МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПАРТЕНИТСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНДРЕЯ АНТОНОВИЧА ГРЕЧКО» ГОРОДА АЛУШТЫ
Конспект урока родного (русского) языка
«Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?»
в 3 классе
Разработала:
Волченко Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов.
2023/2024 учебный год
Конспект урока родного (русского) языка в 3 классе
ТЕМА: Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?
УЧИТЕЛЬ: Волченко Татьяна Алексеевна
Цель: формировать умение определять число имен существительных, изменять их по числам; дать понятие о существительных, имеющих одну форму числа.
Задачи:
- учить учащихся употреблять в речи имена существительные; изменять имена существительные по числам;
- способствовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости;
- развитие интереса к способам учебной деятельности.
- воспитание любви к языку, аккуратность.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам; различать имена существительные единственного и множественного числа.
Метапредметные:
- регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- личностные: способствовать развитию интереса к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: УМК «Школа России», учебник: Русский язык, 3кл.: Учебник:./ О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая и др. -М.: Просвещение\ Учебник, 2019 г. , презентация в формате PowerPoint, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
II. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»,- сказал К.Г.Паустовский. (Слайд 2)
- Как вы это понимаете? (Ответы детей.)
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
- Отгадайте загадки:
1.Дом на улице стоит,
Детвора к нему спешит.
Несут тетрадки, книжки
Девчонки и мальчишки. (Школа) (Слайд 3)
2. Для ребятишек время это,
Счастливое по всем приметам!
И школа, нацепив замок,
Совсем забыла про звонок! (Каникулы) (Слайд 4)
3.Переменка, переменка!
На скакалке скачет Ленка,
Света в классики играет,
Ваня ест, Андрей зевает…
Всё, бежим, звенит звонок,
Начинается... (урок) (Слайд 5)
- Все эти слова какой частью речи являются? Определите число у этих имён существительных? Образуйте от ед.ч мн.ч и наоборот. Что вы заметили? (у слова каникулы нет формы ед.ч.)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?)
- Зачем нужно уметь определять число у имён существительных, уметь образовывать от ед.ч мн.ч, знать все ли им.сущ изменяются по числам? (Ответы детей.)
- Какую цель вы поставите себе на этом уроке? (Ответы детей.)
III. Актуализация опорных знаний.
1. - Запишите в тетрадях (слайд 6):
Семнадцатое января.
Классная работа.
2.Минутка чистописания.
-Прочитайте предложение, вставьте пропущенные буквы. Назовите эти орфограммы, подберите проверочные слова. (Слайд 7)
Ог..лились в..ршины берёз.
- В каком слове больше букв, чем звуков?
- Мы будем писать ту букву, у которой в этом слове согласный, мягкий парный, глухой парный звук. (С) (Слайд 8)
3. – Подумайте, на какие две группы можно распределить эти слова, распределите формы слов на две группы, придумайте и добавьте в каждую группу по одному слову: дверь, двери, степи, степь, озеро, озёра, растения, растение, орёл, орлы, города, город. (Слайды 9, 10)
IV. Работа по теме урока.
1.Работа по учебнику.
Письменное выполнение упражнения 2 на стр.99 (самостоятельная работа.)
- Запишите имена существительные в форме множественного числа: колокол, золото, Петербург, обувь, Байкал, мастер, ветер, борьба, холод, мебель, дорога, мост, дождь.
- Форму каких существительных не удалось изменить? Почему? Запишите их отдельно.
Устное выполнение упражнения 4 на стр.101.
- Поставьте имена существительные в форму единственного числа: глаза, ножницы, ножи, ботинки, шахматы, звуки, капли, грабли, цветы, куклы, санки, рисунки, догонялки, пельмени, овощи, мандарины, брюки, ладони, коньки.
- Форму каких существительных не удалось изменить? Почему?
- Какой можно сделать вывод? (Не все имена существительные изменяются по числам. Некоторые существительные могут употребляться только в единственном числе или только во множественном числе).
V. Физкультминутка.
Наклонилась сперва
Книзу наша голова. (наклон вперёд)
Вправо-влево мы с тобой
Покачаем головой. (наклоны в стороны)
Ручки за голову, вместе
Начинаем бег на месте. (имитация бега)
Уберём и я, и вы
Руки из-за головы.
VI. Закрепление изученного.
1.Подбери подписи к рисункам. (Слайд 11)
1) Кнопка, кнопка, кнопки, Кнопки.
2) лист, листы, лист, листья. (Слайд 12)
- Одинаково ли пишутся эти слова в ед.ч ? Одинаково ли звучат? Как называют такие слова? Всегда ли совпадает форма мн.ч у омонимов?
2. Назовите, что изображено на рисунках. При затрудении используйте слова для справок. (Работа с карточками)
1) (Слайд 13)
Слова для справок: лук, луковицы, луки, луковицы.
2) (Слайд 14)
Слова для справок: Петрушка, петрушка, Петрушки, веточка петрушки, веточки петрушки.
3. Работа в группах. (Слайд 15)
Запишите имена существительные, которые употребляются только во множественном числе и называют:
1 группа: игры;
2 группа: инструменты;
3 группа: еду;
4 группа: одежду.
VII. Рефлексия. Подведение итогов.
- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
- Что нового вы узнали на уроке? Достигли ли вы тех целей, которые были поставлены в начале урока?
- Закончите одним словом (слайд 16):
Сегодняшний урок – это…
Сегодня на уроке я …
VIII. Домашнее задание.
с.101 прочитать статью «Из истории языка», подготовить рассказ о происхождении слов нож и ножницы. (Слайды 17,18)