СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся самоконтроль и оценку помогают уроки рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС»

Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка.

Сл.2. Сегодня, в современном обществе, успешность наших детей зависит не только от определённой суммы знаний, умений, навыков, которые они приобретают, а, в большей степени от того, насколько они самостоятельны. Умеют ли они самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.

Поэтому, наша задача, как педагогов, научить их самостоятельности.

Сл.3. Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают уроки-рефлексии. Подобные уроки решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.

Общим итогом такой деятельности является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия).

Сл.4. Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Если на уроке «открытия» нового знания предметом «исследования» является учебная задача, то на уроке рефлексии предметом «исследования» учащегося является его ин­дивидуальная деятельность. И в том и в другом случае ученик осознает шаги своей учебной деятельности на Сл.5. уроке. 1.шаг. Что я не знаю? 2 шаг Сам преодолеваю возникшее затруднение.

Сл.6. Давайте вспомним, каковы же цели уроков рефлексии? Напомню, что по ФГОС мы выделяем 2 цели урока: содержательную (направленную на формирование предметных УУД) и деятельностную (направленную на формирование метапредметных и личностных УУД).

Сл.6 целями уроков рефлексии являются:

Деятельностная цель: формирование умения учащихся фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднений.

Содержательная цель: формирование умения применять изученные понятия, алгоритмы и т.д.

(другими словами – повторение и закрепление учебного материала)

Сл.7 Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо пользоваться инструментами для самопроверки. Для этого стоит уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки.

Эталон – знаковая фиксация способа действия. Эталон может быть представлен в разных видах. (правило, алгоритм, схема, …) Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых действий и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

Образец – реализация данного способа действия на конкретном примере. Рассмотрим пример: Сл.8-9 Сл.10Эталон для самопроверки – осуществление способа действия, который соотнесен с эталоном. При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рассуждения рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания». Учащиеся должны научиться пошагово, сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке. Сл.11 Примеры эталонов для самоконтроля вы видите на слайде.

А теперь о каждом этапе урока рефлексии поговорим подробнее. Их всего 9 . Для каждого этапа необходимо использовать свои активные методы и приемы, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа. Очень продуктивными считаю приёмы технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо) так, как они побуждают учеников к активной деятельности на всех этапах урока. Правда, я считаю, что все приёмы целесообразно брать за основу, внося необходимые коррективы с учётом особенностей класса и даже отдельных учеников. Сл.12.

  1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин.)

Целью этого этапа является - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Для реализации этой цели требуется: Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебный процесс через диалог.

1. Условия для «хочу». 2. Создать условия для «могу». 3. Зачем мне надо …

Существует немало приемов, которые можно удачно применить на данном этапе. Рассмотрим некоторые из них.

Приёмы работы: - учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются.

Еще один главный момент на данном этапе: донести до учеников тот факт, что работа над собой, над своими ошибками действительно является одним из главных условий развития человека и необходима каждому из нас. Наглядно и просто это можно сделать с помощью высказываний известных мудрых людей, философов, писателей, учёных.

Ознакомиться с такими высказываниями я предлагаю и вам.

Сл.13. 1.Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций 2. Ошибки разум дают. Л.Н. Толстой 3. Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо.

Можно начать урок с пословицы и организовать такой диалог:

Ошибка учит людей уму-разуму

Д. Дают пояснение фразы.

У. Если мы заговорили об ошибках и своем отношении к ним, то какой тип урока по вашему у нас сегодня будет?

Д. Урок закрепления знаний или рефлексия.

У. В чем особенность этого урока?

Д. В том, что мы будем фиксировать свои ошибки и отрабатывать их самостоятельно.

У. Совершенно верно. Какую цель на урок каждый из вас поставит перед собой?

Д. Зафиксировать свои возможные ошибки и самостоятельно их отработать.

У. Тогда немедля ни секунды приступаем к работе.

Сл.14. Приём «Перепутанные логические цепочки».
-Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?
«начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой» 
«С малой удачи начинается успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
Сл.15. Прием Нестандартный вход в урок”. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Пример: сад, садовник, садовый. Корень сад (обучающиеся знают, что корень – одинаковая часть слова) Свет, светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой. Проблема: корень свет, свеч или све?

Сл.16. 2. Этап актуализации знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. (8-12 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок

На данном этапе проходит 1. Актуализация необходимых ЗУН организовать повторение и Обобщение Организовать Пробное учебное действие (сам. раб. № 1)

организовать Самопроверку по готовому образцу (без исправления ошибок) и фиксация затруднения.

На данном этапе организуется подготовка к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Количество заданий не должно быть большим, чтобы не рассеивать внимание детей и не затягивать данный этап: его продолжительность 8-12 минут.

Для повторения (актуализации), наряду с традиционными заданиями, целесообразно использовать следующие приемы:

Сл.17 Заполнение (создание) кластера (примеры на экране)

Это отличный приём систематизации материала. Наиболее часто кластеры применяются на стадии рефлексии, но и на стадии осмысления их применение эффективно. Плюсы данного приёма: повышается активность класса, быстро и чётко воспроизводится изученный материал т.е. самое главное.

Использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся: повторить, обобщить, структурировать знания по теме.

Сл.18 Текст с пропусками (пример на экране по теме типы речи)

Сл.19 Блицопрос проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной работы. 

1. Часть речи, обозначающая название предмета. (Имя существительное.)

2. Постоянный признак имен существительных. (Род.)

3. Часть слова без окончания. (Основа.) и т.д.

Сл.20 Прием РАФТ Ребёнок выбирает для себя некую роль и рассказывает о себе. (пример на экране)

Приём «Согласен – Не согласен»

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

  1. Слово, имеющее одно лексическое значение, — однозначное. +

  2. Слова разные по звучанию, но сходные по своему лексиче­скому значению — это омонимы. -

  3. Слово, имеющее несколько лексических значений, — мно­гозначное. +

  4. Слова противоположные по значению— антонимы. +

И др.


Далее учащиеся выполняют сам.раб. №1 Здесь нужно отметить, что должно быть одинаковое индивидуальное задание для всех учащихся, которое они самостоятельно выполняют и соотносят его с готовым образцом без исправления ошибок. Сл.21При самопроверке каждый ученик заполняет таблицу:

задания

Выполнено «+»/ «-»

Алгоритм или правило, в котором ошибся













Сл.22Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не враг, а повод задуматься.



Сл.23 Основной целью 3. этапа локализации индивидуальных затруднений осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись (алгоритм) и проговорили вслух, что и как они делали;

- зафиксировали место затруднения;

- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

В итоге на данном шаге учащиеся должны понять, «чего они не знают», какого знания им не хватает. (Мы не смогли сделать это задание, потому что не знаем, …)



Сл.24Кратко содержание этапа можно представить так:

1. Перестаю действовать – начинаю думать.

2. Что я делал, какие знания применял?

3. Где возникло затруднение? (место)

4. Почему оно возникло? (причина)

Т.О. после третьего этапа учащиеся делятся на две группы Сл. 25

Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполня­ют задания творческого и повышенного уровней или выступают в качестве консультантов и работают по инструкции.. Сл.26

Сл.27 4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Цель: построение проекта выхода из затруднений

На этом этапе учащиеся:

- ставят цель своих будущих коррекционных действий (целью всегда является устранение возникшего затруднения)

- выбирают способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, справочную литературу, словари и др.).

Этим процессом руководит учитель. На первых порах ис­пользуется подводящий диалог.

- Какую же цель нам надо поставить? (Например: научиться безошибочно писать слова с безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением) - Как бы вы предложили сформулировать тему урока? 

Сл. -28 Выявив способ действий, надо построить план. Можно предложить составить вместе план действий по выходу из затруднения. Как вариант, план готов, а дети расставляют последовательность действий.

Сл.29 5.Этап реализации построенного проекта.

Цель этапа: коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания.

На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов.

1. Исправление ошибок:

а) самостоятельное – на основе алгоритма

исправления ошибок; Сл.30

б) с помощью эталона для самопроверки.

2. Выбор заданий на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки

3. Решение этих заданий ,соотносят своё решение с эталоном и вносят результаты в таблицу.

Сл.31 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. (5-6 мин)

Цель этапа:

закрепление способов действий (правил, алгоритмов и т.д.), вызвавших затруднение, с проговариванием.

Для реализации цели необходим

1.организовать обсуждение типовых затруднений

2.проговорить вслух формулировки способов действий, которые вызвали затруднения

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сна­чала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап со­провождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно. Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий, опираясь на только что повторенный на уроке алгоритм, образец рассуждения.

Уместны следующие виды работы: комментированное письмо, предупредительные диктанты, распределительные диктанты (– Какие слова вы записали в 1-й столбик? Почему? Какие графические обозначения выполнили?, творческие диктанты «доскажи словечко» и др.

Сл.32 распределите слова по орфограммам

Сл.33 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин)

Цель этапа: самопроверка ЗУН, вызвавших затруднения, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Для реализации цели необходимо:

1. Выполнить самостоятельную работу № 2 (аналогичную С.р. № 1).Выбираются только те задания, в которых были допущены ошибки

2. организовать самопроверку (по эталону для самопроверки)

3. зафиксировать результаты в таблице

4. создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка

Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.

Сл.34 8. Этап включения в систему знаний и повторения. 7-8 минут;

На данном этапе учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта(индивидуально или вместе с консультантом).

Целесообразно организовать работу в группах или в парах. Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.

А также возможны и такие приемы работы, как:

Сл.35 «Лови ошибку» - обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально. спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Сл.36 Приём “Жокей и лошадь”. Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Пример: тема «Падежи» у одной группы карточки с названиями падежей, у другой – с вопросами или предлогами. у одной группы карточки с названиями ч.речи, у другой – с вопросами и др.

Сл.37 9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Цель этапа: самооценка результатов

Для реализации цели необходимо:

1.повторить алгоритм исправления ошибок

2.фиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности

3.наметить цели на следующую деятельность

4.оценить деятельность на уроке

5.определить задания для работы дома

Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.

Сл.38-39 Примеры рефлексии: анкеты (можно заполнить во такую таблицу), рефлексивная мишень На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. Обучающийся ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем результат выше. Затем проводят её краткий анализ.

Сл.40.Еще один прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»

Сл.41 интересно использовать приём «синквейн». Особенности этого пятистрочного стихотворения всем хорошо известны. Наши синквейны всегда включают словарные слова. называю одно или несколько словарных слов, причём словарные слова могут быть любой частью речи:( пример на экране)

Поезд. Пассажирский, скорый. Укачивает, успокаивает, баюкает. Поезд мчит нас навстречу открытиям и приключениям. Встреча.

Сл.42 и так, коллеги какими же Средствами мы должны пользоваться для построения конспекта урока рефлексии

1Цели урока рефлексии. (повторили в начале)

2.Знания об инструментах самопроверки. (повторили в начале)

3.Структура урока рефлексии и требования.

4.Шаги алгоритма. (раздать памятки)

Ну, а сейчас выполним несколько заданий, чтобы закрепить знания о построении урока рефлексии

ЗАДАНИЕ 1 .Сл.43. Давайте вспомним, каковы же цели уроков рефлексии? Назовите номера, соотв. Целям урока рефлексии

ЗАДАНИЕ 2. Сл.44 На уроке рефлексии мы применяем технологию деятельностного метода

Назовите номера, соответствующие двум основным этапам урока рефлексии.

Сл.45 ЗАДАНИЕ 3 : Установите соответствие между понятием и его определением

Сл.46-48 ЗАДАНИЕ 4: восстановите структуру урока рефлексии ( раздать карточки с названием этапов и целей)







Сл.49-50 Рефлексия мастер-класса Высказывания по кругу ( предлагаю выполнить учителям)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!