СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного (русского) языка «Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок родного (русского) языка «Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПАРТЕНИТСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНДРЕЯ АНТОНОВИЧА ГРЕЧКО» ГОРОДА АЛУШТЫ












Конспект урока родного (русского) языка

«Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?»



в 3 классе





Разработала:

Волченко Татьяна Алексеевна,

учитель начальных классов.











2023/2024 учебный год



Конспект урока родного (русского) языка в 3 классе

ТЕМА: Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

УЧИТЕЛЬ: Волченко Татьяна Алексеевна

Цель: формировать умение определять число имен существительных, изменять их по числам; дать понятие о существительных, имеющих одну форму числа.

Задачи:

- учить учащихся употреблять в речи имена существительные; изменять имена существительные по числам;

- способствовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости;

- развитие интереса к способам учебной деятельности.

- воспитание любви к языку, аккуратность.


Планируемые результаты:


Предметные: научатся определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам; различать имена существительные единственного и множественного числа.

Метапредметные:

- регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- личностные: способствовать  развитию интереса к изучению  русского языка.


Тип урока: комбинированный.

Оборудование: УМК «Школа России», учебник: Русский язык, 3кл.: Учебник:./ О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая и др. -М.: Просвещение\ Учебник, 2019 г. , презентация в формате PowerPoint, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать.


II. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»,- сказал К.Г.Паустовский. (Слайд 2)

- Как вы это понимаете? (Ответы детей.)

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.


- Отгадайте загадки:

1.Дом на улице стоит,

Детвора к нему спешит.

Несут тетрадки, книжки

Девчонки и мальчишки. (Школа)  (Слайд 3)

2. Для ребятишек время это,
Счастливое по всем приметам!
И школа, нацепив замок,
Совсем забыла про звонок! (Каникулы) (Слайд 4)

3.Переменка, переменка!
На скакалке скачет Ленка,
Света в классики играет,
Ваня ест, Андрей зевает…
Всё, бежим, звенит звонок,
Начинается... (урок) (Слайд 5)

- Все эти слова какой частью речи являются? Определите число у этих имён существительных? Образуйте от ед.ч мн.ч и наоборот. Что вы заметили? (у слова каникулы нет формы ед.ч.)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?)

- Зачем нужно уметь определять число у имён существительных, уметь образовывать от ед.ч мн.ч, знать все ли им.сущ изменяются по числам? (Ответы детей.)

- Какую цель вы поставите себе на этом уроке? (Ответы детей.)


III. Актуализация опорных знаний.

1. - Запишите в тетрадях (слайд 6):

Семнадцатое января.

Классная работа.

2.Минутка чистописания.

-Прочитайте предложение, вставьте пропущенные буквы. Назовите эти орфограммы, подберите проверочные слова. (Слайд 7)

Ог..лились в..ршины берёз.

- В каком слове больше букв, чем звуков?

- Мы будем писать ту букву, у которой в этом слове согласный, мягкий парный, глухой парный звук. (С) (Слайд 8)


3. – Подумайте, на какие две группы можно распределить эти слова, распределите формы слов на две группы, придумайте и добавьте в каждую группу по одному слову: дверь, двери, степи, степь, озеро, озёра, растения, растение, орёл, орлы, города, город. (Слайды 9, 10)


IV. Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику.

Письменное выполнение упражнения 2 на стр.99 (самостоятельная работа.)

- Запишите имена существительные в форме множественного числа: колокол, золото, Петербург, обувь, Байкал, мастер, ветер, борьба, холод, мебель, дорога, мост, дождь.

- Форму каких существительных не удалось изменить? Почему? Запишите их отдельно.


Устное выполнение упражнения 4 на стр.101.

- Поставьте имена существительные в форму единственного числа: глаза, ножницы, ножи, ботинки, шахматы, звуки, капли, грабли, цветы, куклы, санки, рисунки, догонялки, пельмени, овощи, мандарины, брюки, ладони, коньки.

- Форму каких существительных не удалось изменить? Почему?

- Какой можно сделать вывод? (Не все имена существительные изменяются по числам. Некоторые существительные могут употребляться только в единственном числе или только во множественном числе).


V. Физкультминутка.

Наклонилась сперва

Книзу наша голова. (наклон вперёд)

Вправо-влево мы с тобой

Покачаем головой. (наклоны в стороны)

Ручки за голову, вместе

Начинаем бег на месте. (имитация бега)

Уберём и я, и вы

Руки из-за головы.


VI. Закрепление изученного.

1.Подбери подписи к рисункам. (Слайд 11)

1) Кнопка, кнопка, кнопки, Кнопки.





2) лист, листы, лист, листья. (Слайд 12)



- Одинаково ли пишутся эти слова в ед.ч ? Одинаково ли звучат? Как называют такие слова? Всегда ли совпадает форма мн.ч у омонимов?

2. Назовите, что изображено на рисунках. При затрудении используйте слова для справок. (Работа с карточками)

1) (Слайд 13)

Слова для справок: лук, луковицы, луки, луковицы.





2) (Слайд 14)

Слова для справок: Петрушка, петрушка, Петрушки, веточка петрушки, веточки петрушки.


3. Работа в группах. (Слайд 15)

Запишите имена существительные, которые употребляются только во множественном числе и называют:

1 группа: игры;

2 группа: инструменты;

3 группа: еду;

4 группа: одежду.

VII. Рефлексия. Подведение итогов.

- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

- Что нового вы узнали на уроке? Достигли ли вы тех целей, которые были поставлены в начале урока?

- Закончите одним словом (слайд 16):

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я …

VIII. Домашнее задание.

с.101 прочитать статью «Из истории языка», подготовить рассказ о происхождении слов нож и ножницы. (Слайды 17,18)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!