СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи « Природа родного края».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот уроки имеет своей целью продолжить совершенствовать устную и письменную речь учащихся в ходе подготовки к сочинению.  

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи « Природа родного края».»

Урок развития речи, 6 класс.

Тема урока: « Природа родного края».

Форма проведения:

 заочная экскурсия в лес.

Цель обучения:        

продолжить совершенствовать устную и письменную речь учащихся в ходе подготовки к сочинению.  

 Задачи урока: овладение коммуникативной культурой; формирование умений создавать различные виды текста; расширение знаний об окружающем мире; знакомство с историей родного края;

 Планируемые результаты формирования УУД:  

 Личностные:  

-- умение передавать свои мысли в устной и письменной форме  

развивать чувство любви к родной природе

 Регулятивные:  

– работать по плану решения учебной проблемы совместно с       учителем

уметь определять уровень собственной успешности

Познавательные: 

строить рассуждение, составлять повествование, уметь делать описание

извлекать информацию и преобразовывать ее в текст

Коммуникативные: 

– излагать свои мысли убедительно, грамотно и последовательно

совершенствовать уровень речевого развития     

                                            Ход урока :

Я обращаюсь к детям с предложением : вспомнить наименьшие единицы языка, из которых состоит текст. Затем сообщаю им цель нашего урока. Объясняю, что материал для написания сочинения мы должны собрать в ходе сегодняшней экскурсии в ближайший лес. Для этого предлагаю в самом начале нашего пути распределиться по группам. Чтобы инициировать процесс обучения, предлагаю каждой группе выбрать определенную профессию. Были выбраны журналисты, экологи, художники и писатели. В ходе экскурсии каждая группа будет собирать материалы к сочинению и составлять свои заметки , используя различные типы речи.  Перед тем, как идти (условно) на экскурсию предлагаю взять с собой корзину.  

Спрашиваю у своих шестиклассников о том, что можно принести с собой в этой корзине. Конечно, они отвечают : « Грибы, ягоды, еловые шишки». И здесь я предлагаю наполнить нашу корзину различными средствами языка. Вспоминаем , что есть эпитеты, метафоры, сравнения — все то, что помогает развитию речи. Берем корзину и отправляемся в лес.

Первый привал. Демонстрация слайдов. Лес. Тропинка. Уютные места.  Комсомольское озеро. Место отдыха горожан. Экологи наших групп рассказали о том, как меняют воду в этом водоеме, как запускают мальков, а в этом году привезли даже белого амура. Вступают в разговор защитники природы. Звучит история о том, как вымирают черепахи, если люди плохо относятся к охране водных ресурсов. Дети комментируют, составляют словосочетания и предложения.  

 Второй привал. Демонстрация слайдов. Лес осенью. Лес зимой. Окрестности Ставрополя. Художники делают зарисовки. Поэты и писатели составляют тексты. Выступают со своими наработками.

 Третий привал. На отдельном слайде стихотворение И.А. Бунина « Лес, точно терем расписной». Здесь я предлагаю ученикам найти средства языка и (образно) сложить их в корзину. В качестве макета даю картонные рисунки: грибы, шишки и другие символы леса. На обратной стороне рисунка дети напишут примеры метафор, сравнений и др. В ходе анализа стихотворного текста корзина наполняется чудесными средствами языка.  

После этого выступают журналисты . Они делаю репортаж о сегодняшнем дне.

Наш урок подходит к концу. В плане занимательных случаев на уроке вдруг открывается дверь. Входит лесник (переодетый старшеклассник) и очень строгим голосом говорит, что сегодня в лесу потоптали много травы, рубили деревья и даже подожгли костер. « Но это были не мы», - ответили дети. И предложили помочь лесничеству. Тут же нарисовали листовки-плакаты с предложением: траву не топтать, деревья не рубить, птиц и зверей не обижать и бережно относиться ко всему живому: Не губите землю, не губите жаворонка в голубом зените! Как призыв ко всем людям прозвучали эти слова.

Проверяю уровень успешности своих учеников: Что понравилось вам в уроке? Что получилось лично у тебя? Как будете писать сочинение и какие средства языка помогут вам? Достаем содержимое нашей корзины. « А если словарного запаса будет недостаточно?»- спрашиваю я. « Нужно обратиться к словарям,»- отвечают дети.  Вспоминаем авторов словарей. Подводим итоги.

Домашнее задание: используя материалы сегодняшнего урока, написать сочинение. Дети сами предлагают такие темы: «Загадки старого леса», «Я расскажу о профессии лесника» и другие.

















Урок развития речи, 9 класс

Тема урока: «Подготовка к сочинению - рассуждению о природе родного края»



Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи, как рассуждение; развивать коммуникативные компетенции.

Задачи урока:

- научить собирать и систематизировать материал для сочинения;

- осмысливать и раскрывать тему сочинения, строить план, работать с текстом;

- развивать речевую культуру учеников, память;

- прививать любовь к природе, искусству; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, опорные схемы, мультимедийная установка, презентация картин местных художников, изображающих природу родного края; книги местных авторов, фотовыставка «Природа родного края».

Предварительная подготовка: создание презентаций на темы «Природа родного края на картинах местных художников», «Природа в Исилькульском районе», подборка стихотворений исилькульских поэтов



Ход урока:

I. Организационный момент

- Есть истины, которые должны войти в сознание с детских лет. Среди них- любовь к Родине и к родной природе. Я думаю, эти два слова неразрывно связаны друг с другом. В течение урока вы постараетесь доказать, почему людям свойственно любить родную природу.

- Цель урока - подготовиться к написанию сочинения-рассуждения о природе родного края. Итогом нашей работы станет ваше сочинение, в котором вы постараетесь ответить на вопрос

«Почему мы любим родную природу?».

(Оформление тетрадей)

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, дома вы работали над упражнением №148

- Прочитайте текст этого упражнения. Какова его основная мысль? Как эта мысль раскрывается в предыдущем тексте упр. 147? (Отношение человека к природе родного края определяет его как личность. Природа вдохновляет людей на создание произведений искусства, помогает раскрыть их талант)

III. Анализ текста-рассуждения

- Но прежде чем самим написать сочинение о при роде родного края, мы должны разобраться, как выполнять такую работу. Поможет нам в этом упражнение №150. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 68 и найдите это упражнение.

- Вспомните композицию плана сочинения – рассуждения.

На доске опорный план-схема.

1.Тезис.

2.Аргументы.

3.Вывод.

Обратимся к тексту упражнения.

- За что автор любит Среднюю полосу России? (Там он рос и стал настоящим человеком, В.Песков – выходец из Воронежской области, сейчас сотрудничает с газетой «Комсомольская правда»).

- Найдите тезис в этом тексте, аргументы и вывод.

-Как автор характеризует снег, дождь и какие средства художественной выразительности использует?

-Назовите односоставные предложения? Какова их роль?



IV. Индивидуальные сообщения

- Посмотрите, как изображают родную природу наши местные художники

(Презентация 1).

- И послушаем, как воспевают родную природу поэты. (Учащиеся читают стихи местных поэтов)

Представление презентации с фотографиями на тему «Природа в Исилькульском районе» (Презентация 2)



V. Чтение стихотворений

- Я знаю, что некоторые ребята из нашего класса подготовили стихи. Послушаем их.

Осень.

С ветки сорвался жёлтый лист,

Его унёс безумный ветер.

Осень шепнула вслед: «Смирись!

Глупый, хотел дождаться лета?

Оно не скоро, ты же слышишь,

Птицы прощаются надолго.

Их крик тоскливый тише, тише…

Исчезнет клин за горизонтом.

И снова лишь серое небо.

В разрывах туч не видно света.

А ветер… Песни поёт ветер

О тёплых днях, о снах, о лете».

Замятина Зоя



VI. Работа над планом сочинения.

Опираясь на схему, составим план сочинения. Главное в такой работе - определить своё отношение к выдвинутой проблеме, обосновать правильность своей точки зрения. Для того чтобы сочинение- рассуждение получилось завершённым и доказательным, важно, чтобы:



- основной тезис соответствовал теме сочинения;

- доказательства были убедительными;

- части рассуждения – тесно связанными;

- выводы чётко сформулированными.



Запишите план в тетрадь.

План.

I. Людям свойственно любить родную природу.

II.Аргументы:

1) это место, где мы родились и выросли;

2) многообразие животного и растительного мира;

3) источник поэтического и художественного вдохновения;

4) такие разные времена года.

III.Природа - источник радости и счастья.



VII. Орфографическая и пунктуационная работа.

Запись слов и выражений, которые могут пригодиться в работе, и вместе с тем повторим орфографию.

Предрассветное утро, шорох листьев, взлохмаченные ели, на синеющем небосводе, колющийся шиповник, лиственный лес, посаженное дерево, грибы, собранные утром, кислый крыжовник, неподвижное небо, произрастающий в нашей местности. (Работа у доски. Оценка).

- Какие предложения по структуре вы употребите в своей работе?

- Назовите вводные слова, которые следует применять в сочинении - рассуждении?

VIII. Работа над сочинением

Учащиеся пишут сочинение на черновик. Некоторые ребята зачитывают фрагменты сочинения вслух.

IX. Подведение итогов. Выставление оценок.

Вывод в сочинении должен пересекаться с тезисом. В конце работы мы даём свою окончательную оценку проблеме, заявленной в первой части сочинения.

X. Домашнее задание.

Дописать сочинение на черновиках. По желанию нарисовать пейзаж или написать стихотворение о родной природе.



















Урок развития речи, 7 классе

Тема: «О, край родной...»



Цели и задачи урока:

- закрепить знания и навыки о публицистическом стиле и научить применять полученные знания при подготовке устного высказывания по заданной теме;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;

- развивать способность учащихся к анализу и обобщению.



Оборудование : компьютер, проектор; фотографии (слайды), на которых запечатлена природа родного края; карточки – задания, Конституция РФ, "Красная книга" Воронежской области, книги по охране природы, стихи о природе, мини- стенд «Признаки публицистического стиля".

Эпиграф (слайд)

Охранять природу – значит охранять Родину.

М.Пришвин

Ход урока:

1. Орг. момент.



2. Начало урока. (Звучит тихая музыка, показываются фотографии (слайды) природы родного края, на этом фоне читаются стихи):



1 чтец: Я слушал, как поёт тропа лесная,

И всё гадал: о ком она? О чём?

Который век, бежит, не зарастая,

Как будто ей столетья нипочём.



2 чтец: В её напеве слышу отголоски

Шагов прошедших некогда людей.

Смотрю на тропку, стоя у берёзки,

И сердце бьётся чётче и нежней.



3 чтец: И верится, не стало тленом, пылью

Минувшее, поныне живо тут.

Все люди, что по тропке проходили,

Идут по ней, незримые идут.



4 чтец: И мы пройдём, а через годы – внуки,

И каждый сердцем у лесной тропы

Услышит те же песенные звуки

Одной для нас единственной судьбы.

А.Каныкин.



- Что объединяет эти фотографии и стихи? Какова их тема и идея? (Красота родной земли. Автор стихотворения говорит о связи поколений. Вы – будущее Земли, вам её беречь, делать краше).



3. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. Объявление темы и цели работы на уроке.



- Сегодня, ребята, вы работаете в группах. На уроке поразмышляем об очень важных, актуальных на сегодняшний день проблемах. Разговор пойдёт о природе и отношении к ней. Мы закрепим знания о публицистическом стиле и научимся составлять высказывание по заданной теме.



- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова М.Пришвина? Объясните их. Почему в этом предложении поставлено тире? (Подлежащее и сказуемое выражено инфинитивом).



- Без слов, с которыми вы будете работать сейчас, нам, я думаю, не обойтись при составлении текста. Ваша задача – записать слова, объяснить орфограммы. (Слова с пропусками букв на карточках и слайде):

Насл..жда ( т, ть) ся крас..той, р..сток, ( о, а)кружа..щая среда, загр..знение в..здушного и водного ба (с, сс) ейна, те ( р., рр) итория, зд..ров..е человека, р..сурсы, буду..щее планеты, охр..на пр..роды, лё (г, к) планеты, з..лёное золото.

( Взаимопроверка выполненной работы. Ответы на слайде.)



- Записанные вами слова характерны для какого стиля речи? Где мы их чаще всего употребляем? ( Книжный, публицистический, научный. Статьи в газетах, учебники, СМИ: радио, телевидение). (На доске появляется табличка с признаком публицистического стиля).



- Ребята, а как называется наука, изучающая природу, способы её охраны? (Экология.) (Слово написано на доске).

- Человек должен беречь природу. Это записано и в основном законе жизни нашей страны Конституции РФ. (Показать).

(Чтение уч-ся статей Конституции РФ 42, 5).

- В защите природы, ребята, выражается и любовь к родной стране. Перечитайте ещё раз эпиграф к нашему уроку. Мы с вами тоже можем и должны принять участие во всенародном деле защиты природы. Это долг гражданина нашей страны. Как это сделать? (Не сорить, не губить деревья, животных….).

-У К.Г. Паустовского есть произведение о Мещёрском крае. С отрывком из него вы сейчас и будете работать. (Текст напечатан на карточках):

И если придётся защ..щать св..ю страну, то я буду знать что я защ..щаю и этот кл(а, о) ч..к з..мли научивший меня видеть и понимать пр..крас(..)ное.

(Задание - вставить пропущенные буквы и графически объяснить их написание. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их графически). (Проверка задания).

- Начало нового века характеризуется огромным воздействием человека на окружающую среду. Как влияет человек на природу? (Добывает полезные ископаемые. Вырубает леса, уничтожает растения и животных). Некоторые растения и животные уже занесены в «Красную книгу». (Показать «Красную книгу» Воронежской области).

4. Работа с учебником русского языка .

- Обратимся к упр. 63 в вашем учебнике. Прочитайте текст. Какие слова из него можно использовать в качестве вывода (итога) всему ранее сказанному нами? (В природе всё в равновесии. Эту взаимосвязь легко разрушить, а восстановить гораздо труднее. Обществу нужны строгие законы об охране природы. К сожалению, даже к тем, которые имеются, мы обращаемся редко).

- Обратите внимание, в этом тексте автор использует ряды однородных членов, одинаковые по построению предложения. Это тоже признаки публицистического стиля. (На доске появляется табличка с признаками стиля).







5. Работа со статьями газет "Лискинские известия», «Воронежский курьер».

- А как, ребята, обстоят дела с охраной природы в нашем районе? Вы работали с местными газетами, подбирали статьи, заметки о природе. Сообщения учащихся о прочитанном в местных газетах. ( Вырубают леса, пожары, мусор в городе и в лесу, …).

( Показ фото, слайдов). Всё это – дело рук человека.

- Какие названия, заголовки этих статей? На что вы обратили внимание? (Остановитесь! Не рубите! Нельзя так жить! и т.д.)

- Значит, в газетных статьях используются заголовки, привлекающие к себе внимание читателей. Побудительные предложения. Есть обращения. Это тоже признаки публицистического стиля. (Табличка с признаком стиля появляется на доске).

- Как вы, ребята, относитесь к проблеме, поднимаемой на страницах наших местных газет? (ответы учащихся)

-А вот какие интересные факты из истории обнаружили в газете «Воронежский курьер». (Чтение учеником отрывка из статьи).



6.Самостоятельная групповая работа учащихся по составлению текста публицистического стиля.



- Сейчас, ребята, перед вами стоит задача – составить текст публицистического стиля – обращение к сверстникам. Основные признаки стиля мы с вами вспомнили. Вы можете пользоваться тем материалом, с которым работали на уроке. Работаете в группах. Помогаете друг другу, т.к. работа для вас новая - создание публицистического текста - и трудная. Можете делать записи, листочки- черновики у вас есть. (Учащиеся работают в группах). ( Проверка работ - чтение 1-2 работ).

- Спасибо за интересные работы. Что не успели написать на уроке, доделаете дома.



7. Подведение итогов работы на уроке



- Обратимся ещё раз к теме нашего урока, к его названию "О, край родной…"

Как вы думаете, почему я поставила после этих слов многоточие? ( Мысль не завершена, можно продолжить…как ты прекрасен (печален) и т. д). И интонация прочтения может быть разной: радостной, печальной (сожаление).

- Мы с вами, ребята, можем сделать так, чтобы данные слова звучали радостно.

А для этого надо….любить и охранять природу.

« Не может сын смотреть спокойно на горе матери родной.

Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой», - писал Н.Некрасов.

- Спасибо всем за хорошую работу на уроке, а особенно….(объявление оценок)



8. Домашнее задание.



- Доработайте свои обращения к сверстникам, оформите их, соблюдая стилевые нормы. Ваши работы будут помещены на стенде. С вашими обращениями познакомятся учащиеся школы.



























  Дидактическая игра « Герб города»



Цель: закрепить представление детей о гербе родного города и городов края; уметь выделять герб родного города из других знаков.



Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” из 7-10 частей герба города в разобранном варианте, изображения гербов городов края.



Ход игры:

1 вариант: Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.



2 вариант: Ведущий называет город края, дети из представленных гербов выбирают правильный вариант, обосновывая особенности изображения герба.

                   























































Дидактическая игра «Достопримечательности города».



Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.



Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий; иллюстрации достопримечательностей других городов.



Ход игры

1 вариант: Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики выбранную достопримечательность  города.



2 вариант: Ребенок выбирает иллюстрацию с достопримечательностью города и, не показывая ее другим игрокам, начинает описывать ее. По описанию игроки должны отгадать примечательное место города.


























Дидактическая игра «Четвертый лишний»


Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.


Оборудование:  макет телевизора, экран которого разделен на 4 части, карточки с птицами, животными и растениями, обитающими  на территории  Воронежской области. Карточки с птицами,  животными  и растениями  России и других стран.


Ход игры.


Ведущий вставляет в экран карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Воронежской области, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала.




























Дидактическая игра «Животные нашего края».


Цель: Закрепление знаний детей о животных нашего края. Развитие связной речи детей.


Оборудование: схема – цветок с условными обозначениями на лепестках: место обитания, питание, звук, внешний вид, детеныши.


Ход игры.


На столе раскладываются карточки изображениями вниз. У каждого игрока схема-цветок с уловными обозначениями. Ребенок выбирает карточку с изображением животного, выкладывает в центр схемы – цветка в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном:

  • Как называется животное;

  • Где обитает;

  • Чем питается;

  • Какие звуки издает;

  • Как выглядит;

  • Как называются детеныши животного.
































Дидактическая игра «Красный огонек».



Цель: закрепление  знаний детей  о растениях и животных Воронежской области,  занесенных в Красную книгу.



Оборудование: Красные книги растений и животных, карточки с изображением растений и животных.



Ход игры



Дети выбирают из карточек всего растительного и животного мира Воронежской области те растения и животных, которые в опасности, помещают их в Красную книгу и рассказывают о них.



 



































МКОУ СОШ №1 имени героя Советского Союза М.А. Машина











Урок развития речи, 6 класс



Тема: «Природа родного края»







Подготовила: учитель русского

языка и литературы

Васильева Н.В.









МКОУ СОШ №1 имени героя Советского Союза М.А. Машина











Урок развития речи, 9 класс



Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края»







Подготовила: учитель русского

языка и литературы

Васильева Н.В.







МКОУ СОШ №1 имени героя Советского Союза М.А. Машина











Урок развития речи, 7 класс



Тема: «О, край родной…»







Подготовила: учитель русского

языка и литературы

Васильева Н.В.





















Дидактические игры на тему



«Край родной»