Этап урока | Формы, виды, приемы, содержание деятельности |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Задание: продолжите фразу «Чтобы хорошо учиться, нужно …» |
Актуализация изученного и пробное учебное действие | Анализ предложения = работа с доской Речевая культура – это культура сознательного, грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения. Задания: |
Инд. задание: работа уч-ся по карточке = 1 человек (задание на основе изучения учителем инд. «зоны выпадения» уч-ся) |
Создание проблемной ситуации | -
Творческое задание (слайд) -
Составьте поздравление учителям школы с Днем Учителя – экспромт -
Теперь послушайте подготовленное выступление = предварительное инд. д/з -
Сравним эти выступления. Чем отличается выступление подготовленного ученика? (торжественно, выразительно) -
Сейчас мы проверяли ваше ораторское искусство, умение создавать текст, умение выступать на публике. Почему не сразу получается? -
Учебный диалог = осознание недостаточности имеющихся знаний |
Целеполагание | Беседа с обучающимися по определению темы урока, постановке целей урока = совместное целеполагание: -
Актуализировать… -
Формировать… -
Совершенствовать… -
Воспитывать… |
Построение проекта выхода из затруднений | -
Аналитическое задание = коллективная работа Задание: -
Соотнесите выполненное задание с темой урока. -
Почему же возникла необходимость в риторике, или в ораторском искусстве? Объективной причиной стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость? -
Составление алгоритма рассуждения = с коллективным обсуждением Алгоритм рассуждения «Соответствие высказывания культуре речи» |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | 1) Слово учителя + материалы презентации Учебная установка уч-ся: в ходе лекции записывать ключевые слова, словосочетания, термины; вопросы по теме Культура речи - владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения. Любой народ неоднороден ни по образованию, ни по степени уважения к языку, поэтому в одном и том же обществе представлены различные типы речевой культуры. 2) Аналитическое задание = работа в парах с последующим обсуждением Задание: Типы речевой культуры 1) элитарный тип речевой культуры (к носителям данного типа речевой культуры относятся люди с высшим образованием, самым высоким уровнем общей культуры. Для людей элитарного типа речевой культуры характерны привычка к самоконтролю речи, навык обращения к словарям, стремление расширять свои познания и совершенствовать речь, основываясь на авторитетных источниках. Представители этого типа не злоупотребляют иностранными словами, сниженной лексикой, используют в речи эвфемизмы - использование синонима, смягчающего значение слова); 2) среднелитературный тип речевой культуры (к носителям этого типа относится большинство людей со средним образованием и значительное количество людей с высшим образованием. В речи встречаются отклонения от норм (ошибки в произношении, в орфографии, пунктуации, используются жаргонизмы, слова-сорняки). Характерная черта людей этого типа - отсутствие привычки проверять себя с помощью словарей, принципиальная удовлетворенность своим уровнем культуры. Среднелитературный тип речевой культуры проник в СМИ, поэтому широко распространяется в современном обществе); 3) разговорно-обиходный тип речевой культуры (носители этого типа речевой культуры в любых условиях, даже в официальной обстановке пользуются только освоенной с детства разговорной речью. Данный тип речевой культуры - результат того, что его носитель никогда, даже при изучении русского языка в школе, не прикладывал усилий для овладения навыками хорошей речи. Ориентиром для него служит домашняя и уличная речь). 4) просторечный тип речевой культуры (его носители - малообразованные люди, пользуются только устной речью, в их высказываниях много слов и выражений, находящихся за пределами литературного языка. В целом, для этого типа характерна огрубленность речи). -
Взаимообъяснения, взаимопроверка уч-ся задания по теме урока с использованием лингвистической терминологии = работа в парах с последующим обсуждением -
Консультация учителя по вопросам уч-ся (при необходимости) 5) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе |
Физкультминутка | Учитель: создает условия для соблюдения элементов здоровье сберегающей технологии |
Вторичное закрепление. Практическая работа по применению знаний | Аналитическое задание = работа в парах с последующим обсуждением Задание: внимательно прочитайте текст. Аспекты речевой культуры Анализируя данные типы речевой культуры, можно выделить три стороны (аспекта) речевой культуры: - …………………. - владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах (правильная речь). -………………..– умение выбирать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации. -……………….– знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях, соблюдение этики общения, т.е. речевой этикет (соблюдение нравственного кодекса народа, не выходить за рамки общечеловеческих этических норм, знание культурных традиций и запретов) Слова для справок: этический, нормативный, коммуникативный Ответ. Анализируя данные типы речевой культуры, можно выделить три стороны речевой культуры или три аспекта речевой культуры - нормативный - владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах (правильная речь). - коммуникативный – умение выбирать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации. - этический – знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях, соблюдение этики общения, т.е. речевой этикет (соблюдение нравственного кодекса народа, не выходить за рамки общечеловеческих этических норм, знание культурных традиций и запретов) |
Творческое задание = с/р с последующей взаимопроверкой в парах и коллективным обсуждением Задание: вставьте пропущенные слова, заполните пустые колонки Коммуникативный аспект речи = составляющие хорошей речи Коммуникативные качества речи – это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. Качество хорошей речи | Определение | Значение | | соответствие нормам современного литературного языка | | | строгое соответствие слов обозначаемым явлениям действительности | | | качество речи, основанное на соотношении речь-мышление, высказывание не должно противоречить законам логики | | | отсутствие в ней элементов чуждых литературному языку. | | | это живость, яркость, образность – интонация, громкость, тембр, темп голоса; | | | выбор языковых средств, организация, построение речи в соответствии с коммуникативными целями и задачами, с учётом темы, условий общения, речевой ситуации, особенностей адресата речи | | Слова для справок: точность логичность правильность выразительность чистота уместность |
Исследовательское задание = с/р уч-ся Задание: прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенева. Актуальна ли сейчас высказанная писателем мысль? Обоснуйте свою точку зрения. Русский язык Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить, что такой язык не был дан великому народу! (И. Тургенев). |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | -
Обобщение изученного на уроке -
Подведение итогов на уроке, выставление оценок -
Заключительная беседа на выявление степени восприятия уч-ся изученного |
Домашнее задание | Д/з: ответ по теме и использованием терминологии и примерами; 1) Произнесите фразу «Проходите, садитесь», используя разнообразие интонационного рисунка, выражая различные чувства. 2) Распространите предложения, используя имена прилагательные, наречия и слова других частей речи. Оцените получившийся текст с точки зрения выразительности. Наступила весна. Птицы прилетели с юга. Листва зазеленела на деревьях. Тает в полях снег. |