СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного языка по технологии критического мышления в 4 классе

Категория: Русский язык
Тема: Текст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок родного языка по развитию речи .Показана работа над текстом , ребята учатся работать по ключевыми словами 

Просмотр содержимого документа
«Урок родного языка по технологии критического мышления в 4 классе»



Урок родного языка по технологии критического мышления (стратегия ключевых слов) в 4 классе пр развитию речи 24.01.20

Тема:
"Составление текста по опорным словам".

Цель:
Создать условия для развития интереса к авторскому письму и творческой работе.

Задачи:

  1. Составить текст по опорным словам.

  2. Развитие письменной речи, орфографической зоркости, умению составлять логическую связь между словами в предложения, самостоятельности, речи, мышления.

  3. Воспитание творческой личности.

Ход урока:

  • Оргмомент: эмоциональный настрой учащихся.
    Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи.

  • Вступительная беседа.
    -Ребята, в нашей библиотеке была найдена книга, в которой повреждены страницы. Маленькая мышь изгрызла листы и тексты в книге оказались с неполными предложениями. В книге необходимо восстановить все тексты и эту отремонтированную книгу вернуть на полку библиотеки.

  • Работа над созданием текста.
    А) Знакомство с "Остатками предложений", опорными словами.
    1 группа - имели слона, оставляли, ухаживал за ребенком, брал его хоботом, играл, нянчил, отгонял мух, любил.
    2 группа- имели слона, уходила на работу, ребенок уползал, мухи, нежно, играл, любил.
    Б) Индивидуальной составление текста по опорным словам.

  • Авторский стул (после обсуждения в микрогруппах своих текстов дети выбирают лучшие и предлагают их к прослушиванию)

  • Анализ текста
    - Ребята, автор этого текста узнал о беде с его книгой и решил нам помочь, он прислал этот рассказ. Давайте мы его сравним со своими текстами.
    А) Чтение оригинала
    Б) Заполнение индивидуальной карты сравнения. Анализ и обсуждение

Что совпало

Что не совпало

Что удивило

  •    В) Дискуссионная карта
    1 группа выступает по теме: Животные - няни - это хорошо
    2 группа - Животные -няни - это плохо

  • Итог урока.
    А) Составление пятистишья по теме: "Няня", "Слон"
    Б) - Что вы расскажете сегодня своим родителям о нашем уроке.
    В) -Что интересного узнали? Что еще нового хотели узнать?

  • Домашнее задание.
    Составление концептуальной карты.(Выбор художественного произведений о животных -помощниках у человека)

    Название произведения

    Кто помогал

    Почему это животное

    Твое мнение

     

     

     

     

  • Приложение: "Няня"
    В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, и с ребенком оставляла слона. Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок далеко уползал от дома. Слон нежно брал его хоботом и приносил во двор. Когда ребенок плакал слон хоботом играл с ним. Во время сна ребенка слон хоботом отгонял от него мух. Ребенок очень любил огромную няню.

 





















































Как лучше организовать урок.

В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. В данной статье даны рекомендации по использованию некоторых методических приемов, которые, как показала апробация, наиболее успешно могут применяться учителем на уроках.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1.     Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2.     Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3.     Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4.     Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5.     Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6.     Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Знак минус (ученик думал иначе) при работе с более старшими детьми работает нечасто. И все-таки от него не следует отказываться.

Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос». Дело в том, что нередко учителя полагают, что, объясняя  учебный материал на уроке, они находятся в поиске ответов на вопросы, которые интересны ученикам. Это на самом деле не всегда так. Авторы учебников ставят перед  учениками самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот места для вопросов самих учеников ни в учебниках, ни на уроках нет. А результат всего этого хорошо известен: дети не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать.

А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

З

У

Х

 

 

 

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1.     Объясняются правила написания синквейна.

2.     В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3.     Задается тема синквейна.

4.     Фиксируется время на данный вид работы.

5.     Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Прием «Учебный мозговой штурм»

Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения.

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Лекция со стопами»

Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.



«Организация дифференцированного и индивидуального подхода в обучении младших школьников как средство развития личности ребенка»

(Опыт обобщен на городском и областном семинаре завучей и учителей начальных классов, распространяется на курсах ПК ИПК)



Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует родителей, учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно актуальной педагогической проблемой.

Основная цель осуществление индивидуализации и дифференциации в обучении заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка. Таким образом, индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществление развивающего обучения.

Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивидуальных, возрастных особенностей – вот задача, стоящая перед учителем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности.

За несколько лет работы над данной темой, у меня были классы с разным уровнем подготовки от откровенно слабых до достаточно сильных детей. Да и в каждом классе ученики были разные по способностям. Так возникла потребность во введении дифференцированного обучения. По результатам этой работы выяснилось, что при применении дифференциации и индивидуализации в системе, наблюдается: значительное повышение уровня знаний, умений и навыков в учебной деятельности, возрастает уровень развития мышления, возрастает интерес к предмету, мотивация, появляется эмоциональное отношение к учебе в позитивном плане, развивается творческая целенаправленная личность.

С чего же начать учителю начальных классов, еще не применявшим на практике дифференциацию? Я наметила несколько основных шагов:

  1. Владение современными методиками и технологиями

  2. Систематическое изучение каждого ученика.

  3. Постановка ближайших педагогических задач.

  4. Выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику.

  5. Фиксация и анализ полученных результатов.

  6. Постановка новых педагогических задач.

Проблемы индивидуализации и дифференциации в обучении успешно решаются на базе технологии развивающего обучения с применением различных современных систем и методик: КСО, УДЕ, критическое мышление, проблемное обучение. Через эти технологии и методики удается реализовать основную цель дифференцированного и индивидуального подхода в обучении: создать условия для развития личности ребенка.

Ни один врач не начнет лечить больного, пока не поставит диагноз. Учителя же, зачастую, начинают учить ребят, не проводя диагностики. Поэтому, второй шаг – это диагностика индивидуальных особенностей учеников и определение области ее применения.

Внедряя на практике индивидуальный подход, важно учитывать совокупность основных факторов основанных на диагностике ученика и класса в целом.

  1. Исходный (реальный) запас знаний умений и навыков.

  2. Уровень общего возрастного развития ребёнка.

  3. Особенности памяти, внимания, мышления, восприятия.

  4. Эмоционально - волевые качества. Учебную мотивацию.

  5. Здоровье ребёнка и социальные условия.

Чтобы выяснить реальный (исходный) запас знаний, умений и навыков ребенка, необходимо провести ряд диагностических контрольных, самостоятельных работ, тестов, проанализировать, спланировать коррекционную работу или работу по дальнейшему продвижению и развитию учеников.

Уровень возрастного развития ребенка выясняется в процессе личного общения, бесед, тестов. Значимо наблюдение за поведением ребенка в коллективе сверстников. По специальным тестам выясняется учебная мотивация. У медицинского работника школы, можно получить информацию о состоянии здоровья детей.

Далее важна диагностика индивидуальных особенностей памяти, способов восприятия информации, диагностика темпа деятельности и уровня работоспособности учащихся. Изучение внимания, особенностей фонематического слуха, т.к. он лежит в основе успешного обучения чтению и письму. Существует еще масса диагностических тестов: на логику, способы мышления, интеллект, воображение и многие другие. Что диагностировать, учитель определяет, отталкиваясь от проблем, с которыми он встретился, работая с классом.

Как это организовать? Рассмотрим примеры диагностики учащихся и области их применения на уроке.

Может быть, проблемы усвоения знаний заключаются в слабой памяти детей. Проводится соответствующий тест. Возможно, некоторым детям стоит сделать упор на развитие памяти. Учитель должен планировать урок с заданиями на ее развитие.

Существует еще и особенности восприятия информации. Всех людей можно условно разделить на группы по восприятию информации: аудиалы, визуалы, кинестики (от греч. kinesis – движение, запоминание через действия, телодвижения, жесты, мимику). Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается без труда и надолго. Именно поэтому важно эмоционально ярко организовать каждый урок.

Чтобы выделить эти группы среди детей используются: беседы с родителями, детьми, тесты, наблюдения. Результаты обрабатываются, и учитель объясняет тему урока, уже опираясь на особенности восприятия информации каждым ребенком. Чаще всего урок строится на словесных методах обучения: рассказ, беседа, диалог и это благодатная возможность усвоить материал детям аудиалам. А визуалы, кинестики уже усваивают тему с некоторым затруднением.

На уроке, можно предложить массу заданий для кинестиков: ролевые игры, инсценировка математических задач, пантомима, система Ривина – запоминание стихотворения по рисунку. Что же предложить визуалам? Наглядные пособия, иллюстрирование заданий самими детьми, записывание примеров, схем, яркое выделение акцентов в написании.

На первый взгляд такая дифференциация затруднительна, но в начальной школе, когда учитель работает с одним классом и знает, кто и как лучше воспринимает информацию, то по ходу урока можно предлагать детям выполнять работу на удобном для них уровне восприятия и памяти.

Часто учителя и родители жалуются на то, что ребенок невнимательный. Диагностический тест покажет реальную картину по уровню внимания. Соответственно подбираются индивидуальные задания на её развитие, т.е. идет целенаправленная дифференциация.

Почему класс не успевает выполнить задания, запланированные на урок? Знает ли учитель темп работы детей? Каков уровень их работоспособности? Проверьте. Сделав анализ, учитель, должен учитывать это в своей деятельности и если:

  1. Разный темп и уровень работоспособности – ученикам предлагаются карточки, задания разного объема или уровня сложности. Создаются группы по темпу деятельности.

  2. Медлительные, быстроутомляемые дети, значит, самую важную информацию нужно давать в начале урока. Чаще проводить физминутки. Регламентировать время выполнения заданий.

  3. Быстрый темп – учителю нужно следить, чтобы количество выполненных заданий не вредило качеству давать разнообразить упражнения или давать более сложный уровень.

Существует еще масса диагностических методик. Что диагностировать, учитель определяет, отталкиваясь от проблем, с которыми он встретился, работая с классом.

Дифференцированный, индивидуальный подход невозможно осуществить, не изучив всесторонне ребенка и класс в целом. Проведя диагностику, сделав по ней выводы, индивидуализация сама «напросится» на занятия.

Результаты диагностики и уровня усвоения знаний, умений и навыков, заносятся в банк данных комплексного мониторинга каждого ученика и класса в целом. Что позволяет наблюдать за продвижением ребенка, планировать и вести коррекционную работу.

Итак, урок после диагностики – это уже совсем другой урок, он личностно ориентирован.

Можно вывести общие условия, обеспечивающие реализацию принципа индивидуального подхода на уроке при фронтальной работе с классом:

  • активных, сильных - привлекать к выводам;

  • пассивных - вызывать для ответов на вопросы в процессе первичного закрепления;

  • ученикам со слабой памятью и медленно протекающими процессами запоминания и мышления - давать возможность воспринимать материал второй, третий раз со слов хорошо успевающих учеников и по учебнику;

  • невнимательных и рассеянных - привлекать к подведению итогов работы;

  • всегда находить возможность отметить успех ребёнка, его продвижение.

Круг дифференциации и индивидуализации в педагогике очень широк. Огромное место занимает здесь разноуровневый подход в обучении.

1 способ. Опережение. Контроль.

Учитель на уроке старается дать больше информации, чем определено программой начальной школы или предложено в учебнике. Сильный ребенок усвоит и то, что надо по программе и то, что дано сверх нормы, а средний или слабый, только обязательный уровень, тот который отрабатывается.

После изучения тем с учётом данных уровней целесообразно провести разноуровневые контрольные работы, где 1,2,3,4 задания даются по обязательному уровню, а 5 по возможному, с целью проверки, на каком уровне дети усвоили материалы продвижения и опережения.

2 способ. Дифференциация по уровням сложности упражнений и заданий.

При единой познавательной цели и общем содержании они должны отличаться разной степенью трудности и дети идут к достижению единой цели, но разными путями.

1 уровень - позволяет только закрепить базовые знания.

2 уровень - предполагает отработку учебного материала, развитие мышления, логики.

3 уровень – творческие задания: исправление ошибок, придумывание задания, сочинения и т.п.

Один из самых распространенных элементов в индивидуализации - карточки.

3 способ. Разноуровневая дифференциацию в группах.

Детей в группы с целью индивидуализации и дифференциации можно объединять по-разному:

1. Дети с разным уровнем подготовленности.

2. Группы с одинаковым темпом деятельности.

3. Творческие группы разного характера.

4. Группы по уровням сложности – где дети сами выбирают задания, если нужно берут подсказку.

5. Подвижные группы.

Большая роль отводится индивидуализации самостоятельных работ. Это конечно карточки с заданиями разного уровня. Либо подготовленные учителем конкретному ученику с целью формирования тех или иных умений. Либо ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня сложности задания по той или иной теме.

Индивидуализация и дифференциация домашних заданий.

Домашняя работа - особый вид самостоятельной работы. Одно из главных условий домашних заданий - это доступность, следовательно, учителю просто необходимо осуществлять дифференциацию домашних заданий.

Предлагая дифференцированные домашние задания важно учитывать:

  1. Способность ребенка к учебной деятельности.

  2. Познавательную активность (проявляет ли интерес к знаниям).

  3. Организованность в работе, умеет ли доводить начатое дело до конца.

  4. Отношение родителей к учебе ученика к советам учителя.

Обязательно проверять домашние работы, оценивать и поощрять творчество и поиск.

Работа учителя с детьми заключается не только в урочной форме. Индивидуальный подход можно и нужно организовать и во внеурочное время. Каждый ребенок чем-то уникален. Задача учителя рассмотреть способности, направить их, развить. Ведь вариантов проявить себя в школе множество: участие в олимпиадах, спортивные соревнования, выставки рукоделий и рисунков, конкурсы песен и танцев, концерты, утренники, театральные постановки, походы. Творческой работы мы с учениками собираем в альбомы-папки

В тех областях, где есть способности, ребенок быстро схватывает материал, хорошо соображает, вырабатывает навыки, умения. Надо только показать ему область применения и ребенок с интересом и продуктивно трудится.

Показатели использования индивидуализации и дифференциации в моих классах за 2004 – 2007 годы, таковы:

  • 100% успеваемость;

  • Положительная динамика качества знаний от 63 до 80%;

  • Победители республиканского интеллектуального марафона «Ак бота»;

  • Ежегодные призовые места в школьных олимпиадах и конкурсах чтецов;

  • Участники и лауреаты городского конкурса исследовательских работ;

  • Создание сборника творческих работ учащихся;

  • Сотрудничество с редакцией газеты «Городская неделя» (Детская страничка).

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, не только повышает успеваемость и качество знаний, но и позволяет раскрыться талантам, способностям. Учение становится радостным, интересным, увлекательным, открывает большие возможности для формирования внутренней мотивации. Дети отлично ощущают себя, если знают о своей уникальности в той или иной области.

Результаты работы с использованием выше перечисленных приемов убеждают в том, что дифференциация и индивидуализация способствует раскрытию и развитию личности ребёнка, имеет веское значение в обучении, воспитании и развитии ребёнка.







Описание методической разработки



«Поразмыслим в шести шляпах» над романом Е. Замятина «Мы»



Краткая аннотация.



П. Л. Лавров писал: «Обществу угрожает опасность застоя, если оно заглушит в себе критически мыслящие личности».Традиционная система обучения, на мой взгляд, недостаточно решает проблему работы с текстом и умение увидеть в обычном необычное.Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

предполагает развитие самостоятельности мышления и решения возникающих проблем разными путями. Если ученик научится критически мыслить, то он овладеет разнообразными способами интерпретации, способностью аргументировать свою точку зрения на основе собственных наблюдений и опираясь на мнение собеседника, т. е. используя и осознавая многополярность окружающего мира.

Вышеуказанная технология раскрепощает ребенка и выпускает на свободу детское творчество. Технология РКМЧП. рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и ее решение.



Учебный предмет: литература



Уровень образования школьников: 11 класс



Форма учебной работы: классно- урочная.



Описание разработки:



Различают четыре этапа развития КМ : на начальной стадии ученик видит мир черным или белым, правильным или неправильным. Затем у ученика появляется склонность к сомнению. После чего ученик начинает мыслить аналитически, не рассматривая знания как абсолют, не принимая чужое мнение безоговорочно. И, наконец, проявляется умение проводить анализ и синтез информации, пользоваться объективными аргументами при определенной точке зрения и менять свою точку зрения с появлением новой информации.

Задачи учителя:

  1. Научить учащихся самим добывать информацию.

  2. Создать для ученика среду для развития, самопознания и самовыражения личности.

  3. Развивать способность учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности

  4. Формировать у учащихся навыки самообразования.

  5. Организация груповой и парной работы на уроке.

  6. Создание в классе атмосферы партнерства.

В основе урока лежит базовая трехфазная модель: вызов-осмысление-рефлексия.

На стадии вызова учащиеся могут свободно высказывать свою точку зрения по поводу определения проблемы урока, фиксировать на бумаге. Целесообразно сочетать индивидуальную и групповую работы. Индивидуальная работа позволяет каждому ученику активизировать свои знания и опыт. Обмен мнений в группе может способствовать выработке новых идей.

Роль учителя – не поправлять, не критиковать, не морализирировать.

Стадия осмысления – работа с текстом.

Заключительный этап урока – рефлексия (послетекстовая дискуссия).

Занятия по этой технологии проводятся 2-3 раза в четверть. Дети с плохо развитой речью бывают не в состоянии перенести конфликт на словесный уровень и решают его силой. Владение всеми видами речи дает учащимся возможность повысить самооценку и принимать активное участие в жизни общества.



ПРИЛОЖЕНИЕ



Тема: «Поразмыслим в шести шляпах» над романом Е. Замятина «Мы».

Цели: Познакомить со стратегией «шести шляп».

Развивать критическое мышление учащихся.

Развивать навык сжатого отбора материала.

Обучать умению анализировать текст.

Оборудование: Шесть шляп в соответствии с таблицей.

Словари, энциклопедии.

Тексты произведения.

Цветная бумага, фломастеры.

Ход урока.

  1. Стадия вызова(вызов интереса к теме, активизация учащихся)

- Как вы понимаете выражение «поразмыслим в шести шляпах»?

(фиксирование высказываний на доске без комментариев)

- Мы не только по-разому воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. И мыслить можно шестью способами, обозначенными цветными шляпами. Метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдуард де Боно(дословно – надень свою мыслительную шляпу-на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э де Боно и предлагает «поразмыслить шестью различными способами»).

-Сформулируйте конкретнее, каким видом деятельности мы будем заниматься на уроке.

Подберите как можно больше синонимов к слову «мыслить», используя словари.Сколько их получилось?(можно подобрать 23)

- Выполняя это задание, вы, безусловно, активно мыслили.Что такое мышление? Проверьте себя по словарю Ожегова, Энциклопедии для детей.

-Какие виды мышления вы можете назвать? (творческое, интуитивное, образное, символическое, критическое...). Стратегия «шести шляп» и предполагает шесть разных видов мышления. Он побуждает нас к разноцветной, разнообразной, нестандартной оценке изученного и пережитого.

ЗНАКОМСТВО С ТАБЛИЦЕЙ.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



БЕЛАЯ мыслим фактами, Без эмоций, без субъек- -Какие события произо-

цифрами. тивных оценок. Только шли? Даты. Количество

ШЛЯПА факты! предметов...



ЖЕЛТАЯ положительное, Выделение позитивных Что положительного,

ШЛЯПА позитивное мыш- сторон и аргументирова- полезного...

ление. ние.

ЧЕРНАЯ критическая. Выявление противоречий, Что было трудно, неясно,

ШЛЯПА критическое мышле- недостатков, их причин. проблематично...

ние.

КРАСНАЯ эмоциональная Связь изменения эмоц. С какими явлениями свя-

ШЛЯПА состояния с рассматри- заны эмоции:грусть, оби-

ваемыми явлениями. да, радость...

ЗЕЛЕНАЯ творческая Поиск новых граней в Что можно сделать иначе?
ШЛЯПА изученном материале. Усовершенствовать?

СИНЯЯ философская, Поиск обобщающих парал-
ШЛЯПА обобщающая. лелей, общие выводы.



  1. Осмысление (смысловая стадия)

- «Мы»- роман о будущем, написанный в эпоху, когда будущее созидается и сомнений в своей «единственной правильности не вызывает». Определите основные вопросы романа.(Что является предметом изображения в романе?(будущее). Для чего изображается далекое будущее?(взаимоотношения личности и государства, индивидуальности и коллектива).Каковамодель общества будущего? Каково место человека в таком государстве? Счастлив ли он? Каков смысл названия? Что противостоит обезличиванию человека?(любовь).

Давайте сформулируем проблему нашего исследования.(как решает Е. Замятин проблему выбора «Я – МЫ», выявление авторской концепции человека и мира)



Работа в группах.

Каждая группа получает одну из шляп.

Наобсуждение дается 10 минут.

Выступления групп(по одному прелставителю)



Анализ выводов, обобщение.

- Каждая группа рассматривала роман под определенной точкой зрения и пришла к следующим выводам...(все фиксируется на бумаге фломастерами)



  1. Рефлексия.

- Что дала вам работа по стратегии «шести шляп»?

- Изменилось ли ваше восприятие романа?



  1. Домашнее задание.

Написать эссе «Размышления после прочтения романа»











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!