Государственное бюджетное образовательное учреждение
Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 138 I-II видов
Конспект урока по развитию речи во 2 классе для детей с нарушением слуха на тему: « Составление рассказа по картинке»
Составила:
учитель начальных классов
Клюева Светлана Германовна
УФА-2016
Урок развития речи во 2 классе
на тему : «Составление рассказа по картинке». Цели:
-развивать у детей умение воспринимать картинку, передавать в устной форме её содержание, развивать связную речь, умение озаглавливать картинку, формировать умение грамматически правильно строить предложение, внимательно слушать учителя и отвечать на его вопросы, дополнять ответы других учащихся;
-активизировать и расширять словарь учащихся, развивать память и внимание, корректировать слух и произношение;
-воспитывать любовь и внимательное отношение к окружающему миру, развивать познавательный интерес учащихся.
Оборудование:
сюжетная картинка, предметные картинки, доска, изображение двух снеговиков для игры: «Чем отличаются снеговики?»
Ход:
1.Орг.момент.
-Ребята, послушайте загадку. О каком времени года эта загадка?
Наступили холода,
Превратилась в лёд вода,
Длинноухий зайка серый
Стал теперь он зайкой белым.
Кто скажет ,кто знает
Когда это бывает? ( Это зима, зимой бывают
холода, замерзает вода, у зайки белая шубка)
2.Актуализация знаний.
-Ребята! Какое время года наступило? ( Наступила зима)
-Кто из вас любит зиму? (Ответы детей)
-Почему вы любите зиму? (Зимой можно кататься на лыжах, на санках,
на коньках, лепить снеговика и т.д.)
-Послушайте загадки:
*Всё лето стояли,
Зимы ждали,
Дождались зимы,
Помчались с горы!
Что это? (Это санки)
*Есть у меня два серебряных коня,
По льду они везут меня!
Что это? (Это коньки)
*Под ногами у меня
Деревянные друзья,
Палки в руки я беру
И на них стрелой лечу!
Что это? ( Это лыжи)
-Молодцы ребята, хорошо отгадывали загадки! У кого есть санки, лыжи, коньки? (Ответы детей)
-А какие игры ещё можно играть зимой? (Зимой можно лепить сне-
говика и снежный дом, играть в снежки)
-Зимние игры детей можно назвать зимними ЗАБАВАМИ.
Словарная работа : ЗАБАВА –это старинное русское слово ,то есть игра, развлечение.
Речевая зарядка : ЗАБАВА.
-Что такое забава? (Это игра)
-Как по-другому назвать зимние игры детей? (Зимние забавы)
-Какую зимнюю забаву ты любишь больше всего? (Ответы детей)
3.Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы будем составлять рассказ по картинке. Знаете по какой картинке мы будем составлять рассказ? (Нет)
-А хотите узнать? (Да)
Учитель показывает детям картинку.
4.Рассматривание картинки.
-Нравится картинка? (Да)
-Какое время года на картинке? (На картинке зима)
-Назовите признаки зимы на картинке? ( Идёт снег, снег лежит
на земле, на деревьях, на крышах
домов, на заборе, прилетели сне-
гири)
-Что делают ребята на картинке? (Ребята катаются на
коньках, на санках, лепят снего-
вика)
-Какая одежда надета на детях? (На детях надеты тёп-
лые куртки ,штаны ,шапки, варежки)
-Где гуляют ребята? ( Ребята гуляют во дворе)
-Почему вы так решили? (На картинке нарисованы
дома)
-Что ещё можно спросить по картинке?
Дети по одному задают вопросы по картинке, другие дети их слушают , повторяют вопрос ,отвечают на него (РСВ).
-Кто из вас умеет лепить снеговика? (Ответы детей)
Игра: « Чем отличаются снеговики?»
Задание : сравни двух снеговиков .
Дети сравнивают снеговиков: у одного снеговика на голове шляпа,
а у другого ведро, у одного снеговика вместо носа морковь, а у
другого ветка, у первого снеговика пуговицы синие, а у второго –
красные, у первого снеговика вместо рук палки, а у второго-
снежные комочки (словарная работа).
-Кто слепил снеговика на картинке? (Мальчик слепил снеговика)
-Придумайте имя мальчику. (Ответы детей)
-Опишите снеговика на картинке. (У снеговика вместо носа
морковка, вместо волос ветки, вместо глаз угольки)
-Какой получился снеговик? ( Снеговик большой,
смешной, хороший, весёлый)
-Как вы думаете, что ещё будет лепить мальчик? (Ответы детей)
-Кто катается на санках? Придумайте имя. (Ответы детей)
-Кто катается на коньках? Придумайте имена девочкам. (Ответы детей)
-Какие лица у ребят: весёлые или грустные? (Ребята весёлые,
смеются, улыбаются )
-Почему ребята весёлые? (Ребятам нравятся зимние забавы)
-А вы любите зимние забавы? (Да)
Физминутка.
-Поиграем в снежки (дети имитируют игру в снежки).
-Поехали на лыжах ( дети двигают руками и приседают ,как будто
едут на лыжах).
-Покатились с горы на санках (сели на стульчики боком и вытянули
ножки вперёд).
-Теперь сели на стульчики ровно, выдохнули и сказали : «Ух, хорошо зимой!»
5. Озаглавливание рассказа.
-Придумайте название картинки.
Коллективное обсуждение названий и запись единого названия на доске.
6.Представление готового плана.
План:
1.Пришла зима.
2.Зимние забавы во дворе.
3.Весело зимой!
-Прочитайте план про себя. Сколько частей в плане? (3 части)
-Сколько будет частей в рассказе ? (3 части)
7.Составление рассказа по плану.
-Как называется 1 часть плана? (Пришла зима)
-О чём будем рассказывать в 1 части? (Будем рассказывать о зиме)
-Расскажите о зиме по картинке. (Пришла зима. Выпало много
снега. Снег лежит на деревьях,
на крышах домов, на заборе.
Прилетели снегири)
-Как называется 2 часть плана? ( Зимние забавы во дворе)
-О чём будем рассказывать во второй части? (О зимних забавах детей во дворе)
-Расскажите, как гуляют дети зимой во дворе. (Ребята пошли гулять во двор.
Катя катается на санках с
горы. Оля и Марина ката-
ются на коньках. Дима
слепил снеговика. У снего-
вика вместо носа морковь,
вместо волос ветки, вместо
глаз угольки. Хороший по-
лучился снеговик!
Ещё Дима лепить снежного
зайца)
-Как называется 3 часть плана ? (Весело зимой!)
-О чём будем рассказывать в третьей части? (Будем рассказывать о том, что
зимой детям весело, им
нравятся зимние забавы,
ребята любят зиму)
-Расскажите по картинке, используя план. (Рассказы детей)
8. Итог урока, анализ рассказов.
-Ребята! Вы очень старались, придумали хорошие рассказы.
-Чей рассказ вам понравился больше? Почему? (Ответы детей)
На втором уроке дети записывают рассказ в тетрадь.