СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок: "Решение квадратных уравнений".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Решение квадратных уравнений".

 

Форма проведения зачёта в динамических парах : (2 заключительных урока в рассмотрении различных способов решения квадратных уравнений).

 

Цели уроков:

 

1)Образовательные - систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.

 

2) Развивающие - развивать коммуникативные качества личности через коллективный способ обучения (КСО); формировать учебно–познавательные действия по работе с дополнительными источниками (internet–ресурсы), формировать умение самостоятельно изучать новый материал (рассмотреть приём устного решения квадратного уравнения, который не входит в программу средней школы, где коэффициенты – слишком большие числа, например, такое уравнение: 1999x2 - 1997x – 2 = 0).

 

3) Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике, активности,

мобильности, отношения ответственной зависимости, взаимопомощи, умения общаться.

 

Оборудование: экран, кодоскоп, набор карточек типа домино для устной работы, магнитная доска, карточки с заданиями на 25 вариантов, табло для подведения итогов урока, таблица с формулами.

Просмотр содержимого документа
«Урок: "Решение квадратных уравнений".»


Тема: "Решение квадратных уравнений".


Форма проведения зачёта в динамических парах : (2 заключительных урока в рассмотрении различных способов решения квадратных уравнений).


Цели уроков:


1)Образовательные - систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.


2) Развивающие - развивать коммуникативные качества личности через коллективный способ обучения (КСО); формировать учебно–познавательные действия по работе с дополнительными источниками (internet–ресурсы), формировать умение самостоятельно изучать новый материал (рассмотреть приём устного решения квадратного уравнения, который не входит в программу средней школы, где коэффициенты – слишком большие числа, например, такое уравнение: 1999x2 - 1997x – 2 = 0).


3) Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике, активности,

мобильности, отношения ответственной зависимости, взаимопомощи, умения общаться.


Оборудование: экран, кодоскоп, набор карточек типа домино для устной работы, магнитная доска, карточки с заданиями на 25 вариантов, табло для подведения итогов урока, таблица с формулами.


План зачёта:

1. Организационный момент.

2. Устная работа - игра „Домино”.

3.Повторение и закрепление материала.

4.Углубление и обобщение знаний, умений, навыков (работа в парах сменного состава).

5.Знакомство с приёмом устного решения некоторых квадратных уравнений.

6.Подведение итогов.

7.Домашнее задание.

Ход урока


1.Организационный момент.

    • мотивация необходимости изучения данной темы;

    • определение целей и задач урока;

    • план организации учебной деятельности.


1.Устная работа игра „Домино”.


Учитель: «Уравнения какого вида вам предстоит решить, играя в математическое домино, и с помощью каких теоретических сведений вы сделаете это устно?




х2 – 7х + 12 = 0


х = 3, х = 4


х2 + 18х + 32 = 0



х = - 16, х = -2


х2 – 5х – 14 = 0


х = -2, х = 7


х2 + 5х + 6 = 0



х = -3, х = -2


х2 – 8х + 12 = 0


х = 2, х = 6


х2 + 5х + 4 = 0



х = -4, х = -1


х2 – 5х – 6 = 0


х = -1, х = 6


х2 – 5х + 4 = 0



х = 1, х = 4


х2 + 7х – 8 = 0


х = -8, х = 1


х2 + 5х –14 =0



х = -7, х = 2


х2 +5х – 6 = 0


х = -6, х = 1






3.Повторение и закрепление материала.


а) Повторение теоретического материла.


Учитель: «С какими видами квадратных уравнений вы ещё познакомились на предыдущих уроках?»


Учащиеся перечисляют. Затем учитель вывешивает следующую таблицу:


  1. ax2 + bx +c = 0; 1)a(x – x1)(x – x2) = 0

  2. ax2 + 2mx +c = 0; 2)

  3. x2 + px +g = 0; 3)

  4. ax2 + bx = 0; 4)

  5. ax2 + c = 0; 5)x1 + x2 = –p и x1 · x2 = q

  6. ax2 = 0; 6)

  7. x2 +px +q, где p и q – целые числа. 7)ڤ2 = r


Учитель: «Установите связь (покажите стрелками) между каждым квадратным уравнением и способами его решения, указанными на таблице, которые на ваш взгляд, являются наиболее рациональными. Свой выбор нужно обосновать».

Проверка производится с помощью кодоскопа.



б). Закрепление теоретического материала.


На доске:

  1. x2 + 4x – 12 = 0;

  2. 3x2 – 48 = 0;

  3. x2 – 3,2x + 1,12 = 0;

  4. 2a2 – 5a + 2 = 0;

  5. 4x2 = 7;

  6. –4x2 – 4x + 15 = 0;

  7. 5x2 + 10x = 0.


Учитель: «Выберите неполные квадратные уравнения и решите их».

2) 3х2 – 48 = 0; 5) 4х2 = 7; 7) 5х2 + 10х = 0.

Учащиеся самостоятельно решают. После решения называются корни уравнений и учащиеся комментируют выбранный способ решения.


Учитель: «Выпишите приведённые квадратные уравнения и решите их».

1) х2 + 4х – 12 = 0; 3) х2–3,2х + 1,12 = 0.

Выбранный способ решения аргументируется.


Учитель: «Как называются оставшиеся в данном списке уравнения?»

Уравнения №4 и №6 анализируются и прорешиваются у доски.


4. Углубление и обобщение знаний, умений и навыков. Работа в парах сменного состава.


Применяя КСО, учитель так организует работу, что обучение учащихся осуществляется путем общения в динамических парах. При этом используются такие формы обучения, как коллективная, групповая и индивидуальная.

Сначала каждый учащийся получает карточку с заданием, выполняет его, а затем учитель проверяет и обсуждает работу с учеником. Если учащийся нуждается в помощи, то учитель может её оказать. Так как учитель освобождается от значительной доли фронтальной работы с классом, то это позволяет ему увеличить время для индивидуальной помощи учащимся. На втором этапе ребята обмениваются карточками и начинают работать в диалогических парах. Выполняя задание, каждый учащийся может теперь получить помощь от своего напарника (если в ней нуждается). Затем состав пар меняется, происходит обмен карточками и т. д. Перед работой в парах сменного состава, учитель оговаривает её продолжительность.

На протяжении всего урока ребята отмечают ход своей работы на табло, висящем на доске, и поэтому учитель может контролировать учащихся в течение всего урока и при подведении итогов урока. Табло оформлено на ватмане, в котором напротив каждой фамилии сделаны прорези, куда учащиеся вставляют квадратики, в следующем виде:



№ п/п

Ф.И.

Оценка

Допол. «5»

«3»

«4»

«5»


--▀--

--▀--

--▀--

------


--▀--

--▀--

--▀--

------


------

------

------

------


--▀--

--▀--

------

------


--▀--

--▀--

--▀--

------


------

------

------

------


--▀--

--▀--

--▀--

------


--▀--

------

------

------


--▀--

--▀--

--▀--

------


--▀--

--▀--

--▀--

------


--▀--

--▀--

--▀--

------


------

------

------

------


--▀--

--▀--

------

------


--▀--

--▀--

--▀--

------


--▀--

--▀--

------

------

№48(00) стр.18, О.Кутявина «Математический марафон по квадратным уравнениям»


Критерии выставления оценок:

если ученик выполнил задания 3-4 карточек, то оценка ставится «3»,

5 ---------------------------------------«4»,

6----------------------------------------«5».


Карточки для работы в парах сменного состава.

1зад.№42(01);3зад№22(02)

№1.

1. Решите уравнения:

а) 2 +5х–7=0; х1 = –3,5, х2 = 1

б) 2 –3х+5=0. действительных корней нет

2.Запишите приведённое квадратное уравнение, если его корни х1 и х2 таковы:

Х1 = 112, х2 = –5. x2 – 107x – 560 = 0.

3
.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:


№2.

1. Решите уравнения:

а) 4 +4х+1=0; x = –0,5

б) 3 –7х–8=0. х1 = , х2 =

2.Уравнение вида ах2+ вх + с = 0, а ≠ 0, называется квадратным. Как вы объясните требование „а ≠0”?


3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

2 + х)2 – 8 (х2 + х) + 12 = 0………………………………………………….….-3; -2;1;2.



№3.

1. Решите уравнения:

а) 9 –6х+2=0; действительных корней нет

б) 5 + 7х – 8 = ……………………………………………х1 = , х2 =

2. Запишите квадратное уравнение, у которого свободный член равен 6, первый коэффициент равен 1, а второй, равен –12. Как оно называется? ……………….. х2 – 12х + 6 =0, приведённое

квадратное уравнение.3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

х4 + 7х2 – 8 = 0………………………………………………………………..-1;1

№4.

1. Решите уравнения:

а) 7х2– 6х +2=0; действительных корней нет

б) 5х2 – 8х…………………………………………………………………….………….х1 = 2, х2= -

2
.Запишите неполное квадратное уравнение, которое имело бы такие корни: ????????? х1=0, х2= - ……………………………………………………………………. (ax2+bx=0).

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:
(х – 1) (х – 2) (х – 3) = х3 – 14х – 2…………………………………

№5.

1. Решите уравнения:

а) +8z+15=0;………………………………………………………….z1 = –3, z2 = –5.

б) 9 +12х+4=0……………………………………………………………………x = – .

2.Впишите вместо пропуска такой коэффициент, чтобы квадратное уравнение

22х2–3,5х+....=0 не имело корней…………………………………………

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

№6.

1. Решите уравнения:

а) 9x2–6x–5=0; х1 = , х2 =

б) 3x2 –5x +4=0. действительных корней нет

2. Разложите на множители многочлен x2 –4x –3……………………….x2- 4x -32 = (х–8)(х+4)

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

х6 + 28х3 + 27 = 0……………………………………………………………1;3.

№7.

1. Решите уравнения:

а) 6z2 +13z +6=0; z1=– , z2=–1,5

б) 4x2 –20x +25=0. x=2,5

2.Установите знак дискриминанта уравнения (х–2)(х–3)=0, не приводя его к виду

ax2 +bx +c=0………………………………………………………………….D0

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

2 – 5х + 2)(х2 – 5х – 1) = 28……………………………..

№8.

1. Решите уравнения:

а) 4x2 +12x +9=0; x = –1,5

б) x2 –5x +6=0 x1=3, x2=2

2. Изменятся ли корни уравнения 2 x2 +5x +7=0, если у него изменить знак:

    • одного коэффициента; да

    • трёх коэффициентов; нет

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:


№9.

1. Решите уравнения:

а) 25x2 –10x +1=0; x=

б) x2 –3x –4=0. x1=4, x2=–1

2.Впишите вместо пропусков такие коэффициенты, чтобы квадратное уравнение

… x2 + 4x +…= 0 не имело корней

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

4 – 10х2 + 3 = 0………………………………………………


№10.

1. Решите уравнения:

а) 16 x2 –24x +9=0; x=

б) 3 x2 +12x –16=0. х1 = , х2 =

2. Запишите квадратное уравнение, у которого с=0, b=0.

Как оно называется? Найдите его корни. ax2=0, неполное квадратное уравнение, х=0

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

№11

1. Решите уравнения:

а) 9 +30х+25=0; x = –

б) 8 – 6х +1 = 0 x1 = , x2 =

2. Запишите приведённое квадратное уравнение, корни которого будут иметь разные знаки, а модуль большего корня будет в три раз меньше модуля другого корня.

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

х4 – 6х2 + 5 = 0…………………………………………………


№12

1. Решите уравнения:

а) 4 +4х–3=0; x1=–1,5 , x2=0,5

б) 3 –5х+7=0 действительных корней нет

2. При каком значении с квадратное уравнение 3 –8х–с=0 имеет равные корни? с= –5

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:


№13

1. Решите уравнения:

а) 5 –26х+5=0; x1=5, x2=

б) 3 +5х+3=0 действительных корней нет

2.При каком значении а уравнение а –15х–7=0 будет иметь корень, равный 7? а=2

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

(1 – у2)2 + 7(1 – у2) +12 = 0…………………………………………. .

№14

1. Решите уравнения:

а) 4х2–2х–3=0; x1= , x2=

б) 6х2–5х–1=0 x1=1, x2= –

2. Как узнать, имеет ли квадратное уравнение корни и сколько? Обязательно ли для этого решать уравнение?

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

х4 - 4х2 – 45 = 0…………………………………………………………….-3; 3.


№15

1. Решите уравнения:

а) 4х2–8х–1=0; x1= , x2=

б) 5х2–6х+1=0 x1 =1, x2 =

2. Найдите число, квадрат которого равен этому удвоенному числу. 2; 0

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

(х – 5)4 + (х – 5)2 – 20 = 0……………………………………………..-2; 2.


№16.

1. Решите уравнения:

а). 9 x2 –3x –4=0; x1= , x2=

б). x2 –x –72=0 x1= 9, x2= –8

2. Известно, что один из корней квадратного уравнения равен 5. Что ещё вам достаточно узнать о квадратном уравнении, чтобы найти его второй корень?

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

4 – 106х2 +225 = 0……………………………………………………………….

№17.

1. Решите уравнения:

а) 3 x2 +4x –1=0; x1= , x2=

б) x2 –3x +5=0 действительных корней нет

2. Какая тройка чисел задаёт неполное квадратное уравнение?

1) (9; 3; –5)

2) (– ; 0; 4)

3) (2,3; 7,1; 5,6)

вторая

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

(х – 3)2 + (х + 4)2 – (х – 5)2 = 17х + 24………………………………………………….….-3; 8.

№18.

1. Решите уравнения:

а) x2 +5x –6=0; x1= 1, x2= –6

б) 5 x2 –6x +2=0. действительных корней нет

2. Какие из следующих трёхчленов можно разложить на множители, а какие нельзя? Поможет ли ответить на этот вопрос понятие дискриминанта?

  1. x2 –5x +6

  2. 4x2 –4x +11

  3. x2 –8x +23

можно разложить только первый.

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:


№19.

1. Решите уравнения:

а) 7 x2 –4x +4=0; действительных корней нет

б) 3 x2 +7x +2=0. x1= - , x2 = –2

2. Разложите трёхчлен 4x2 –12x +9 на множители………………………4x2-12x+9 = 4(х – 1,5)2

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

2 + 2х)2 – (х + 1)2 = 55…………………………………………………….………-4; 2.


№20.

1. Решите уравнения:

а) 9x2 –12x +4=0; x =

б) x2 –3x –10=0;. x1 = 5, x2 = –2

2. Привести пример неполного квадратного уравнения, не имеющего действительных корней.

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

№21

1.Решите уравнения:

а) х2+2х–15=0. x1 =3, x2 = –5

б) 2х2–8х–2=0. x1=2+ , x2=2–

2.Приведите пример неполного квадратного уравнения, имеющего два совпадающих корня.

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

2 – 5х)2 + 10(х2 – 5х) + 24 = 0………………………………………………1;2;3;4.


№22

1.Решите уравнения:

а)15х2+3х–5=0; x1= , x2=

б) х2+4х–10=0 x1=2, x2= –10

2.Что можно сказать о коэффициентах равносильных квадратных уравнений?

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

16х4 - 24х2 + 9 = 0……………………………………………….


№23

1.Решите уравнения:

а) х2–6х+7=0; x1=3+ , x2=3–

б)3х2+4х+2=0 действительных корней нет

2.Разложите на множители многочлен 3х2–11х+10. 3x2 – 11x + 10 = (3x–5)(x–2)

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

№ 24

1. Решите уравнения:

а) х2–10х+25=0; x=5

б) 2х2–5х+3=0. x1=1,5 , x2=1

2. Выберите равносильные уравнения.

а) х2– 6х+7=0;

б) 2х2 – 8х – 2=0;

в) х2–4х +1=0;

г) 5х2–30х +35=0.

а, г

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:

2 – 5х + 7)2 – (х2 - 5х +6) = 1……………………………………………………………..2; 3.


№25

1. Решите уравнения:

а) 3х2–5х–2=0; x1=2; x2= –

б) х2–6х–16=0. x1=8, x2= –2

2. Сколько корней имеет каждое уравнение?

а) 7х2–4х+5=0; 0

б) 2х2–3х+1=0; 2

в) х2–10х+25=0. 1 (два совпадающих)

3.Решите уравнение, сводящееся к квадратному:


5.Знакомство с приёмом устного решения квадратных уравнений.


Учитель: тем учащимся, которые выполнили задания по карточкам на оценку «5», сейчас будет предложена «хитренькая» табличка, по которой вы самостоятельно научитесь устно решать квадратные уравнения, например, такое уравнение: 1999х2 - 1997х - 2 = 0 и поделитесь своими знаниями с остальными ребятами на следующем уроке.


Набор табличек оформлен следующим образом:

Теорема Виета находит широкое применение и в уравнениях вида ах2 + вх + с = 0.

Использование некоторых свойств даёт значительные преимущества для быстрого получения ответа при решении квадратных уравнений.


Рассмотрим эти свойства:(док-во этих свойств в №42(01) стр.30)


1)Если a + в +с = 0, то х1 = 1, х2 = с/а.

Например: 5х2 + 4х – 9 = 0; х1 =1, х2 = - 9/2.


2)Если а - в +с = 0, то х1 = - 1, х2 = - с/а.

Например: 4х2 + 11х + 7 = 0; х1 = - 1, х2 = - 7/4.


3)Если а в +с 0, то можно устно решить другое уравнение: х2 + вх + ас = 0 и его корни разделить на а.

Например:

а) 2х2 – 11х + 5 = 0.

Решаем устно уравнение: х2 – 11х + 10 = 0. Его корни 1 и 10, и делим на 2.

Тогда х1 = , х2 = 5.

Ответ: ; 5.

в) 6х2 –7х – 3 = 0

Решаем устно уравнение: х2 – 17х - 18 = 0. Его корни (-2) и 9, и делим на 6.

Тогда х1 = - , х2 = .

Ответ: - ; .

Задания даются в двух вариантах, потому что их решают далеко не все учащиеся. Проверяются эти задания учителем тут же на уроке, так как учитель освобождается от значительной доли фронтальной работы с классом (остальные учащиеся работают в это время в парах сменного состава), это позволяет учителю увеличить время для индивидуальной работы с учащимся. За эти задания учащимся ставится дополнительная оценка „5”.


Решите двумя способами уравнения:


I вариант. II вариант.


1) 14х2 – 17х + 3 = 0 1) 13х2 – 18х + 5 = 0


2) х2 – 39х - 40 = 0 2)х2 + 23х - 24 = 0


3)100х2 – 83х - 18 3= 0 3)100 х2 + 97х - 197 = 0



Подведение итогов


Учитель, подводя итоги урока, еще раз обращает внимание на правильность выбора способа решения квадратных уравнений; указывает на наиболее распространенные ошибки; оценивает работу каждого ученика с учетом результатов, отраженных на табло; ставит задачи на следующие уроки.



  1. Домашнее задание.


Самостоятельная работа по вариантам (два варианта), взятым на сайте по адресу:

http://archiv.1september.ru/mat/2001/42/no42 01.htm



Анализ урока.

Урок достиг поставленных целей, если учащиеся:

  1. умеют определять вид квадратного уравнения и выбирать рациональный способ решения;

  2. умеют определять, имеет ли квадратное уравнение корни и их количество, не решая само уравнение;

  3. могут найти ошибку в своем решении или в решении другого ученика и исправить ее; правильно оценить результаты своей деятельности;

  4. могут объяснить и аргументировать свои действия учащимся всего класса;

  5. осознают значимость учебного материала урока.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!