Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Фразеологизмы"»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Фразеологизмы.
Цель: закрепить и углубить знания шестиклассников о фразеологизмах; выработать у них умение находить их в тексте, использовать в речи; развивать связную речь школьников, обогащая их фразеологизмами; прививать им эстетический вкус и воспитывать культуру речи детей.
Оборудование: учебник, фразеологические словари, слайды «Фразеологизмы русского языка».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Различны эпохи, породившие пословицы.
необозримо многообразие человеческих отношений,
которые запечатлелись в чеканных народных
изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли
до нас в этих сгустках разума и знания жизни
радость и страдания людские, смех и слезы
любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда
честность и обман, трудолюбие и лень, красота
истин и уродство предрассудков.
( М. Шолохов ).
Организационный момент. ( 2 мин.)
Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление темы и цели урока.
Слово учителя: « Хорошо язык подвешен», - это о людях, которые говорят без сучка и без задоринки, красиво. И чтобы у каждого из вас язык не заплетался, мы продолжим работу над фразеологизмами и таким образом, обогащать свою речь.
Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Теоретический тест в беседе с учениками.
- Что изучает фразеология?
- Что такое фразеологизмы? Вспомните синонимы этого термина. Назовите основные признаки фразеологизма.
- Чем фразеологизм отличается от свободного сочетания слов?
- Какие способы использования фразеологизмов в художественной речи вы знаете?
2. Проверка домашнего задания_____________________________
3.Прочтите эпиграф к уроку. Прокомментируйте его.
Восприятие и усвоение учебного материала.
Выполнение заданий.
Задание 1 «Угадай с ( одного-двух-трех) раз.
Мы взяли по три пословицы, в каждой из которых есть одно и то же слово. Потом вырезали из них это слово, а вместо него поставили местоимение. Так получилась задача: нужно определить, какое слово изначально жило в пословице.
1) 1. Он плохо подвешен.
2. Он чешется.
3. Он без костей.
2) 1. Она путеводная.
2.Она ариаднина.
3. Шито ими белыми.
3) 1.Ум не в ней, а в голове.
2. Дом вести – не ею трясти.
3. Она в честь, а усы и у кошки есть.
4) 1. Не будь его, не стало б и греха.
2. Где он, там и обида.
3. Дураку он не писан.
5) 1.Бритва скребет, а оно режет.
2. Худое оно доведет до дела.
3. Из песни его не выкинешь.
( Ответы: 1 Язык, 2 Нить, 3Борода, 4 Закон, 5 Слово.)
Задание 2 « Отвечай головой».
Понимать заголовок следует буквально. В этом задании всякий раз нужно находить ответы – фразеологические обороты именно со словом голова. А их – устойчивых выражений с этим словом – в русском языке ни много ни мало – целых 116! Например, что говорят в том случае, если человек усиленно думает, решая проблему? Говорят, что он «ломает голову». А что говорят в том случае, если он …
1. … очень умный?
2. … очень глупый?
3. … легкомыслен, несерьезен?
4. … упрям, не понимает?
5. … отдается чему-то полностью?
( Ответы: 1. Светлая голова. 2. Без царя в голове. 3. Ветер в голове. 4.Хоть кол на голове чеши. 5.Окунается с головой.)
Задание 3 «Крылатые выражения»
Что мы говорим в случае, когда...
1. …осетины говорят: «Нет такого человека, который хотя бы раз не поскользнулся на льду?»
2. …англичане говорят: «Среди слепых одноглазый - король»?
3. …немцы говорят: «Тухлое яйцо портит всю кашу»?
4. …англичане говорят: «Слишком много поваров портят бульон»?
( Ответы: 1. «И на старуху бывает проруха». 2. «На безрыбье и рак рыба». 3. «Паршивая овца все стадо портит». 4. « У семи нянек дитя без глаза»).
Задание 4 «Лингвистические навыки»
Прочитайте стихотворение. Найдите и выпишите фразеологизмы, объясните их смысл.
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь,
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
( С. Маршак)
Задание 5 «Собери пару».
К нарицательным существительным первого столбца надо найти имя собственное из второго столбца, которое само или прилагательное от которого в сочетании с определяемым нарицательным существительным образует фразеологизм. Объясните их значение и запиши.
1 | Пята | А | Гордиев |
2 | Узел | Б | Демьянова |
3 | Уха | В | Ахиллесова |
4 | Верста | Г | Коломенская |
(Ответы: 1В, 2А, 3Б, 4Г)
Задание 6 «Свяжем два слова».
В первом издании «Фразеологического словаря русского языка» под редакцией А. И. Молоткова насчитывается 4000 фразеологизмов. Многие из них имеют синонимы: в одном и том же случае, например, когда человек ведет пустые разговоры, можно сказать, что он точит лясы, а можно – что он чешет язык. Попробуйте ответить на вопросы, вспомнив выражения с одинаковым смыслом. 1. Что моет тот, кто чешет языки?
2. С гулькин нос – это сколько всего?
3.Где находится душа, когда шевелятся волосы?
4. Во что одет тот, кто родился под счастливой звездой?
5. Что на губах не обсохло у того, у кого нос не дорос?
( Ответы: 1. Кости. 2. Всего ничего. 3. В пятках. 4. В сорочку. 5. Молоко) .
Задание 7 . Работа в группах.
Запишите как можно больше фразеологизмов с данным словом.
1-я группа - голова.
2-я группа – нос.
3-я группа – глаза.
Домашнее задание.
Выучить теоретический материал по теме: «Фразеология».
Выполнить задания по вариантам: 1в- выписать из фразеологического словаря 5 фразеологизмов с их значением, 2в- составить 5 предложений с фразеологизмами.
Итог урока.
Закончите предложение: «Сегодня нового и интересного на уроке я узнал (-а).