СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 5 класс "Простые и сложные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС) УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 5 класс "Простые и сложные предложения"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС) УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.

Учитель Стефашкина Татьяна Федоровна

Класс 5 А

Предмет русский язык

Тема урока Простые и сложные предложения.

Тип урока Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель урока: формировать навык распознавания простых и сложных предложений; определять границы частей в сложном предложении; различать виды сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности. Осознавать свои личные качества.

Предметные: Распознавать простые и сложные предложения; виды сложных предложений. Самостоятельно конструировать сложные предложения, составлять схемы.

Метапредметные:

Регулятивные: Формулировать тему, проблему урока. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Понимать и интегрировать информацию, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач. Группировать предложения по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование урока: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.


Ход урока

Этап урока

Цель этапа

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационный этап.

Задача учителя:

Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу.

Коллективная

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, если и вы друг другу рады, улыбнитесь! Пусть в нашем классе будет теплая и дружеская атмосфера!

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм.

Уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку (Л)


II.Мотивация учебной деятельности.


Включение учащихся в деятельность.

Фронтальная

Ребята, тему урока вы определите самостоятельно, но для начала вспомните:

- Какой раздел лингвистики мы изучаем?

- С помощью чего мы выражаем свои мысли?








А теперь давайте определим тему нашего урока: она состоит из трех слов, первые два слова – антонимы друг другу, вы их легко определите, когда правильно подберете синонимы к словам: легкий и трудный (на интерактивной доске появляются данные слова). Третье слово – средняя единица синтаксиса. Пожалуйста, самостоятельно запишите тему урока в тетрадь. Устно сформулируйте цели урока.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

(ожидаемые ответы:

- Мы изучаем раздел лингвистики, который называется «Синтаксис».

- Свои мысли можно выразить при помощи предложений)





Формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравнивают с формулировкой в учебнике. Записывают тему в тетрадь.

(ожидаемые ответы:

- Легкий – простой;

- Трудный – тяжелый, сложный.

- Тема урока: простое и сложное предложение / простые и сложные предложения) – на интерактивной доске появляется тема урока: «Простые и сложные предложения».

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи (П)

Отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли и обосновывать свою точку зрения (К)


Формулировать тему и проблему урока (Р)

III. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Актуализация знаний учащихся о предложении, видах предложения с последующим выходом на проблемную ситуацию урока.

Индивидуальная

Учитель раздает карточки с предложениями и схемами (карточка №1) каждому обучающемуся (см. приложение).

Работая по способу действия, записывают предложения с изученными орфограммами, соотносят их со схемами, самостоятельно строят схему предложения №2.

Осуществляют самопроверку.

Способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения учебных задач (П)

Осознавать недостаточность своих знаний (Р)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1. Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.




















2. Фиксация нового знания в речи.

Индивидуальный опрос, коллективная проверка




















Парная

1. Приглашает двух учеников к доске для представления своих работ, организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока:

- Какие знания вы применили для того, чтобы построить схему?

- Какую характеристику можно дать предложениям №1,3,4?

- Чем отличается предложение под №2?

- Итак, какое предложение называется сложным?

- Объясните постановку знака между частями сложного предложения.

2. – А сейчас, ребята, давайте разберем сложные предложения и сравним их между собой.

Учитель раздает карточки со сложными предложениями (карточка №2) (см. приложение), организует парную работу по анализу материала для наблюдений и формулировки нового материала урока.

- Обсудите в парах, на какие тематические группы вы разделили бы эти предложения?

- В чем их сходства и различия?

- Составьте таблицу.


Двое учеников чертят на интерактивной доске схемы, соотнесенные с предложениями (№1,3,4) и получившуюся схему к предложению №2.

Осуществляют самопроверку и взаимопроверку (по щелчку на доске появляются правильные варианты).

Слушают друг друга, обдумывают ответы на вопросы.

Перечисляют признаки простого предложения, признаки сложного предложения, постановку знаков препинания.





Слушают учителя.







Знакомятся с заданием, работают в парах,

анализируют, сравнивают, формулируют собственные мысли, делают вывод.







Под руководством учителя составляют таблицу: «Виды сложных предложений».

Находить и исправлять ошибки (Р)






Осуществлять самопроверку и взаимопроверку (К)

Анализировать, обобщать, делать выводы (П)



















Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий (Л)

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные решения, группировать предложения по самостоятельно (или с помощью учителя) выбранным основаниям (П,Р)

Физминутка.

Предупреждение общего утомления обучающихся, переключение их с умственной деятельности на физическую.

Коллективная

Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения с глаз.

Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз.


V. Первичная проверка понимания.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся.

Групповая

Учитель предлагает работу в малых группах, уточняет понимание задания, отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке.

- Сейчас вам для работы предлагается карточка №3 - задание данной карточки появляется на интерактивной доске (см. приложение), вы будете должны:

1-ый ряд – выписать только простые предложения;

2-ой ряд – сложные бессоюзные предложения;

3-ий ряд – сложные союзные предложения.

Знакомятся с заданием, самостоятельно составляют план работы над заданием, осуществляют взаимопроверку в группе.

Извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания (П)

Планируют (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану (Р)

Осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач (К)

Совершенствуют имеющиеся знания, умения (Л)

VI. Первичное закрепление.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.











Проверка и обсуждение работ обучающихся.


Групповая

- Ребята, вы познакомились с тремя видами сложных предложений. Теперь я предлагаю вам закрепить эти знания. Для этого мы разделимся на три команды, каждая команда получит задания. Задания выполняются на листочках, которые лежат у вас на краю стола (листочки с заданиями лежат на партах в начале урока). Затем каждая группа должна показать и объяснить выполнение своего задания (см. приложение: дифференцированные задания – 1 группа – (Уровень У-1) –базовый уровень; 2,3 группы – (Уровни У-2, У-3) –повышенной сложности).

В сотрудничестве выполняют задание в группах.














Каждая группа (ее представитель) представляет и объясняет выполнение своего задания.

Ребята обсуждают работы друг друга, находят и исправляют ошибки.



Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи (П)

Осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) (П)

Оценивают сою работу, исправляют и объясняют ошибки (Р)

Понимают, в чем значение знаний для человека (Л)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод (К)

VII. Рефлексия.

Обобщение полученных сведений, оценивание.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Коллективная

Организует рефлексию через подводящий диалог.

- Ребята, о чем мы говорили на уроке?

- Чему мы с вами научились?

- Какую проблему мы решали? - Как её решили?

- предлагаю сделать выводы урока в форме игры «Продолжи предложение» (на интерактивной доске поочередно появляются начальные фразы незаконченных предложений):

Простое предложение – это …

Сложное предложение – это…

Сложные предложения бывают…

Союзные сложные предложения делятся на...

Между частями СП ставится…

- Что следует доработать?

- Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня?

-Кому поставим сегодня отметки?

Отвечают на вопросы, (по желанию) подходят к доске и дописывают предложения, подводят итог работы.

В рабочей тетради ставят «+», если материал усвоен; «-» - если нет; «?» - если остались вопросы.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)

Оценивают содержание с нравственно-этической позиции (Л)

Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

VIII. Объяснение домашнего задания.

Закрепление материала, его усвоение

Фронтально

§46, упр.235; инд. задания: подготовить рассказ о сложном предложении с опорой на параграф учебника; написать миниатюру по рисункам упр.241(не менее 6 предложений).

Записывают задание в дневники, помечают нужное в учебнике.
















Приложение №1


Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Подберите к предложениям соответствующие схемы. К какому предложению вы не смогли подобрать ни одну из предложенных схем? Почему? Начертите схему самостоятельно.


  1. Н..ступила ноч.. в л..су.

[ - =]

  1. По ств..лам и суч..ям толстых д..ревьев п..стукива..т моро.., хлопьями осыпа..т?ся ле..кий серебряный иней.

[- =,=]


  1. Яркие зимние звезды ра..сыпались в темном высоком небе.

[= -, =]

  1. Там и тут стучит дятел, ищ..т себе корм.

[= -]





Карточка 2. Выпишите грамматические основы предложений вместе со словами, которые их связывают. Как называются эти слова?


1.Я проснулся и увидел, что лунная ночь побелела от мороза.

2. Солнце выглянуло из-за туч, и поле осветилось ярким светом.

3. Подул морозный ветер, надвинулись снеговые тучи.


В каком предложении нет связующего слова? Сделайте вывод о средствах связи частей сложного предложения.




Карточка 3. Из предложенных предложений выписать: 1 ряд – простые предложения; 2 ряд – сложные бессоюзные предложения; 3 ряд – сложные союзные предложения. Подчеркните грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания.


1.Зима еще хлопочет и на весну ворчит. 2.Северный ветер принес облака и в воздухе появились белые снежинки. 3.Снег под ногами совсем не скрипел на нем оставались следы от валенок. 4.Я прошел через ельник и вышел на свежую тропу. 5.Ночью ударил мороз и цветы к утру замерзли. 6.Лес тихий и молчаливый главные певцы его улетели.

Взаимопроверка.



Приложение №2

Дифференцированные задания

1 группа


- Выделите в предложениях грамматические основы.

- Расставьте знаки препинания, где они необходимы.

- Начертите схемы предложений.

- Дайте характеристику одному сложному предложению (по вашему выбору).


  1. Ле..кий в..терок проб..жал по саду и вскоре затих.

  2. Кончился дождь и выс..хли кап..льки в..ды на листьях.

  3. Дети см..трели вперед где качался огромный шар.

  4. Из-за г..ризонта появились тучи грянул гром.


2 группа


- Составьте предложение ( оно составляется и записывается постепенно, по мере выполнения задания):


  1. Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в И.п., ж.р., ед.ч.;

  2. Из предложения Ночью земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребив его в составленном предложении как подлежащее;

  3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;

  4. Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство.


- К полученному предложению добавьте второе и составьте

1) ССП

2) СПП


3 группа


Составьте предложения по теме: «Зима пришла в город», используя простые предложения и все виды сложных предложений (ССП, СПП, БСП).


Литература

  1. Богданова, Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 304 с. – ISBN 5-09-007061-X.

  2. Жердева, Л.А. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 5 класса. В помощь учителю [Текст] / Л.А. Жердева. – 6-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010. – 192 с.

  3. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС – МАИК «Наука / Интерпериодика», 2000. – 144 с.: ил. ISBN 5-7084-0160-5.

  4. Современные уроки в условиях реализации ФГОС общего образования (из опыта работы) : учебно-методическое пособие / под ред. Л. Н. Кондратенко, Т. Ю. Перовой. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2013. – 127 с.

  5. http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html Современные психолого-педагогические технологии обучения.

  6. http://www.uroki.net

  7. http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

  8. http://www.intergu.ru