Тема: "Решение квадратных уравнений".
Форма проведения зачёта в динамических парах : (2 заключительных урока в рассмотрении различных способов решения квадратных уравнений).
Цели уроков:
1)Образовательные - систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
2) Развивающие - развивать коммуникативные качества личности через коллективный способ обучения (КСО); формировать учебно–познавательные действия по работе с дополнительными источниками (internet–ресурсы), формировать умение самостоятельно изучать новый материал (рассмотреть приём устного решения квадратного уравнения, который не входит в программу средней школы, где коэффициенты – слишком большие числа, например, такое уравнение: 1999x2 - 1997x – 2 = 0).
3) Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике, активности,
мобильности, отношения ответственной зависимости, взаимопомощи, умения общаться.
Оборудование: экран, кодоскоп, набор карточек типа домино для устной работы, магнитная доска, карточки с заданиями на 25 вариантов, табло для подведения итогов урока, таблица с формулами.
План зачёта:
1. Организационный момент.
2. Устная работа - игра „Домино”.
3.Повторение и закрепление материала.
4.Углубление и обобщение знаний, умений, навыков (работа в парах сменного состава).
5.Знакомство с приёмом устного решения некоторых квадратных уравнений.
6.Подведение итогов.
7.Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент.
мотивация необходимости изучения данной темы;
определение целей и задач урока;
план организации учебной деятельности.
1.Устная работа игра „Домино”.
Учитель: «Уравнения какого вида вам предстоит решить, играя в математическое домино, и с помощью каких теоретических сведений вы сделаете это устно?
| х2 – 7х + 12 = 0 | х = 3, х = 4 | х2 + 18х + 32 = 0 |
х = - 16, х = -2 | х2 – 5х – 14 = 0 | х = -2, х = 7 | х2 + 5х + 6 = 0 |
х = -3, х = -2 | х2 – 8х + 12 = 0 | х = 2, х = 6 | х2 + 5х + 4 = 0 |
х = -4, х = -1 | х2 – 5х – 6 = 0 | х = -1, х = 6 | х2 – 5х + 4 = 0 |
х = 1, х = 4 | х2 + 7х – 8 = 0 | х = -8, х = 1 | х2 + 5х –14 =0 |
х = -7, х = 2 | х2 +5х – 6 = 0 | х = -6, х = 1 | |
3.Повторение и закрепление материала.
а) Повторение теоретического материла.
Учитель: «С какими видами квадратных уравнений вы ещё познакомились на предыдущих уроках?»
Учащиеся перечисляют. Затем учитель вывешивает следующую таблицу:
ax2 + bx +c = 0; 1)a(x – x1)(x – x2) = 0
ax2 + 2mx +c = 0; 2)
x2 + px +g = 0; 3)
ax2 + bx = 0; 4)
ax2 + c = 0; 5)x1 + x2 = –p и x1 · x2 = q
ax2 = 0; 6)
x2 +px +q, где p и q – целые числа. 7)ڤ2 = r
Учитель: «Установите связь (покажите стрелками) между каждым квадратным уравнением и способами его решения, указанными на таблице, которые на ваш взгляд, являются наиболее рациональными. Свой выбор нужно обосновать».
Проверка производится с помощью кодоскопа.
б). Закрепление теоретического материала.
На доске:
x2 + 4x – 12 = 0;
3x2 – 48 = 0;
x2 – 3,2x + 1,12 = 0;
2a2 – 5a + 2 = 0;
4x2 = 7;
–4x2 – 4x + 15 = 0;
5x2 + 10x = 0.
Учитель: «Выберите неполные квадратные уравнения и решите их».
2) 3х2 – 48 = 0; 5) 4х2 = 7; 7) 5х2 + 10х = 0.
Учащиеся самостоятельно решают. После решения называются корни уравнений и учащиеся комментируют выбранный способ решения.
Учитель: «Выпишите приведённые квадратные уравнения и решите их».
1) х2 + 4х – 12 = 0; 3) х2–3,2х + 1,12 = 0.
Выбранный способ решения аргументируется.
Учитель: «Как называются оставшиеся в данном списке уравнения?»
Уравнения №4 и №6 анализируются и прорешиваются у доски.
4. Углубление и обобщение знаний, умений и навыков. Работа в парах сменного состава.
Применяя КСО, учитель так организует работу, что обучение учащихся осуществляется путем общения в динамических парах. При этом используются такие формы обучения, как коллективная, групповая и индивидуальная.
Сначала каждый учащийся получает карточку с заданием, выполняет его, а затем учитель проверяет и обсуждает работу с учеником. Если учащийся нуждается в помощи, то учитель может её оказать. Так как учитель освобождается от значительной доли фронтальной работы с классом, то это позволяет ему увеличить время для индивидуальной помощи учащимся. На втором этапе ребята обмениваются карточками и начинают работать в диалогических парах. Выполняя задание, каждый учащийся может теперь получить помощь от своего напарника (если в ней нуждается). Затем состав пар меняется, происходит обмен карточками и т. д. Перед работой в парах сменного состава, учитель оговаривает её продолжительность.
На протяжении всего урока ребята отмечают ход своей работы на табло, висящем на доске, и поэтому учитель может контролировать учащихся в течение всего урока и при подведении итогов урока. Табло оформлено на ватмане, в котором напротив каждой фамилии сделаны прорези, куда учащиеся вставляют квадратики, в следующем виде:
№ п/п | Ф.И. | Оценка | Допол. «5» |
«3» | «4» | «5» |
| | --▀-- | --▀-- | --▀-- | ------ |
| | --▀-- | --▀-- | --▀-- | ------ |
| | ------ | ------ | ------ | ------ |
| | --▀-- | --▀-- | ------ | ------ |
| | --▀-- | --▀-- | --▀-- | ------ |
| | ------ | ------ | ------ | ------ |
| | --▀-- | --▀-- | --▀-- | ------ |
| | --▀-- | ------ | ------ | ------ |
| | --▀-- | --▀-- | --▀-- | ------ |
| | --▀-- | --▀-- | --▀-- | ------ |
| | --▀-- | --▀-- | --▀-- | ------ |
| | ------ | ------ | ------ | ------ |
| | --▀-- | --▀-- | ------ | ------ |
| | --▀-- | --▀-- | --▀-- | ------ |
| | --▀-- | --▀-- | ------ | ------ |
№48(00) стр.18, О.Кутявина «Математический марафон по квадратным уравнениям»
Критерии выставления оценок:
если ученик выполнил задания 3-4 карточек, то оценка ставится «3»,
5 ---------------------------------------«4»,
6----------------------------------------«5».
Карточки для работы в парах сменного состава.
1зад.№42(01);3зад№22(02)
№1.
1. Решите уравнения:
а) 2 +5х–7=0; х1 = –3,5, х2 = 1
б) 2 –3х+5=0. действительных корней нет
2.Запишите приведённое квадратное уравнение, если его корни х1 и х2 таковы:
Х1 = 112, х2 = –5. x2 – 107x – 560 = 0.
3
.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
№2.
1. Решите уравнения:
а) 4 +4х+1=0; x = –0,5
б) 3 –7х–8=0. х1 = , х2 =
2.Уравнение вида ах2+ вх + с = 0, а ≠ 0, называется квадратным. Как вы объясните требование „а ≠0”?
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
(х2 + х)2 – 8 (х2 + х) + 12 = 0………………………………………………….….-3; -2;1;2.
№3.
1. Решите уравнения:
а) 9 –6х+2=0; действительных корней нет
б) 5 + 7х – 8 = ……………………………………………х1 = , х2 =
2. Запишите квадратное уравнение, у которого свободный член равен 6, первый коэффициент равен 1, а второй, равен –12. Как оно называется? ……………….. х2 – 12х + 6 =0, приведённое
квадратное уравнение.3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
х4 + 7х2 – 8 = 0………………………………………………………………..-1;1
№4.
1. Решите уравнения:
а) 7х2– 6х +2=0; действительных корней нет
б) 5х2 – 8х…………………………………………………………………….………….х1 = 2, х2= -
2
.Запишите неполное квадратное уравнение, которое имело бы такие корни: ????????? х1=0, х2= - ……………………………………………………………………. (ax2+bx=0).
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
(х – 1) (х – 2) (х – 3) = х3 – 14х – 2…………………………………
№5.
1. Решите уравнения:
а) +8z+15=0;………………………………………………………….z1 = –3, z2 = –5.
б) 9 +12х+4=0……………………………………………………………………x = – .
2.Впишите вместо пропуска такой коэффициент, чтобы квадратное уравнение
22х2–3,5х+....=0 не имело корней…………………………………………
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
№6.
1. Решите уравнения:
а) 9x2–6x–5=0; х1 = , х2 =
б) 3x2 –5x +4=0. действительных корней нет
2. Разложите на множители многочлен x2 –4x –3……………………….x2- 4x -32 = (х–8)(х+4)
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
х6 + 28х3 + 27 = 0……………………………………………………………1;3.
№7.
1. Решите уравнения:
а) 6z2 +13z +6=0; z1=– , z2=–1,5
б) 4x2 –20x +25=0. x=2,5
2.Установите знак дискриминанта уравнения (х–2)(х–3)=0, не приводя его к виду
ax2 +bx +c=0………………………………………………………………….D0
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
(х2 – 5х + 2)(х2 – 5х – 1) = 28……………………………..
№8.
1. Решите уравнения:
а) 4x2 +12x +9=0; x = –1,5
б) x2 –5x +6=0 x1=3, x2=2
2. Изменятся ли корни уравнения 2 x2 +5x +7=0, если у него изменить знак:
одного коэффициента; да
трёх коэффициентов; нет
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
№9.
1. Решите уравнения:
а) 25x2 –10x +1=0; x=
б) x2 –3x –4=0. x1=4, x2=–1
2.Впишите вместо пропусков такие коэффициенты, чтобы квадратное уравнение
… x2 + 4x +…= 0 не имело корней
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
3х4 – 10х2 + 3 = 0………………………………………………
№10.
1. Решите уравнения:
а) 16 x2 –24x +9=0; x=
б) 3 x2 +12x –16=0. х1 = , х2 =
2. Запишите квадратное уравнение, у которого с=0, b=0.
Как оно называется? Найдите его корни. ax2=0, неполное квадратное уравнение, х=0
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
№11
1. Решите уравнения:
а) 9 +30х+25=0; x = –
б) 8 – 6х +1 = 0 x1 = , x2 =
2. Запишите приведённое квадратное уравнение, корни которого будут иметь разные знаки, а модуль большего корня будет в три раз меньше модуля другого корня.
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
х4 – 6х2 + 5 = 0…………………………………………………
№12
1. Решите уравнения:
а) 4 +4х–3=0; x1=–1,5 , x2=0,5
б) 3 –5х+7=0 действительных корней нет
2. При каком значении с квадратное уравнение 3 –8х–с=0 имеет равные корни? с= –5
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
№13
1. Решите уравнения:
а) 5 –26х+5=0; x1=5, x2=
б) 3 +5х+3=0 действительных корней нет
2.При каком значении а уравнение а –15х–7=0 будет иметь корень, равный 7? а=2
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
(1 – у2)2 + 7(1 – у2) +12 = 0…………………………………………. .
№14
1. Решите уравнения:
а) 4х2–2х–3=0; x1= , x2=
б) 6х2–5х–1=0 x1=1, x2= –
2. Как узнать, имеет ли квадратное уравнение корни и сколько? Обязательно ли для этого решать уравнение?
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
х4 - 4х2 – 45 = 0…………………………………………………………….-3; 3.
№15
1. Решите уравнения:
а) 4х2–8х–1=0; x1= , x2=
б) 5х2–6х+1=0 x1 =1, x2 =
2. Найдите число, квадрат которого равен этому удвоенному числу. 2; 0
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
(х – 5)4 + (х – 5)2 – 20 = 0……………………………………………..-2; 2.
№16.
1. Решите уравнения:
а). 9 x2 –3x –4=0; x1= , x2=
б). x2 –x –72=0 x1= 9, x2= –8
2. Известно, что один из корней квадратного уравнения равен 5. Что ещё вам достаточно узнать о квадратном уравнении, чтобы найти его второй корень?
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
9х4 – 106х2 +225 = 0……………………………………………………………….
№17.
1. Решите уравнения:
а) 3 x2 +4x –1=0; x1= , x2=
б) x2 –3x +5=0 действительных корней нет
2. Какая тройка чисел задаёт неполное квадратное уравнение?
1) (9; 3; –5)
2) (– ; 0; 4)
3) (2,3; 7,1; 5,6)
вторая
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
(х – 3)2 + (х + 4)2 – (х – 5)2 = 17х + 24………………………………………………….….-3; 8.
№18.
1. Решите уравнения:
а) x2 +5x –6=0; x1= 1, x2= –6
б) 5 x2 –6x +2=0. действительных корней нет
2. Какие из следующих трёхчленов можно разложить на множители, а какие нельзя? Поможет ли ответить на этот вопрос понятие дискриминанта?
x2 –5x +6
4x2 –4x +11
x2 –8x +23
можно разложить только первый.
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
№19.
1. Решите уравнения:
а) 7 x2 –4x +4=0; действительных корней нет
б) 3 x2 +7x +2=0. x1= - , x2 = –2
2. Разложите трёхчлен 4x2 –12x +9 на множители………………………4x2-12x+9 = 4(х – 1,5)2
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
(х2 + 2х)2 – (х + 1)2 = 55…………………………………………………….………-4; 2.
№20.
1. Решите уравнения:
а) 9x2 –12x +4=0; x =
б) x2 –3x –10=0;. x1 = 5, x2 = –2
2. Привести пример неполного квадратного уравнения, не имеющего действительных корней.
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
№21
1.Решите уравнения:
а) х2+2х–15=0. x1 =3, x2 = –5
б) 2х2–8х–2=0. x1=2+ , x2=2–
2.Приведите пример неполного квадратного уравнения, имеющего два совпадающих корня.
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
(х2 – 5х)2 + 10(х2 – 5х) + 24 = 0………………………………………………1;2;3;4.
№22
1.Решите уравнения:
а)15х2+3х–5=0; x1= , x2=
б) х2+4х–10=0 x1=2, x2= –10
2.Что можно сказать о коэффициентах равносильных квадратных уравнений?
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
16х4 - 24х2 + 9 = 0……………………………………………….
№23
1.Решите уравнения:
а) х2–6х+7=0; x1=3+ , x2=3–
б)3х2+4х+2=0 действительных корней нет
2.Разложите на множители многочлен 3х2–11х+10. 3x2 – 11x + 10 = (3x–5)(x–2)
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
№ 24
1. Решите уравнения:
а) х2–10х+25=0; x=5
б) 2х2–5х+3=0. x1=1,5 , x2=1
2. Выберите равносильные уравнения.
а) х2– 6х+7=0;
б) 2х2 – 8х – 2=0;
в) х2–4х +1=0;
г) 5х2–30х +35=0.
а, г
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
(х2 – 5х + 7)2 – (х2 - 5х +6) = 1……………………………………………………………..2; 3.
№25
1. Решите уравнения:
а) 3х2–5х–2=0; x1=2; x2= –
б) х2–6х–16=0. x1=8, x2= –2
2. Сколько корней имеет каждое уравнение?
а) 7х2–4х+5=0; 0
б) 2х2–3х+1=0; 2
в) х2–10х+25=0. 1 (два совпадающих)
3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
5.Знакомство с приёмом устного решения квадратных уравнений.
Учитель: тем учащимся, которые выполнили задания по карточкам на оценку «5», сейчас будет предложена «хитренькая» табличка, по которой вы самостоятельно научитесь устно решать квадратные уравнения, например, такое уравнение: 1999х2 - 1997х - 2 = 0 и поделитесь своими знаниями с остальными ребятами на следующем уроке.
Набор табличек оформлен следующим образом:
Теорема Виета находит широкое применение и в уравнениях вида ах2 + вх + с = 0.
Использование некоторых свойств даёт значительные преимущества для быстрого получения ответа при решении квадратных уравнений.
Рассмотрим эти свойства:(док-во этих свойств в №42(01) стр.30)
1)Если a + в +с = 0, то х1 = 1, х2 = с/а.
Например: 5х2 + 4х – 9 = 0; х1 =1, х2 = - 9/2.
2)Если а - в +с = 0, то х1 = - 1, х2 = - с/а.
Например: 4х2 + 11х + 7 = 0; х1 = - 1, х2 = - 7/4.
3)Если а в +с 0, то можно устно решить другое уравнение: х2 + вх + ас = 0 и его корни разделить на а.
Например:
а) 2х2 – 11х + 5 = 0.
Решаем устно уравнение: х2 – 11х + 10 = 0. Его корни 1 и 10, и делим на 2.
Тогда х1 = , х2 = 5.
Ответ: ; 5.
в) 6х2 –7х – 3 = 0
Решаем устно уравнение: х2 – 17х - 18 = 0. Его корни (-2) и 9, и делим на 6.
Тогда х1 = - , х2 = .
Ответ: - ; .
Задания даются в двух вариантах, потому что их решают далеко не все учащиеся. Проверяются эти задания учителем тут же на уроке, так как учитель освобождается от значительной доли фронтальной работы с классом (остальные учащиеся работают в это время в парах сменного состава), это позволяет учителю увеличить время для индивидуальной работы с учащимся. За эти задания учащимся ставится дополнительная оценка „5”.
Решите двумя способами уравнения:
I вариант. II вариант.
1) 14х2 – 17х + 3 = 0 1) 13х2 – 18х + 5 = 0
2) х2 – 39х - 40 = 0 2)х2 + 23х - 24 = 0
3)100х2 – 83х - 18 3= 0 3)100 х2 + 97х - 197 = 0
Подведение итогов
Учитель, подводя итоги урока, еще раз обращает внимание на правильность выбора способа решения квадратных уравнений; указывает на наиболее распространенные ошибки; оценивает работу каждого ученика с учетом результатов, отраженных на табло; ставит задачи на следующие уроки.
Домашнее задание.
Самостоятельная работа по вариантам (два варианта), взятым на сайте по адресу:
http://archiv.1september.ru/mat/2001/42/no42 01.htm
Анализ урока.
Урок достиг поставленных целей, если учащиеся:
умеют определять вид квадратного уравнения и выбирать рациональный способ решения;
умеют определять, имеет ли квадратное уравнение корни и их количество, не решая само уравнение;
могут найти ошибку в своем решении или в решении другого ученика и исправить ее; правильно оценить результаты своей деятельности;
могут объяснить и аргументировать свои действия учащимся всего класса;
осознают значимость учебного материала урока.