Тема: «Гласные О-Е после шипящих в корне слова».
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изученикм отдельных предметов» города Старый Оскол Белгородской области
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Тема и номер урока в теме: «Гласные О-Е после шипящих в корне», 1.
Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (Алгоритм успеха) под редакцией А.Д.Шмелева. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 год.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Гласные О-Е после шипящих в корне слова».
- обучающие: научить обучающихся грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
- воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно, воспитывать любовь к родному языку.
- предметные: знание правила написания О-Е после шипящих в корне слова, умение применять изученное правило на письме;
- метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально;
- личностные: осознание ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, ЭОР, используемые на уроке, интерактивная доска.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат | Время (в мин.) |
1. | Организационный момент | Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности | Приветствуют учителя | Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. | 1 мин. |
2. | Повторение предыдущего материала | Предлагает выполнить орфоэпическую разминку (правильно расставить ударение в отгаданных словах) А) На Бахче у нас растет, Как разрежешь, сок течет. Свеж и сладок он на вкус. Называется (арбуз) Б) Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный (каталог). В) Много вкусного в саду У нашей тети Фёклы: И малина, и клубника, И, конечно, (свёкла). | Отгадывают загадки, правильно расставляют ударение в словах. | Повторение усвоения ранее изученной темы, актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы. | 3 мин. |
3. | Проверка домашнего задания | Определение уровня усвоения материала предыдущей темы | Учащиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему заданию | Выясняется степень усвоения ранее изученного материала | 3 мин. |
4. | Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся. Актуализация знаний | Определение темы урока, постановка цели, осознание и принятие ее учащимися. Слово учителя: - Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа. А о чем пойдет речь, вы сумеете сами определить, послушав одну сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. - А какие шипящие согласные вы знаете? (ж, ш, щ, ч) Что мы еще о них знаем? (ж и ш–всегда твердые, ч и щ – всегда мягкие) С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Е! То свеем буквам подавай Е. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Е. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О правописании букв О и Е после шипящих) - Давайте запишем в тетради число, классная работа, тема урока (1 слайд) и сформулируем цель нашего урока (слайд 2) | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, делают выводы и самостоятельно формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь, формулируют цель урока | Самостоятельно определять тему и цель урока. | 5 мин. |
| | Задание: рассмотреть таблицу и сделать вывод о написании гласных О-Е после шипящих в корне (слайд 3), проверить правильность вывода (слайд 4) | Рассматривают слайд и пытаются самостоятельно сформулировать правило, проверяют по слайду правильность выводов | Подтверждение правильности выводов. Положительная мотивация | 5 мин. |
5. | Закрепление изученного материала | 1. Работа со словами-исключениями. - Для того, чтобы легче запомнить слова-исключения, придумали вот такое веселое стихотворение (на доске). Давайте запишем себе это четверостишье в тетрадь. Шоколад, шофер, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба. 2. Словарная работа. -Объясните значение выделенных слов, проверьте себя (слайд 7) | Читают текст, записывают его к себе в тетрадь, объясняют значение выделенных слов, проверяют правильность своих ответов | | 5 мин. |
6. | Физминутка | Предлагает упражнение для снятия напряжения. - Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдемся по дорожке. Но дорожка не простая – Нас от парт не отпускает. Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок-другой. Покачаю головой. Пальцы ставим мы к плечам, Руки будем мы вращать. Круг вперед, Другой – вперед, А потом наоборот. Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. | Ценностное отношение к здоровому образу жизни. Охрана здоровья, развитие двигательной активности, положительный эмоциональный фон для продолжения работы | 3 мин. |
7. | Закрепление знаний | - Выполните задание, предложенное вам на 5 слайде (подобрать к данным проверочным словам проверяемые) - Выполните работу по электронному рабочему модулю | Подбирают проверяемые слова, записывают их в тетрадь | Успешно выполненные задания | 5 мин. |
8. | Первичный контроль знаний | -Выполните тест, предложенный на 6 слайде | Выполняют самостоятельно тест. | Успешно выполненные задания | 3 мин. |
9. | Оценивание учащихся. Рефлексия | Учитель настраивает учащихся на оценивание работы одноклассников - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли ее достичь? - Каким образом? - Где можно применить новые знания? -Дополните фразы: Я узнал… В ходе работы удалось научиться… Порадовался тому, что… | Комментируют работу своих одноклассников на уроке. Высказывают собственные мнения об уроке | Осознание работы одноклассников и каждого этапа урока | 4 мин. |
10. | Домашнее задание | - Для того, чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание. П.13 (стр.274), правило выучить. 1 уровень: Упр.89 (по учебнику); 2 уровень: записать 3-4 пословицы, в которых есть слова с изученной на уроке орфограммой; 3 уровень: составить небольшой текст (5-6 предложений), в котором встречаются слова с изученной на уроке орфограммой (тема произвольная) | Задают вопросы по домашнему заданию (если они есть) и записывают его в дневник | Способность выбрать домашнее задание по своему уровню, соизмеряя собственные возможности | 3 мин. |