ФЕОДОСИЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №8
ФЕОДОСИЙСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Давайте будем добрыми всегда
Урок развития речи в 4 классе
на республиканский видеоконкурс
педагогического мастерства
« Урок нравственности»
Учитель начальных классов
Стрельцова Елена Борисовна
г. Феодосия
2011г.
Цель:
Развивать представление учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе;
раскрыть нравственное содержание доброты;
способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
формировать отрицательное отношение к человеческим порокам;
дать нравственную оценку злым и жестоким поступкам людей.
Оборудование: компьютер, проектор, чашечные весы, аудиозапись, краски.
1. Орг. минутка.
2. Первичное восприятие и осознание темы.
Учитель: - Каждый день, каждое утро я желаю вам, ребята, здоровья, хорошего настроения и приобретения новых знаний!
А вы?
(Приветствие детей)
- Я желаю здоровья, радости, знаний всем тем, кто слева от меня.
- Я желаю здоровья, радости, знаний всем тем, кто справа от меня.
- Я желаю здоровья, благополучия всем людям, живущим в нашем селе.
- Я желаю здоровья, счастья и мира всем людям нашей планеты Земля.
Учитель: - Вы пожелали всем счастья.
А счастливый человек он какой?
Дети: - образованный, аккуратный, вежливый, веселый, добрый…
Учитель: - Да, я согласна, что счастливым может быть только добрый человек.
3. Игра « Сказка».
Учитель: Ребята, вы любите сказки? Одной из главных тем сказок есть тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя: если он добрый, вы хлопаете в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками.
1) Иван-царевич;
2) Кощей Бессмертный;
3) Золотая рыбка;
4) Дюймовочка;
5) Баба-Яга;
6) Красная шапочка;
7) Мальвина;
- А на какого героя вы бы хотели быть похожим? Почему?
Ответы детей.
4. Беседа по сказке Ш.Перро.
Учитель: - Внимание на экран. Из какой сказки этот фрагмент.
Дети: - Ш.Перро «Золушка».
Учитель: - Кто из героев был злым?
Дети: - Мачеха и ее дочки.
Учитель: - Докажите.
Ответы детей.
Учитель: - А какой была Золушка?
Дети: - Доброй, отзывчивой, кроткой, застенчивой, великодушной.
Учитель: - Требовала ли она награды за свои добрые дела?
Дети: - Нет.
Учитель: - Чем она отвечала на зло?
Дети: - Добром.
Учитель: - Прочитайте слова русского историка Василия Ключевского: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло!»
Такой ли была Золушка? Докажите это.
Ответы детей.
Учитель: - В сказке добро победило зло?
Дети: - Да. Золушка нашла свою любовь и стала жить счастливо.
Учитель: - Кто помог Золушке поехать на бал и обрести счастье?
Дети: - Добрая Фея.
5.Игра « Добрая Фея».
Учитель: - Давайте поиграем в игру « Добрая Фея». Феей будет Руслана. До кого дотронется она волшебной палочкой, тот говорит что-то доброе о своем соседе по парте, взяв его при этом за руку.
Ответы детей.
6. Описание доброго и злого человека.
Учитель: - Пока мы с вами играли, Ванечка описывал по плану доброго человека, а Маша – злого.
План.
1. Глаза.
2. Улыбка.
3. Взгляд.
4. Слова.
5. Душа.
6. Походка.
7.Одежда.
- Портрет какого человека вам понравился больше?
Ответы детей.
7. Игра « Рисуем добро и зло».
Учитель: - 1 ряд. Нарисуйте добро.
2 ряд. Нарисуйте зло.
Дети: Рисуют добро и зло.
Учитель: - Какие цвета вы использовали, когда рисовали добро?
- А зло?
- На какую половину доски радостнее смотреть?
Ответы детей.
8. Учитель: - У вас на партах лежат листики со словом «Добро». Запишите как можно больше слов, которые ассоциируются с этим словом, кого или что вы представляете, когда произносите его (мама, солнце, цветы, улыбка…)
- Какие слова вы написали?
Дети читают слова.
9. Учитель: - Как вы думаете, чего больше на Земле добра или зла? Ответить на этот вопрос нам помогут весы. На одну чашу весов я буду складывать зло: зависть, жадность, ложь, грубость, предательство, война, воровство…(кладет черные мячики).
Чтобы победить зло надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром.
Вспомните, какие добрые дела вы совершали и положите на чашу весов с добром.
Ответы детей.
Учитель: - Добро победило зло! Ведь жизнь дана на добрые дела.
- Внимание на доску! Продолжите предложение: « Добрый человек – это тот, кто…
Дети: - Любит людей.
Готов в трудную минуту прийти на помощь.
Любит природу и бережет ее…
Учитель: - Нужно учиться быть добрым, стремиться совершать добрые поступки. Посмотрите друг на друга добрыми глазами и улыбнитесь доброй улыбкой.
И, давайте будем добрыми всегда!
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
10.Песня Шуры.
Дети: поют
Руки твои сильные,
Ты защити слабого.
Мысли твои верные,
Ты научи глупого.
Глаза твои, твоя душа
Добрая и чистая.
Дари ее тому, Кому больно одному.
Припев:
Твори добро на всей Земле,
Твори добро другим во благо,
Не за красивое « Спасибо»
Услышавшего тебя рядом.
(2 раза).