Тема: «Как писали в старину»
Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенности древней славянской письменности.
Задачи урока:
- обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;
- развивать положительное эмоциональное отношение к урокам русского родного языка;
- воспитывать интерес к истории письменности.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умения определять тему и цель урока.
Личностные: развивать познавательный интерес, учебную мотивацию к урокам русского родного языка.
Метапредметные:
К - формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
Р- определять и формулировать цель на уроке;
- уметь высказывать свое мнение;
П- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;
Ход урока
Орг момент
Актуализация знаний
Письмо
Постановка темы и целей урока
Работа по теме урока
Путешествие
Наскальная живопись
Письмо на бересте
Памятник Кириллу и Мефодию ФИЗМИНУТКА
Письменные принадлежности прошлого
Остановка «Собери букву»
Закрепление нового материала, подведение итогов урока
Блиц – опрос (Правда – неправда)
Древние люди писали на бумаге.
Первая буква называлась «глагол».
Древние люди умели разговаривать.
Славянскую азбуку создал Карлсон.
Раньше люди писали фломастерами.
Рефлексия
Дополнительное задание – написать свое имя символами глаголицы или кириллицы.
Наскальная живопись:
- люди не умели говорить, писать, читать
- позже начали использовать жесты и звуки, разные предметы
- чтоб передать информацию тем, кого нет рядом, стали использовать рисунки – рисовали сцены охоты и животных на камнях
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЛЕГКО БЫЛО ЛЮДЯМ ОСТАВЛЯТЬ ТАКИЕ СООБЩЕНИЯ ДРУГ ДРУГУ?
2. Береста
- позже люди начали использовать более легкие материалы и символы – черточки
- брали кору дерева, очищали и с помощью костяной палочки процарапывали буквы
- палочка была острая с одного конца и тупая с другого, чтоб можно было затереть ошибку. Называлось это письмо – берестяная грамота
СТР. 65 учебника
3.Кирилл и Мефодий – видеоролик. Показать две буквы.
- книги на Руси стали делать из пергамента – кожи животных, стоили они очень дорого и покупали их очень богатые люди. Писали чернилами из смолы вишни и акации. Чтоб получить разные цвета в чернила добавляли сажу, сок черники и другое. Книги писали от руки, отсюда и название – рукописные.
Оформляли книги по-особенному – первая буква называлась «Буквица», они было очень красивой (картинки в книге СТР 69 и на доске) в виде цветов или птиц, чаще всего была красного цвета. Переплет для книги делали из досок, которые обтягивали кожей или бархатом. Очень ценные и дорогие рукописи украшали драгоценными камнями и жемчугом. Книгу могли создавать 6- 7 лет. В то время такую книгу можно было обменять на табун коней или стадо коров.
4. Письменные принадлежности прошлого
- люди писали гусиным или вороньим пером, макая его в чернила (рисунок), позже перья стали делать металлическими
- такой способ письма был неудобный, так как чернила очень пачкали руки и бумагу, которая стоила очень дорого, а перья из металла царапали бумагу
- позже для удобства в такое перо вставили емкость с чернилами и баночки – чернильницы стали не нужны
СКАЖИТЕ, НАШИ РУЧКИ ПОХОЖИ НА ТЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, КОТОРЫМИ ПИСАЛИ РАНЬШЕ?
5. Собери букву – работа в парах
6. Вопрос- ответ
7. Раскраска