Урок русского языка 2 класс
Тема урока: Проверка парных согласных в корне слова.
Цель урока:
- развивать умение распознавать в корне парную согласную, которая
требует проверки, и проверять её путем подбора однокоренного
проверочного слова.
Задачи урока:
- учить проверять парные глухие и звонкие согласные в корне, сопоставлять
произношение и написание слов;
- повторить правописание слов с непроверяемой безударной гласной;
- совершенствовать каллиграфию письма;
- развивать навыки грамотного письма;
- создать условия по организации деятельности учащихся, направленных на
формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на
умение разрешать поставленные проблемы.
- учить аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.
УУД:
- формировать навыки самостоятельной работы, работы в парах.
- воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудниче-
ство.
Оборудование:
карточки, листы с пронумерованным алфавитом, учебник, тетрадь.
Ход урока.
Оргмомент, психологический настрой на урок.
Актуализация знаний.
Запись числа.
Минутка чистописания.
На доске: б, в, г, д, у, ж, з
- Начнём наш урок с минутки чистописания. Но сначала ответьте мне на несколько вопросов.
- Какая буква лишняя, почему? (у). Охарактеризуйте её. (Обозначает гласный звук, указывает на твёрдость согласного).
Из орфографического словаря выпишите слово на эту букву. Почему слово оказалось в словаре? (Ответы детей.)
- Как отличить гласные от согласных? Какие это согласные? (Парные) Сколько их пар в русском языке? (6). Запишите пары согласных/
Работа со словарными словами
Один обучающийся работает у доски, остальные на месте.
На доске: м. . тель, к. . пуста, мес. . ц, яг. . да, ж. . лтый, т. . пор, р. . бята, в. . р. . бей.
- Вставить пропущенную букву.
- Какие буквы вы вставляли? (Гласные.) Какие гласные? (Непроверяемые ударением.) Как убедиться в правильности написания слов с непроверяемыми гласными? (Проверить по орфографическому словарю.)
Введение нового словарного слова.
Отгадайте загадку:
В нас хозяин на охоту
Идёт тихонько по болоту.
Обувает нас на ноги,
Когда лужи на дороге.
(Сапоги)
Что это? (Сапоги). Как догадались? (Ответы детей).
- На какой слог падает ударение? В каком слоге можно проверить гласную? (Во втором: сапо'г). Какая гласная пишется в первом слоге? (Ответы детей.) Как узнать правильность написания слова? (По словарю).
Запись словарного слова, подбор родственных слов, выделение корней. Повторение правила: что такое родственные слова.
Физминутка.
Самоопределение к деятельности.
- Сапоги во множественном числе, а как это слово в единственном числе?.
Сапог (сапок).
- Может в слове пишется буква к? Докажите правильность своего ответа.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответы детей с пояснением). Правильно: « Проверка парной согласной».
Работа по теме урока. Вставьте пропущенную букву и подберите проверочное слово. (Самостоятельная работа обучающихся в тетрадях.)
- Внимание на доску: (на доске записаны слова)
… - сугро. . , , … - сне. . , … - лё. . , … - арбу. . , … - гара. . , … - пау. . .
- Как подбирали проверочное слово? ( Подбирали проверочное слово так, чтобы после парной согласной стояла гласная).
- Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды –
Будешь грамотным и ты.
- Продолжим работу над темой урока по учебнику упр. 38. (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. –М. : «Просвещение», 2011. ) (составить предложения, выделить грамматическую основу).
С. 18, упр. 29.
VI. Рефлексия.
Работа в парах.
- Расшифруй слово, подбери проверочное слово.
(У обучающихся листы с алфавитом, где буквы пронумерованы.
19, 21, 4, 18, 16 ( 2 или 17)
26, 1, 18 (3 или 22)
17, 16, 6, 9 (5 или 20)
13, 1, 15, 5, 29 (8 или 26)
(Сугроб, шарф, поезд, ландыш).
Фронтальная проверка выполнения задания. Аргументированные ответы детей о выборе парной согласной.
Подведение итогов урока.
- Как проверить правописание слов с парной согласной в корне слова?
- Какое задание оказалось трудным, а какое понравилось?
- Оцените свою работу на уроке.
- Домашнее задание: упражнение 31.