Этап урока | Цель этапа | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Организационный этап. | Задача учителя: Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу. | Коллективная | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, если и вы друг другу рады, улыбнитесь! Пусть в нашем классе будет теплая и дружеская атмосфера! | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. | Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку (Л) |
II.Мотивация учебной деятельности. | Включение учащихся в деятельность. | Фронтальная | Ребята, тему урока вы определите самостоятельно, но для начала вспомните: - Какой раздел лингвистики мы изучаем? - С помощью чего мы выражаем свои мысли? А теперь давайте определим тему нашего урока: она состоит из трех слов, первые два слова – антонимы друг другу, вы их легко определите, когда правильно подберете синонимы к словам: легкий и трудный (на интерактивной доске появляются данные слова). Третье слово – средняя единица синтаксиса. Пожалуйста, самостоятельно запишите тему урока в тетрадь. Устно сформулируйте цели урока. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. (ожидаемые ответы: - Мы изучаем раздел лингвистики, который называется «Синтаксис». - Свои мысли можно выразить при помощи предложений) Формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравнивают с формулировкой в учебнике. Записывают тему в тетрадь. (ожидаемые ответы: - Легкий – простой; - Трудный – тяжелый, сложный. - Тема урока: простое и сложное предложение / простые и сложные предложения) – на интерактивной доске появляется тема урока: «Простые и сложные предложения». | Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи (П) Отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли и обосновывать свою точку зрения (К) Формулировать тему и проблему урока (Р) |
III. Актуализация знаний. Проблемная ситуация. | Актуализация знаний учащихся о предложении, видах предложения с последующим выходом на проблемную ситуацию урока. | Индивидуальная | Учитель раздает карточки с предложениями и схемами (карточка №1) каждому обучающемуся (см. приложение). | Работая по способу действия, записывают предложения с изученными орфограммами, соотносят их со схемами, самостоятельно строят схему предложения №2. Осуществляют самопроверку. | Способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения учебных задач (П) Осознавать недостаточность своих знаний (Р) |
IV. Первичное усвоение новых знаний. | 1. Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. 2. Фиксация нового знания в речи. | Индивидуальный опрос, коллективная проверка Парная | 1. Приглашает двух учеников к доске для представления своих работ, организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока: - Какие знания вы применили для того, чтобы построить схему? - Какую характеристику можно дать предложениям №1,3,4? - Чем отличается предложение под №2? - Итак, какое предложение называется сложным? - Объясните постановку знака между частями сложного предложения. 2. – А сейчас, ребята, давайте разберем сложные предложения и сравним их между собой. Учитель раздает карточки со сложными предложениями (карточка №2) (см. приложение), организует парную работу по анализу материала для наблюдений и формулировки нового материала урока. - Обсудите в парах, на какие тематические группы вы разделили бы эти предложения? - В чем их сходства и различия? - Составьте таблицу. | Двое учеников чертят на интерактивной доске схемы, соотнесенные с предложениями (№1,3,4) и получившуюся схему к предложению №2. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку (по щелчку на доске появляются правильные варианты). Слушают друг друга, обдумывают ответы на вопросы. Перечисляют признаки простого предложения, признаки сложного предложения, постановку знаков препинания. Слушают учителя. Знакомятся с заданием, работают в парах, анализируют, сравнивают, формулируют собственные мысли, делают вывод. Под руководством учителя составляют таблицу: «Виды сложных предложений». | Находить и исправлять ошибки (Р) Осуществлять самопроверку и взаимопроверку (К) Анализировать, обобщать, делать выводы (П) Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий (Л) Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные решения, группировать предложения по самостоятельно (или с помощью учителя) выбранным основаниям (П,Р) |
Физминутка. | Предупреждение общего утомления обучающихся, переключение их с умственной деятельности на физическую. | Коллективная | Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения с глаз. | Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз. | |
V. Первичная проверка понимания. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. | Групповая | Учитель предлагает работу в малых группах, уточняет понимание задания, отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. - Сейчас вам для работы предлагается карточка №3 - задание данной карточки появляется на интерактивной доске (см. приложение), вы будете должны: 1-ый ряд – выписать только простые предложения; 2-ой ряд – сложные бессоюзные предложения; 3-ий ряд – сложные союзные предложения. | Знакомятся с заданием, самостоятельно составляют план работы над заданием, осуществляют взаимопроверку в группе. | Извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания (П) Планируют (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану (Р) Осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач (К) Совершенствуют имеющиеся знания, умения (Л) |
VI. Первичное закрепление. | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка и обсуждение работ обучающихся. | Групповая | - Ребята, вы познакомились с тремя видами сложных предложений. Теперь я предлагаю вам закрепить эти знания. Для этого мы разделимся на три команды, каждая команда получит задания. Задания выполняются на листочках, которые лежат у вас на краю стола (листочки с заданиями лежат на партах в начале урока). Затем каждая группа должна показать и объяснить выполнение своего задания (см. приложение: дифференцированные задания – 1 группа – (Уровень У-1) –базовый уровень; 2,3 группы – (Уровни У-2, У-3) –повышенной сложности). | В сотрудничестве выполняют задание в группах. Каждая группа (ее представитель) представляет и объясняет выполнение своего задания. Ребята обсуждают работы друг друга, находят и исправляют ошибки. | Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи (П) Осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) (П) Оценивают сою работу, исправляют и объясняют ошибки (Р) Понимают, в чем значение знаний для человека (Л) Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод (К) |
VII. Рефлексия. | Обобщение полученных сведений, оценивание. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников. | Коллективная | Организует рефлексию через подводящий диалог. - Ребята, о чем мы говорили на уроке? - Чему мы с вами научились? - Какую проблему мы решали? - Как её решили? - предлагаю сделать выводы урока в форме игры «Продолжи предложение» (на интерактивной доске поочередно появляются начальные фразы незаконченных предложений): Простое предложение – это … Сложное предложение – это… Сложные предложения бывают… Союзные сложные предложения делятся на... Между частями СП ставится… - Что следует доработать? - Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? -Кому поставим сегодня отметки? | Отвечают на вопросы, (по желанию) подходят к доске и дописывают предложения, подводят итог работы. В рабочей тетради ставят «+», если материал усвоен; «-» - если нет; «?» - если остались вопросы. | Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р) Оценивают содержание с нравственно-этической позиции (Л) Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
VIII. Объяснение домашнего задания. | Закрепление материала, его усвоение | Фронтально | §46, упр.235; инд. задания: подготовить рассказ о сложном предложении с опорой на параграф учебника; написать миниатюру по рисункам упр.241(не менее 6 предложений). | Записывают задание в дневники, помечают нужное в учебнике. | |
1.Я проснулся и увидел, что лунная ночь побелела от мороза.
2. Солнце выглянуло из-за туч, и поле осветилось ярким светом.
3. Подул морозный ветер, надвинулись снеговые тучи.
В каком предложении нет связующего слова? Сделайте вывод о средствах связи частей сложного предложения.
1.Зима еще хлопочет и на весну ворчит. 2.Северный ветер принес облака и в воздухе появились белые снежинки. 3.Снег под ногами совсем не скрипел на нем оставались следы от валенок. 4.Я прошел через ельник и вышел на свежую тропу. 5.Ночью ударил мороз и цветы к утру замерзли. 6.Лес тихий и молчаливый главные певцы его улетели.
- Выделите в предложениях грамматические основы.
- Расставьте знаки препинания, где они необходимы.
- Начертите схемы предложений.
- Дайте характеристику одному сложному предложению (по вашему выбору).
- Составьте предложение ( оно составляется и записывается постепенно, по мере выполнения задания):
Составьте предложения по теме: «Зима пришла в город», используя простые предложения и все виды сложных предложений (ССП, СПП, БСП).