СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Родного языка "Что ни город, то норов",3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок Родного языка "Что ни город, то норов",3 класс»

Предмет: русский родной язык.

Тема: «Что ни город, то норов».

Участники: учащиеся 3 Б класса

Цель: познакомить с названиями старых русских городов, их особенностями, устаревшими словами, обозначающими части города.

Задачи: формирование предметных и метапредметных УУД через работу по теме урока.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные - развитие умения извлекать информацию из текстов;

представлять информацию в виде таблицы.

Коммуникативные – развитие умений работать в группе, донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные - учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; прогнозировать предстоящую работу;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Оборудование: карточки с филвордом, презентация

Личностные: - соблюдение этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.

Ход урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

I. Организационный момент

Проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы. Разделимся на группы по 5 человек.(По желанию)

Слушают учителя.
Показывают готовность
к уроку.

Проговаривают правила работы в группе.

Делятся на группы.

II. Актуализация знаний

Поработайте в группе. Найдите в филворде слова, связанные с устаревшими профессиями. Соединяйте буквы горизонтальной и вертикальной линиями. Линии могут изгибаться под прямым углом.

а

б

о

н

и

п

р

я

х

к

у

з

д

м

е

л

м

а

в

о

н

а

р

ь

ь

щ

и

з

ц

е

с

а

п

н

и

к

к

о

н

ю

х

о

ж

к

а


Проверка ( слайд 2-3)

(ямщик,бондарь,звонарь,лекарь,мельник,пряха,сапожник.,кузнец,конюх)

Работают в паре. Находят названия устаревших профессий в карточках.

Каждая группа делится результатом работы с классом.

III. Самоопределение к деятельности


Самоопределение к учебной деятельности.
- Отгадайте загадку:

Расширяясь год от года,

Так растет и строится,

Что в черте его дорога

Улицей становится.

Ответ: Город.

- Что такое город? (Ответы детей.)

-Как вы думаете, каким был город в древности? (ответы детей)

-О чем вы сегодня узнаете на уроке? (о древнем городе)

Что бы вы хотели узнать о древнем городе сегодня? (ответы детей)

Сформулируйте задачу урока, пользуясь памяткой.


Узнаем…

Сравним…

Выясним…

Запомним…



Отгадывают загадку.




Отвечают на вопрос.


Объясняют своё понимание слова.


Рассказывают предположения.




Формулируют задачу урока.

IV. Изучение новой темы

1. Прочитайте текст упражнения 1 на стр. 67.

- Какими двумя способами объяснено в тексте слово «город»?

Слайд 6. (Город — это место, где много людей, машин, больших домов. Город — это огороженное место, крепость.)

- Прочитайте вопрос на этой странице.

- Можете на него ответить?

В словаре Ефремова даётся толкование слова Кремль (слайд 7)

  • Наиболее древняя часть старых русских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями.

- Это имя нарицательное, пишется с маленькой буквы

  • Московский Кремль как место пребывания главы государства.

- Это имя собственное и пишется с большой буквы.

2. Рассмотрите иллюстрации (стр. 68)

- Что общего у кремля этих городов? (Они обнесены высокими, крепкими стенами.)

- Как вы думаете, для чего? (Они защищали жителей города от врагов.)

- Почему под первой иллюстрацией слово кремль написано с большой буквы, а под другими – с маленькой?

- Выполним письменную часть задания. Запишите названия городов, изображенных на фотографиях по образцу.

(Проверка (слайд 8) Москва — Московский Кремль, Нижний Новгород — Нижегородский кремль, Псков — Псковский кремль, Тобольск — Тобольский кремль.)

3. Поработаем с рубрикой «Из истории языка и культуры»

- Прочитайте текст самостоятельно

- Какое другое название имеет Псковский кремль? (Псковский Кром)

- Что означает слово кром, кромка? (край, рубеж, граница)

- Как понималось сначала слово Кремль? (укромное место, огороженное по краям, безопасное пространство)

- Назовите слова, связанные со словом «кремль». (Кромка, закром, Кромы.)

- Прочитайте значение слова «закрома». (Огороженное место в амбаре для муки, зерна.)

4. Старинная загадка

- Поработайте в группе. Попробуйте найти ответ на эту старинную загадку (слайд 9)

- Какая группа справилась?

Проверка (слайд 10) (Город — год. 12 башен — 12 месяцев, 4 окошка — 4 недели в месяце. 7выстрелов — 7дней в неделе.)

5. Работа с упражнением 3 на стр. 69 Работа в группе.

- Выполните задания в группах:

1,Прочитайте текст о городе (1группа-Владивосток,.2-группа-Волгоград,3 группа-Севастополь)

- Найдите и запишите синоним к слову «крепость».

(1 гр -Твердыня.)

(2 гр -Бастион.)

( 3 гр- Твердыня» (слайд 11)

(1. Крепость, крепкое или укрепленное место, укрепление. 2. Оплот, опора, укрепленная позиция кого-нибудь или чего-нибудь.)

2.Сравните значение слова «твердыня» в текстах про Владивосток и Волгоград. Найдите сходство и различие (В тексте про Владивосток значение слова «твердыня» —укрепленное место, укрепление, а в тексте про Волгоград — «оплот, опора, укрепленная позиция чего-либо».)

3. Объясните выражение «славный город». (Город, прославившийся в чем-либо.)

4.Какое похожее выражение есть в тексте о Севастополе? (Город русской славы.)

5.Почему некоторые города называют городами-героями? (Жители этих городов во время Великой Отечественной войны проявили героизм при защите города.)

Это высшая степень отличия, которой удостоены двенадцать городов Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны.

6. Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 70)

- Прочитайте текст самостоятельно.

- Что вы узнали об истории города ?


Читают текст.

Отвечают на вопрос.




Знакомятся с толкованием слова





Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы учителя.


Выполняют письменную часть задания.

Выполняют проверку.



Читают тест.

Отвечают на вопросы.







Работают в группе, отгадывают загадку.


Читают тексты по частям, ищут синонимы к слову «крепость».





Сравнивают значение слова «твердыня» в текстах про Владивосток и Волгоград


Отвечают на вопросы




Слушают учителя.


Читают, отвечают на вопрос.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия


- Что такое кремль?

-Что запомнили о каждом городе? Чем они различаются? Чем похожи?

Заполните таблицу, обсудите в группе.

-Представьте результат таблицы.(слайд 12)

-Какая группа справилась лучше?

- Я сегодня на уроке :

  • Узнал…

  • Выяснил…

  • Запомнил…

  • Мне было не понятно……

  • Мне больше всего понравилось…

  • Мне в группе было работать………

Подводят итог работы групп на уроке. Осуществляют самоанализ учебной деятельности

VI. Домашнее задание

(слайд 13) Учебник стр. 71 упр.4 выполнить письменную часть задания

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы