Урок родного языка
«Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»
8 класс
Цели. | Сформировать представление о речевом этикете. Закрепить знания о правилах ведения диалога. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. |
Планируемый результат. |
Предметные умения | Личностные умения | Метапредметные умения |
-формулировать правила позитивного диалога, -строить диалог, используя вежливые слова. -составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета, -составлять текст на заданную тему | - возможность адекватно оценивать свою деятельность; -выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности. -проявление интереса к изучению темы; — творческое отношение к составлению и оформлению высказывания | Познавательные умения: — вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета; — определять тему беседы и обосновывать своё мнение; — определять структуру диалога и обосновывать своё мнение; — отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога; Регулятивные умения: — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное задание в соответствии с планом; — выполнять учебное действие в соответствии с правилами; - возможность формулировать цели урока; -принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные умения: — слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога; — учитывать мнение партнёра при работе в паре; - возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию; -сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач. |
Звуковая гимнастика
Т- снимает напряжение, О- положительно воздействует на умственную деятельность Н-активизирует творческие способности Очень хочу, чтобы тон нашего общения на уроке был доброжелательный, спокойный, вежливый. Именно о таком общении говорится и в русских народных пословицах.
Работа с пословицами
Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Без рассуждения не твори осуждения.
Доброе молчание лучше худого ворчания.
Умей сказать, умей и смолчать.
На добрый привет дай добрый совет.
Сначала подумай, потом скажи.
Кто спорит, тот ничего не стоит.
Запишите пословицу, которая будет для вас на уроке правилом, девизом.
Чему учат нас мудрые пословицы?
О правилах речевого поведения, о правилах речевого общения.
Ребята, я нарушила правила, я не поздоровалась с вами. Извините меня.
Я рада приветствовать вас, доброе утро - Здравствуйте, все, кто весел сегодня! - Здравствуйте, все, кто грустит! - Здравствуйте, все, кто общается с радостью! - Здравствуйте, все, кто молчит!
Определение темы урока
Я надеюсь, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Правильно о правилах общения, о речевом этикете, но поскольку у нас урок родного языка, мы будем говорить о русском речевом этикете и его национальных особенностях.
Запишите тему урока «Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»
Подчеркните ключевые слова в теме и определите, какая работа на уроке нам предстоит.
Какие это слова?
Речевой этикет
Культура
Особенности
Наша цель:
1) узнать об особенностях и правилах русского речевого этикета;
2)научиться использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;
3) воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка
Начнем с главного СЛАЙД
Что такое речевой этикет. Прочитаем определение и запишем в тетрадь.
Работа с информацией в учебнике
А теперь вам предстоит познакомиться с интересной и полезной информацией.
1 ряд – Из истории русского этикета.
2 ряд- Ценности русского речевого этикета.
3 ряд – Речевой этикет у разных народов.
На поиск главной информации вам отводиться 6 минут, затем вы должны поделиться своими знаниями с классом.
1 ряд – Из истории русского этикета.
В «Поучении Владимира Мономаха» есть такие наставления:
2 ряд - Ценности русского речевого этикета.
В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.
Тактичность - требует от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.
Сдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни,- вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.
ряд – Речевой этикет у разных народов.
Выступления учащихся
Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства.
СЛАЙД
Необходимо речевое поведение выбирать с учётом речевой ситуации, то есть того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит.
Речевая ситуация приветствия:
Кто-ученик
Кому учителю
где в классе
когда на уроке
Творческое задание.
Переведите вредный совет Григория Остера в поэтическую формулу речевого этикета.
Практическая работа в парах.
Одной из особенностей русского речевого этикета является наличие речевых формул. СЛАЙД
Как иначе можно назвать речевые формулы?
6000 слов и устойчивых формул приветствия. Обращения, знакомств, пожеланий, благодарности, извинения, приглашения содержит справочное пособие «Словарь русского речевого этикета», самое полное издание этикетных слов.
Формула благопожелания добра. Здоровья, счастья. Достатка.
Работа в парах. Записать примеры формул речевого этикета, учитывая речевую ситуацию.
У вас 4 минуты. Поделитесь вашими словниками.
Рефлексия
Молодцы, вы знаете много волшебных слов. Когда они говорятся искренне, от всего сердца, тихим голосом и с добрыми намерениями - всегда происходит чудо. Если сказать эти слова доброжелательно, и они могут пустить ростки счастья. Ученые посчитали, если вы ежедневно сделаете счастливым хоть одного человека, в течение 40 лет будут счастливы 14 600 человек.
А теперь сделайте, пожалуйста, счастливыми, всех, кто сегодня с вами здесь и сейчас.
Учащиеся становятся в круг, берутся за руки и пробуют сказать друг другу что-нибудь хорошее.
Звучит песня Б.Окуджавы:
Давайте говорить, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплементы,
Ведь это все любви прекрасные моменты.
«Телеграмма»
Я узнал
Я запомнил
Я буду
Домашнее задание: написать письмо другу, используя формулы речевого этикета.