СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного языка "Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке родного языка учащиеся 8 класса пополнят знания правил речевого этикета и познакомятся с основными особенностями русского этикета, научатся использовать этикетные формулы в общении.

Просмотр содержимого документа
«Урок родного языка "Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности"»



Урок родного языка

«Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»

8 класс

Цели.

Сформировать представление о речевом этикете.

Закрепить знания о правилах ведения диалога.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемый результат.

Предметные умения

Личностные умения

Метапредметные умения

-формулировать правила позитивного диалога,

-строить диалог, используя вежливые слова.

-составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета,

-составлять текст на заданную тему


- возможность адекватно оценивать свою деятельность;

-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

-проявление интереса к изучению темы;

— творческое отношение к составлению и оформлению высказывания

Познавательные умения:

— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;

— отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;

- возможность формулировать цели урока;

-принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные умения:

— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;

— учитывать мнение партнёра при работе в паре;

- возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;

-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.







  1. Звуковая гимнастика
Т- снимает напряжение, О- положительно воздействует на умственную деятельность Н-активизирует творческие способности Очень хочу, чтобы тон нашего общения на уроке был доброжелательный, спокойный, вежливый. Именно о таком общении говорится и в русских народных пословицах.
  1. Работа с пословицами

Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Без рассуждения не твори осуждения.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Умей сказать, умей и смолчать.

На добрый привет дай добрый совет.

Сначала подумай, потом скажи.

Кто спорит, тот ничего не стоит.

Запишите пословицу, которая будет для вас на уроке правилом, девизом.

Чему учат нас мудрые пословицы?

О правилах речевого поведения, о правилах речевого общения.

  1. Ребята, я нарушила правила, я не поздоровалась с вами. Извините меня.
Я рада приветствовать вас, доброе утро - Здравствуйте, все, кто весел сегодня! - Здравствуйте, все, кто грустит! - Здравствуйте, все, кто общается с радостью! - Здравствуйте, все, кто молчит!



  1. Определение темы урока

Я надеюсь, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Правильно о правилах общения, о речевом этикете, но поскольку у нас урок родного языка, мы будем говорить о русском речевом этикете и его национальных особенностях.

Запишите тему урока «Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»

  1. Подчеркните ключевые слова в теме и определите, какая работа на уроке нам предстоит.



Какие это слова?

Речевой этикет

Культура

Особенности

Наша цель:

1) узнать об особенностях и правилах русского речевого этикета;

2)научиться использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;

3) воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка



  1. Начнем с главного СЛАЙД



Что такое речевой этикет. Прочитаем определение и запишем в тетрадь.



  1. Работа с информацией в учебнике

А теперь вам предстоит познакомиться с интересной и полезной информацией.

1 ряд – Из истории русского этикета.

2 ряд- Ценности русского речевого этикета.

3 ряд – Речевой этикет у разных народов.

На поиск главной информации вам отводиться 6 минут, затем вы должны поделиться своими знаниями с классом.









1 ряд – Из истории русского этикета.

В «Поучении Владимира Мономаха» есть такие наставления:















2 ряд - Ценности русского речевого этикета.

В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.   

  Тактичность - требует от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
     Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
     Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Сдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
     Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни,- вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.



  1. ряд – Речевой этикет у разных народов.









































  1. Выступления учащихся



  1. Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства.

СЛАЙД

Необходимо речевое поведение выбирать с учётом речевой ситуации, то есть того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит.

Речевая ситуация приветствия:

Кто-ученик

Кому учителю

где в классе

когда на уроке

  1. Творческое задание.

Переведите вредный совет Григория Остера в поэтическую формулу речевого этикета.



  1. Практическая работа в парах.

Одной из особенностей русского речевого этикета является наличие речевых формул. СЛАЙД



Как иначе можно назвать речевые формулы?



6000 слов и устойчивых формул приветствия. Обращения, знакомств, пожеланий, благодарности, извинения, приглашения содержит справочное пособие «Словарь русского речевого этикета», самое полное издание этикетных слов.



Формула благопожелания добра. Здоровья, счастья. Достатка.





Работа в парах. Записать примеры формул речевого этикета, учитывая речевую ситуацию.

У вас 4 минуты. Поделитесь вашими словниками.



  1. Рефлексия

Молодцы, вы знаете много волшебных слов. Когда они говорятся искренне, от всего сердца, тихим голосом и с добрыми намерениями - всегда происходит чудо. Если сказать эти слова доброжелательно, и они могут пустить ростки счастья. Ученые посчитали, если вы ежедневно сделаете счастливым хоть одного человека, в течение 40 лет будут счастливы 14 600 человек.

А теперь сделайте, пожалуйста, счастливыми, всех, кто сегодня с вами здесь и сейчас.



Учащиеся становятся в круг, берутся за руки и пробуют сказать друг другу что-нибудь хорошее.

Звучит песня Б.Окуджавы:

                       Давайте говорить, друг другом восхищаться.

                       Высокопарных слов не надо опасаться.

                       Давайте говорить друг другу комплементы,

                       Ведь это все любви прекрасные моменты.



«Телеграмма»


Я узнал

Я запомнил

Я буду



Домашнее задание: написать письмо другу, используя формулы речевого этикета.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!