Тема: Части речи. Морфологические признаки частей речи.
Цели: обобщить знания об изученных частях речи, развивать умение различать части речи и определять их признаки.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
Формируемые УДД:
Познавательные УДД:
Выделять и формулировать познавательные цели;
Анализировать, сравнивать, аргументировано отвечать на поставленные вопросы;
Искать и выделять необходимую информацию о частях речи.
Регулятивные УДД:
Коммуникативные УДД:
Сотрудничать с учителем и сверстниками;
Контролировать, оценивать и корректировать свою учебную деятельность и одноклассников.
Личностные УДД:
Ход урока
Оргмомент.
Орфографическая минутка.
и а а и и
с стрёнка хл почет в лнистый в с льчак
е о о е е
е е а е
обл денелый изв щение просл влять осв щение
и и о и
е я
т нистая объ снил
и е
Словарная работа. Актуализация знаний. СЛАЙД №2.
Словарная работа.
–Прочитайте. Дайте характеристику орфограммам. Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
В.кзал, б.гаж, п.сс.жирский, г.р.зонт, ж.лтый, уж.нать, х.зяйственный, пр.красный, . бедал, ш.фёр, завтр.кать, р.сует.
Самопроверка. СЛАЙД №3.
Вокзал, багаж, пассажирский, горизонт, жёлтый, ужинать, хозяйственный, прекрасный, обедал, шофёр, завтракать, рисует.
Актуализация знаний. СЛАЙД №4.
–Подумайте и скажите, на какие группы можно разделить данные слова?
–По какому принципу группировали слова? (признаки, общие для каждой группы)
d)Запись нового словарного слова. СЛАЙД №5.
Двенадцать.
–Какой частью речи является записанное слово?
Самоопределение к деятельности.
–Как вы думаете, какова цель нашего урока? (вспомнить, какие части речи знаем)
–Определите тему урока. СЛАЙД №6. + на доске написано заранее
(объясняю, что такое морфологические признаки, от слова «морфология»)
Зарядка для глаз. (на усмотрение учителя)
Работа по теме урока.
Работа по учебнику, с. 67
–Прочитайте материал рубрики «Вспомните».
– На какие две большие группы можно разделить слова русского языка? (карточки с названиями закрепляю на доске)
–Выполним упр. 111, с. 67
–Назовите сказку, отрывок из которой вы прочитали; автора сказки.
–К каким частям речи относятся выделенные слова – к самостоятельным или служебным? Докажите. (сам. – отвечают на вопрос и имеют определённое значение)
–Прочитайте предложение без служебных слов.
–Какой вывод сделаем? Для чего нужны служебные части речи?
(Для связи слов в предложении и словосочетании)
– Выполните упражнение письменно.
Взаимопроверка. СЛАЙД №7.
Оценивание:
!-всё верно;
+ -есть ошибки, но в целом верно;
- -много ошибок.
Физпауза.
–Называю самостоятельные части речи – выполняем наклоны; служебные – приседание.
Наклон влево – сущ., вправо – прил., вперёд – глагол, назад –числительное.
– Дорога, серьёзная, скакать, двенадцать, в, на, птица, бескрайний, улыбнулись, четырнадцать, и, а, но.
Продолжение работы по теме урока. Работа в группах.
–Откройте учебник на с.68. Пользуясь таблицей, составьте рассказ о части речи, приведите примеры. Работать будете в группах. (распределение по группам; раздаю карточки с названием части речи, в которых выполняют работу; проверка по цепочке: каждая группа рассказывает об одной части речи)
Составление алгоритма определения части речи.
СЛАЙД №8.
На путях я вижу сорок резво скачущих сорок.
Снежное покрывало всю землю покрывало.
Не три руками глаза! На грядке выросли три тыквы.
–Прочитайте предложения. Обратите внимание на выделенные слова.
–Как вы думаете, какой частью речи являются выделенные слова?
–Составим алгоритм определения части речи. СЛАЙД №9.
–Продолжите: для того, чтобы определить часть речи, надо:
Поставить вопрос к данному слову.
Определить, что обозначает (предмет, признак предмета, действие предмета и т.д.)
Определить часть речи.
(Вывешиваю памятку на доске)
Письмо под диктовку. (1 ученик у доски)
–Запишите предложение под диктовку.
–Объясните постановку знака препинания.
–Укажите части речи.
Рефлексия. СЛАЙДЫ №10, №11
Карточка №1. (На «4» и «5»)
Укажите части речи выделенных слов.
В полях, некошеных косой,
Всё утро дождик шёл косой.
Дочь грома – капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.
Карточка №2. (на «3»)
Указать части речи.
Берёзки надели золотые платья. Зарумянились клён и рябина.
–Оцените свою работу. СЛАЙД №10.
Оценивание:
!-всё верно;
+ -есть ошибки, но в целом верно;
- -много ошибок.
–Продолжите предложение. СЛАЙД №11.
–Что показалось трудным?
–Какое задание было самым интересным?
Подведение итогов урока.
–На какие две большие группы можно разделить слова русского языка?
–Какую роль в языке выполняют служебные части речи?
–Как определить, к какой части речи относится слово?
–Приведите примеры самостоятельных частей речи.
Дом. задание.
– с. 68, таблица, упр. 114 (указать части речи)