СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного языка (русского) в 10 классе по теме "Типы речевой культуры носителей языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок родного языка (русского) соответствует  примерной программе, но построен без учета материала учебного пособия, т.к. оно еще не было издано. Занятие построено с учетом требований ФГОС, предусматривает мотивацию уч-ся с помощью проблемной ситуации, использование аналитических, творческих заданий, создание алгоритма рассуждения и др.

Просмотр содержимого документа
«Урок родного языка (русского) в 10 классе по теме "Типы речевой культуры носителей языка"»

№12. Родной язык (русский), 10 класс Дата:………….


Тема урока

Типы речевой культуры носителей языка

Цели

познакомить уч-ся с понятием «культура речи», ее социальными аспектами; углубить знания о коммуникативных свойствах речи.

Задачи

сформулировать понятие «культура речи»; познакомить уч-ся с основными компонентами культуры речи (владение литературной нормой, учёт коммуникативного компонента, соблюдение этики общения); рассмотреть коммуникативные свойства речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств и др.); формировать умение различать элементы нормированной и ненормированной речи, строить свою речь в соответствии с требованиями культуры речи.

совершенствование устной и  письменной речевой культуры, формирование гибких навыков использования языка в разных сферах и  ситуациях общения на основе представлений о  русском языке как живом, развивающемся явлении, а также нормы русского литературного словоупотребления); обогащение словарного запаса и  грамматического строя речи обучающихся;

Развивать наблюдательность, внимание, творческие способности учащихся; умения работать в парах, выполнять самостоятельные, поисковые, аналитические задания; умения выполнять самопроверку, взаимопроверку; умения работать с дополнительными учебными пособиями; умения составлять связный ответ на лингвистическую тему, аргументировать свою точку зрения; совершенствование устной и  письменной речевой культуры, формирование гибких навыков использования языка в разных сферах и  ситуациях общения на основе представлений о  русском языке как живом, развивающемся явлении, о  диалектическом противоречии подвижности и  стабильности в  русском языке (включая его лексику, формы существования, стилистическую систему, а также нормы русского литературного словоупотребления); обогащение словарного запаса и  грамматического строя речи обучающихся;

воспитывать уважение к родному языку, интерес к изучению русского языка; способствование усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности, совершенствование языковой и читательской культуры как средства продуктивного взаимодействия между людьми, ответственность за свою работу; уважение к труду одноклассников; нравственно-этические качества обучающихся, культуру учебного труда, уверенность в себе

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как ин­дивидуальности и одновременно как члена общества; понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку;

метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения

предметные результаты: знать понятие «культура речи», коммуникативные свойства речи; уметь использовать изученный материал на практике, составлять связное монологическое высказывание на лингвистическую тему

Методы и формы обучения

индивидуальная, коллективная, групповая работа;

упражнение, беседа, частично-поисковый метод; лингвистическая разминка; аналитические, творческие, исследовательские задания и др.

Ресурсы

http://uroki.net/, http://www.zavuch.ru/, http://festival.1september.ru/;

учебник, тетрадь, дополнительные учебные пособия, раздаточный дидактический материал, компьютер, интерактивная доска и др.;

выставка словарей

Автор УМК




Организационная структура (сценарий) урока


Этап урока

Формы, виды, приемы, содержание деятельности

Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.


Задание: продолжите фразу «Чтобы хорошо учиться, нужно …»

Актуализация изученного и пробное учебное действие

Анализ предложения = работа с доской

Речевая культура – это культура сознательного, грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения.

Задания:

  • Синтаксический анализ предложения

  • Орфографический и пунктуационный анализ

Инд. задание: работа уч-ся по карточке = 1 человек (задание на основе изучения учителем инд. «зоны выпадения» уч-ся)

Создание проблемной ситуации

  1. Творческое задание (слайд)

  • Составьте поздравление учителям школы с Днем Учителя – экспромт

  • Теперь послушайте подготовленное выступление = предварительное инд. д/з

  • Сравним эти выступления. Чем отличается выступление подготовленного ученика? (торжественно, выразительно)

  • Сейчас мы проверяли ваше ораторское искусство, умение создавать текст, умение выступать на публике. Почему не сразу получается?


  1. Учебный диалог = осознание недостаточности имеющихся знаний

  • почему не все могут ответить на вопрос? = не знают материал о языке и речи, узкий кругозор, слабый речевой запас

  • Какая учебная задача стоит перед нами?

Целеполагание

Беседа с обучающимися по определению темы урока, постановке целей урока = совместное целеполагание:

  • Актуализировать…

  • Формировать…

  • Совершенствовать…

  • Воспитывать…

Построение

проекта выхода

из затруднений

  1. Аналитическое задание = коллективная работа

Задание:

  • Соотнесите выполненное задание с темой урока.

  • Почему же возникла необходимость в риторике, или в ора­торском искусстве?

Объективной причиной стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость?

  • Риторика тесно связана с понятием «культура речи». Что же понимается под «культурой речи»?

  1. Составление алгоритма рассуждения = с коллективным обсуждением

Алгоритм рассуждения «Соответствие высказывания культуре речи»

Первичное закрепление с комментированием

во внешней

речи

1) Слово учителя + материалы презентации

Учебная установка уч-ся: в ходе лекции записывать ключевые слова, словосочетания, термины; вопросы по теме

Культура речи - владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения.

Любой народ неоднороден ни по образованию, ни по степени уважения к языку, поэтому в одном и том же обществе представлены различные типы речевой культуры.


2) Аналитическое задание = работа в парах с последующим обсуждением

Задание:

  • изучите материал = работа с раздаточным дидактическим материалом

  • что нового узнали по теме?

  • Какие вопросы возникли?

Типы речевой культуры

1) элитарный тип речевой культуры (к носителям данного типа речевой культуры относятся люди с высшим образованием, самым высоким уровнем общей культуры. Для людей элитарного типа речевой культуры характерны привычка к самоконтролю речи, навык обращения к словарям, стремление расширять свои познания и совершенствовать речь, основываясь на авторитетных источниках. Представители этого типа не злоупотребляют иностранными словами, сниженной лексикой, используют в речи эвфемизмы - использование синонима, смягчающего значение слова);

2) среднелитературный тип речевой культуры (к носителям этого типа относится большинство людей со средним образованием и значительное количество людей с высшим образованием. В речи встречаются отклонения от норм (ошибки в произношении, в орфографии, пунктуации, используются жаргонизмы, слова-сорняки). Характерная черта людей этого типа - отсутствие привычки проверять себя с помощью словарей, принципиальная удовлетворенность своим уровнем культуры. Среднелитературный тип речевой культуры проник в СМИ, поэтому широко распространяется в современном обществе);

3) разговорно-обиходный тип речевой культуры (носители этого типа речевой культуры в любых условиях, даже в официальной обстановке пользуются только освоенной с детства разговорной речью. Данный тип речевой культуры - результат того, что его носитель никогда, даже при изучении русского языка в школе, не прикладывал усилий для овладения навыками хорошей речи. Ориентиром для него служит домашняя и уличная речь).

4) просторечный тип речевой культуры (его носители - малообразованные люди, пользуются только устной речью, в их высказываниях много слов и выражений, находящихся за пределами литературного языка. В целом, для этого типа характерна огрубленность речи).


  1. Взаимообъяснения, взаимопроверка уч-ся задания по теме урока с использованием лингвистической терминологии = работа в парах с последующим обсуждением

  2. Консультация учителя по вопросам уч-ся (при необходимости)


5) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе

Физкультминутка

Учитель: создает условия для соблюдения элементов здоровье сберегающей технологии

Вторичное закрепление.

Практическая работа по применению знаний

Аналитическое задание = работа в парах с последующим обсуждением

Задание: внимательно прочитайте текст.

  • Вставьте пропущенные слова. При необходимости можно пользоваться словами для справок

Аспекты речевой культуры

Анализируя данные типы речевой культуры, можно выделить три стороны (аспекта) речевой культуры:

- …………………. - владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах (правильная речь).

-………………..– умение выбирать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации.

-……………….– знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях, соблюдение этики общения, т.е. речевой этикет (соблюдение нравственного кодекса народа, не выходить за рамки общечеловеческих этических норм, знание культурных традиций и запретов)


Слова для справок: этический, нормативный, коммуникативный


Ответ. Анализируя данные типы речевой культуры, можно выделить три стороны речевой культуры или три аспекта речевой культуры

- нормативный - владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах (правильная речь).

- коммуникативный – умение выбирать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации.

- этический – знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях, соблюдение этики общения, т.е. речевой этикет (соблюдение нравственного кодекса народа, не выходить за рамки общечеловеческих этических норм, знание культурных традиций и запретов)

Творческое задание = с/р с последующей взаимопроверкой в парах и коллективным обсуждением

Задание: вставьте пропущенные слова, заполните пустые колонки


Коммуникативный аспект речи = составляющие хорошей речи

Коммуникативные качества речи – это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

Качество хорошей речи

Определение

Значение


соответствие нормам современного литературного языка



строгое соответствие слов обозначаемым явлениям действительности



качество речи, основанное на соотношении речь-мышление, высказывание не должно противоречить законам логики



отсутствие в ней элементов чуждых литературному языку.



это живость, яркость, образность

– интонация, громкость, тембр, темп голоса;



выбор языковых средств, организация, построение речи в соответствии с коммуникативными целями и задачами, с учётом темы, условий общения, речевой ситуации, особенностей адресата речи



Слова для справок: точность логичность правильность выразительность чистота уместность

Исследовательское задание = с/р уч-ся


Задание: прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенева. Актуальна ли сейчас высказанная писателем мысль? Обоснуйте свою точку зрения.

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить, что такой язык не был дан великому народу! (И. Тургенев).


Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке

  • Обобщение изученного на уроке

  • Подведение итогов на уроке, выставление оценок

  • Заключительная беседа на выявление степени восприятия уч-ся изученного

Домашнее задание

Д/з: ответ по теме и использованием терминологии и примерами;

1) Произнесите фразу «Проходите, садитесь», используя разнообразие интонационного рисунка, выражая различные чувства.

2) Распространите предложения, используя имена прилагательные, наречия и слова других частей речи. Оцените получившийся текст с точки зрения выразительности.

Наступила весна. Птицы прилетели с юга. Листва зазеленела на деревьях. Тает в полях снег.

Коммуникативный аспект речи = составляющие хорошей речи


Качество хорошей речи

Определение

Значение

правильность

соответствие нормам современного литературного языка

Нормы помогают литературному языку сохранять его целостность, они защищают литературный язык от потока диалектной речи, жаргона и просторечия

точность

строгое соответствие слов обозначаемым явлениям действительности

Несоблюдение приводит к разрушению или частичному нарушению точности речи.


логичность

качество речи, основанное на соотношении речь-мышление, высказывание не должно противоречить законам логики

Нарушение последовательности изложения, отсутствие переходов от одной части к другой приводит к разрушению логичности текста

чистота

отсутствие в ней элементов чуждых литературному языку.

Нечистая речь (диалектизмы, просторечные элементы, жаргонизмы, нецензурная лексика, варваризмы) - признак низкой речевой культуры человека.


выразительность

это живость, яркость, образность

– интонация, громкость, тембр, темп голоса;

поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя».

уместность

выбор языковых средств, организация, построение речи в соответствии с коммуникативными целями и задачами, с учётом темы, условий общения, речевой ситуации, особенностей адресата речи

Делает речь адресной, корректной, эффективной














6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!