасмурно. Шёл мягкий пушистый снег.

- Снеговик получился хороший.

- Хороший получился снеговик!

Познавательные УУД : умение выявлять сущность, особенности объектов, находить ответы на вопросы, опираясь на свои знания и опыт, умение на основе анализа делать вывод.

Личностные УУД: развиваются волевые качества в преодолении возникших трудностей.

Регулятивные УУД : формируются способы умственных и практических действий при переработке учебной информации.

Коммуникативные УУД : умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других.

Коммуникативные УУД : выражать свои мысли в соответствии с ситуацией общения.


5мин

Решение учебной задачи. 5. Анализ текста. Составление ответов на вопросы

Цель – создание условий для формирования умения правильно применять способы действий.

- Прочитайте текст самостоятельно.
1) - Докажите, что это текст.





-О чём повествуется в тексте?

-Что значит «повествуется»?



-Определите тип текста.

- Докажите.


2) -Определим тему текста. Что такое тема?


-Прочитайте внимательно задание №1.

- Кто хочет выполнить самостоятельно? Кому нужна помощь?

-Проверяем.





3) Что нужно сделать, чтобы выполнить задание №2?


- Чему будем учиться, выполняя это задание?

- Какой заголовок отметили? Обоснуйте свой выбор.



- Напишите заголовок на карточке с текстом.


4) Рассмотрите таблицу в задании №3.

- Прочитайте вопросы к тексту.

- Для чего даны вопросы?

- Как будем работать с вопросами?


Чтение текста детьми.

- Это текст. Все предложения связаны между собой, объединены общей темой. Текст можно озаглавить.

-О снеговике.

-Повествуется – рассказывается, сообщается.

-Это текст – повествование.


-Тема – о ком или о чём говорится в тексте.

Дети читают задание.


Учащиеся самостоятельно работаю на карточке.

(учитель индивидуально оказывает помощь детям, нуждающимся в ней)





















Дети называют правильный ответ. Сверяются с ответом на презентации.


- Отметить подходящий к тексту заголовок или записать свой.

- Будем учиться озаглавливать текст.























Дети называют заголовок, который выбрали или записали, и обосновывают свой выбор.

Записывают заголовок на своей карточке.


- Вопросы помогут записать правильно ответ.

Познавательные УУД учиться находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД : умение действовать в учебном сотрудничестве; контролировать свою деятельность в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Регулятивные УУД: умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Коммуникативные УУД: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходит к общему решению в группе, учитывать другое мнение.

12мин

6.Физкультминутка

Цель - снижение напряжения с глаз, плечевого пояса, мышц спины.

- Только тренированный человек легко справляется с любыми трудностями и лепкой снеговика.

(Музыкальная видео – физкультминутка)




Учащиеся глазками наблюдают за движением предметов, сопровождаемое музыкой для релаксации.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений героем физкультминутки

1мин

Включение в систему знаний.

7. Составление плана.

Цель планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

систематизировать и преобразовывать информацию.

-  Скажите , пожалуйста, сколько в тексте частей? ?

-Как определили?

-  Какие это части?


- А  теперь давайте попробуем озаглавить каждую часть т. е. составим  план.

-Для чего нужно это сделать?



- Работаем с каждой частью отдельно.

-Читаем 1 абзац.

-Найдите ответы на вопросы, которые относятся к 1 части.

-Запишите ответ словами из текста.


- Какой снег  шёл  весь  день ?
-  Что решили сделать  
дети ?

- Сформулируйте полный ответ на вопрос.




-Как можно озаглавить 1 часть? (Учитель записывает заголовок на доске).

- Перескажите 1 часть.


- Прочитайте 2 часть.



- Прочитайте вопросы.


- Найдите и запишите опорные слова.

(Работа в парах)

Что сделали мальчики ?
-  Что сделали
девочки ?
-  Что надели снеговику  
на  голову ?

- Что ему дали  в руки ?

- Сформулируйте полный ответ на вопрос. 1 ученик читает вопрос , другой – отвечает. Затем меняемся. (Работа в парах)

-Как озаглавить 2 часть? (Записываем на доске).

-Прочитайте 2 часть – перескажите соседу по парте (работа в парах)



-Как одним предложением выразить основную мысль 3 части?



- А я озаглавила «Дружная работа» (Записывает на доске). Почему?


Какой  получился снеговик ? 

- Сколько предложений в 3 части?



-Сформулируйте ответ на вопрос.


- Как можно озаглавить 3 часть?

-3 часть -  перескажите.


-Итак, у нас получился план текста.

- Какая главная мысль всего текста?



7. Пересказ по плану:
- Перескажите друг другу текст.


- Текст состоит из 3 частей.

- В тексте 3 абзаца.

- Начало, основная часть, концовка


-План поможет написать изложение в определённой последовательности.


1 ученики читают вслух 1 часть .


Дети записывают на карточке опорные слова

(мягкий пушистый)

(слепить    снеговика)

- Весь день шёл мягкий пушистый снег.

-Дети решили слепить снеговика.

Второклассники предлагают свои версии заголовка.

-Зимний день.

-Решение слепить снеговика.












2 ученика пересказывают 1 часть.

Чтение текста 2 части детьми сначала про себя, затем вслух.

Чтение вопросов на карточке.

Дети записывают на карточке опорные слова

(скатали, положили)

( глаза, нос, рот)

( старое ведро)
( метлу)





















Работа в парах.

2 ученика пересказывают 2 часть вслух.


Дети предлагают варианты заголовка:

-Дети лепят снеговика.

- Работа детей.


-Ребята работали дружно.

(хороший)

- В 3 части 1 предложение.


-Хороший получился снеговик!

Дети предлагают свои варианты заголовка:

-Снеговик.

- Хороший снеговик.

-Вот какой снеговик!

-Снеговик готов.









2 ученика пересказывают.

















­-Благодаря дружной работе детей снеговик получился хороший.


работа в паре

1 ученик пересказывает текст полностью.

Познавательные:

Учатся находить необходимую информацию из текста, представлять информацию в виде предложений; на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать. Коммуникативные: рассуждают, высказывают своё мнение, оформляют свои мысли в устной форме

Личностные, регулятивные:

развивают умение оценивать и контролировать свою деятельность, формируют умение планировать деятельность


.

Регулятивные УУД: действовать в учебном сотрудничестве.


10 мин

8.Физкультминутка

Цель - переключение внимания, мышечное расслабление.


Видео

Дети повторяют действия за снеговиком.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений .

2 мин

9. Орфографическая подготовка.

Цель – формирование орфографической зоркости


-  Давайте посмотрим  какие орфограммы нам  встречаются в тексте.
-  Теперь поработаем  над каждой орфограммой  отдельно:
1.)  Найдите слова с Ь .


 - Какую  «работу» выполняет мягкий знак?


2.)  Найдите в  тексте слово с сочетанием ЧК
3.)Вставьте пропущенные буквы, объясните написание гласных после шипящих:


пуш   стый  реш  ли полож ли  хорош  й 
4.) Объясните  написание  согласных   в  словах:
мя   кий  сне_  дру _   но _  ро_  морко  ка
5.) Подберите проверочные слова:
снеговик  слепить скатали  глаза  ведро   метла
6.) Найдите в тексте словарные слова.

-Давайте прочитаем их по слогам и запомним как они пишутся.
7.)  Обратите внимания на слова,которые встречаются в тексте с трудным  написанием:
шёл   решили,   надели   получился   положили


Дети работают на карточках.

(ПРИЛОЖЕНИЕ)


весь, день, слепить, мальчики, угольков
- Ь обозначает мягкость предыдущего согласного
девочки

Вставляют пропущенные буквы, называют орфограмму.

- Жи-ши пишу с буквой И.


- Парная согласная.



-Безударная гласная


мальчики девочки хороший морковка  




Учащиеся проговаривают слова орфоэпически.

Коммуникативные: -развитие умения слушать, вступать в диалог, отвечать на вопросы.

Регулятивные: способность принимать учебную задачу.

умение работать по предложенному алгоритму

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другу,составлять ответы на вопросы.


7 мин.

10. Самостоятельная работа.

Письмо изложения.



-А сейчас, ребята, вы будете записывать пересказ текста.


- Сколько частей у вас будет в тексте? Как напишем каждую часть текста?

- Смотрите на вопросы, они вам помогут.

- Сначала предложение проговариваем. А потом его записываем. Как пишется начало и конец предложения?


- Вопросы и ключевые слова записаны на карточке. Обращайте внимание на опасные места в словах!

(По необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь)

Написание изложения, с использованиием карточки (ПРИЛОЖЕНИЕ)


-В тексте 3 части. Каждую часть пишем с красной строки.


-Начало предложения пишем с большой буквы. В конце ставим точку.

Дети пишут по группам.

  1. группа (сильная ) – пишут сами;

  2. группа (средняя) – по опорным  словам;

  3. группа (слабая)  -  по вопросам;

Регулятивные : самоконтроль

Коммуникативные : формирование своих мыслей в письменной форме

15 мин.

11. Самопроверка.

Чтение изложения.



-Давайте послушаем, какие изложения получились у вас.  

- А почему тексты у ребят немного отличаются?.



2-3 человека читают свои тексты.

-Это пересказ, и мы можем использовать другие слова

Регулятивные: самоанализ, самооценка

Личностные: осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта в написании изложения по вопросам

3мин

12.Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Достигли ли мы цели урока?

Поднимите руку те, кому легко было работать на уроке, затем те, кому сложно? Почему?

- Кто доволен своей работой?

- В чём испытали трудность?


Ребята посмотрите на экран, давайте оценим нашу с вами работу.

- Я узнал…

- Я открыл для себя…

- Я научился…

- Могу похвалить себя и одноклассников за…

На этом наш урок окончен! Спасибо за работу!



Ученики оценивают свою работу на уроке и заканчивают предложения.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Личностные УУД: содействовать положительному отношению к учёбе.

2 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Изложение текста по вопросам.

  1. Определи, о чём говорится в тексте. Поставьте знак «+» в клеточке возле самого точного ответа


В тексте говорится о зиме.

В тексте говорится о детях и снеговике.

В тексте говорится о том, как дети слепили снеговика.


2.Отметь самый подходящий к этому тексту заголовок или запиши свой.


Снежная баба.

Зима.

Зимние игры.

______________________

  1. Заполни таблицу.

План.

Вопросы

Ключевые слова

1 часть

Какой снег  шёл  весь  день ?


Что решили сделать  дети ?


2часть

Что сделали мальчики ?


Что сделали девочки ?


Что надели снеговику  на  голову ?


Что ему дали в руку ?


3 часть

Какой  получился снеговик? 



  1. Вставь пропущенные буквы. Объясни свой выбор.

Пуш…стый, реш…ли, полож…ли, хорош…й

  1. Обрати внимание на слова с трудными написаниями.

Шёл, решили, положили, сделали, надели, получился.