Конспект
открытого урока русского языка,
данного учителем начальных классов
Коваленко Ириной Александровной
по программе «Школа России»
/ 3 класс /
Тема: «Имя прилагательное, его роль в речи»
УУД:
его ролью в речи.
Развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными;
Развитие речевой культуры, умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
Обогащение словарного запаса.
Оборудование:
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»
(Русский язык, 3 класс);
презентация к уроку;
офтальмотренажер.
I. Организационный момент. Дыхательная гимнастика. (здоровьесберегающая технология)
II. Подготовительный этап.
На доске солнышко с лучами: аккуратность, трудолюбие, лень, внимательность, дружелюбие, невнимательность, небрежность.
- Наступила весна, в окошко заглянуло солнышко, но посмотрите, все ли его лучи нам подходят? Какие лучики мы оставим?
(личностно- ориентированная технология)
- Ну вот, теперь солнышко засветило ярко, выплыло на небо и…. (слайд №2, урок 10 «Уроки Кирилла и Мефодия»). (ИКТ)
Учитель читает текст.
- Расставьте вопросы над словами (выходят по одному)
- Как называется часть речи, отвечающая на эти вопросы? (Имя прилагательное).
(технология проблемного обучения – задания с ситуацией предположения)
- Правильно (слайд№1 презентации к уроку - тема урока). Это тема нашего урока. 
Сегодня мы будем изучать имя прилагательное и понаблюдаем, какую роль оно играет в нашей речи.
III. Основной этап.
Начнем с чистописания (слайд №2 презентации к уроку - слоги для чистописания)
(ИКТ)

(На обратной стороне доски эти слова написаны заранее)
- Какие из данных слов являются прилагательными? (Солнечный, прекрасный)
- Почему в слове прекрасный приставка пре-, ведь эта приставка пишется с буквой и?
(технология проблемного обучения –задание с ситуацией конфликта)
- Напишем эти слова красиво, но сначала подготовим пальчики к письму
Пальчиковая гимнастика (пальчики приветствуют друг друга)
(здоровьесберегающая технология, элемент тренинговой технологии)
2) Какое существительное подойдет к словам «прекрасный, солнечный»?
(День, денек)
- Слова «прекрасный, солнечный» придают эмоциональную окраску слову «день», подчеркивают определенные признаки. Такие слова в русском языке называются «эпитеты» и служат для украшения речи, для большей ее выразительности и образности.
3) Откройте учебники на стр. 101 №1.
- Прочитайте слова А.Н. Толстого о русском языке.
-Закончите фразу, начатую в образце, используя прилагательные из упражнения №1. (устно)
4) А теперь я попрошу вас отгадать загадку.
Учитель читает №2 на с.101 учебника
- Когда это бывает? (Весной)
- Какие признаки вам помогли догадаться, что это весна?
- На самом деле это не загадка, а отрывок из стихотворения А.Н. Толстого.
Он напечатан у вас в учебниках на стр. 101 в №2.
-На какие вопросы отвечают выделенные слова? Какой частью речи являются?
Физкультминутка (танец)
(здоровьесберегающая технология)
-Подберите прилагательные к этому танцу.
5) – Выполняем №3 на стр. 102.
(технология педагогики сотрудничества, интерактивные технологии)
- объясните орфограммы; (можно выборочно)
- подберите к слову береза прилагательное, подходящее по смыслу, наиболее характерное для березы. Запишите словосочетание по образцу на доске:
Береза (какая?) белоствольная (вопрос напечатан на карточке).
Аналогичная работа со словами соловей, метро
- Почему вопросы получились разные? Правильно. Прилагательное связано с существительным не только по смыслу, но и по форме.
6) Работа в группах на карточках №1.
(групповая технологи), технология дифференцированного обучения, ИКТ)
1 группа – вставить подходящие по смыслу имена прилагательные
(мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», урок 10, тема 3)
2 группа – вставить подходящие по смыслу имена прилагательные
(мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», урок 10, тема 4)
3 группа – подчеркнуть в тексте словосочетания «прил. +сущ.»
(мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», урок 10, тема 5)
7) Проверка работы – на мультимедийной доске (один ученик от группы)
Оценка хлопками (если правильно – хлопок, нет – поднятая рука)
Офтальмотренажер
(здоровьесберегающая технология)
8) Прочитайте текст на доске.
Побежали…….ручьи. На ветках деревьев проклюнулись……почки. В лесу появились ……ландыши. Запели…….. птицы. Зазвенела…… капель. Даже в ………берлогу пришла весна.
- Вставьте в текст карточек №2 подходящие прилагательные.
(технология развития речи)
- А теперь обсудите свои варианты и наиболее удачный напишите на желтом листе.
(групповая технология)
Карточки выставляются в текст на доске.
- Как в русском языке называются слова, которые мы вставили? (прилагательные).
-Докажите это, задав вопрос к этим словам.
- Какой вопрос отличается? (чья?)
- Почему считаете прилагательным? (это признак предмета, значит – прилагательное).
- Правильно. Прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Чей?
(Вывешиваются карточки с вопросами Чей? Чья и т.д.)
-А теперь прочтем новый текст. Какой вам больше понравился?
Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее более точной.
IV. Подведение итогов.
(ИКТ)
- Давайте обобщим все то, что мы теперь знаем о прилагательном.
( Слайд №5 презентации к уроку – обобщение по имени прилагательному)

V. Рефлексия. Вы сегодня хорошо поработали, солнышко засияло еще ярче. Это все потому, что вы……молодцы!
(технология педагогики сотрудничества)
Слайды № 6, 7

КАРТОЧКА № 1
Подбери подходящие прилагательные
Малина (вкус) - _____________________________
Заяц (размер) - _______________________________
Сахар (цвет) - ________________________________
Помидор (цвет) - _____________________________
Перец (вкус) - ________________________________
Сирень (запах) - ______________________________
Медведь (величина) - __________________________
Брюки (цвет) - ______________________________
Слова для справок: большой, сладкая, белый, горький, черные, маленький,
красный, душистая.
КАРТОЧКА № 1
Подбери подходящие прилагательные
Малина (вкус) - _____________________________
Заяц (размер) - _______________________________
Сахар (цвет) - ________________________________
Помидор (цвет) - _____________________________
Перец (вкус) - ________________________________
Сирень (запах) - ______________________________
Медведь (величина) - __________________________
Брюки (цвет) - ______________________________
Слова для справок: большой, сладкая, белый, горький, черные, маленький,
красный, душистая.
КАРТОЧКА № 1
Вставь пропущенные прилагательные.
Художник нарисовал новогодний натюрморт:
________________________________ ветка елки,
_________________ и __________________яблоки,
_________________ _________________апельсины,
____________________свечка,
____________________ __________________ игрушки.
Слова для справок: оранжевый, ёлочные, витая, спелый, блестящие, жёлтые, зелёные, пушистая.
КАРТОЧКА № 1
Подчеркни в тексте словосочетания.
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной
КАРТОЧКА № 2
ТЕСТ
Что такое имя прилагательное?
а) член предложения;
б) часть речи.
Что обозначает?
а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) предмет.
___________________________________________________________________
КАРТОЧКА № 2
ТЕСТ
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
а) что делает? что сделает?
б) какой? чей?
в) кто? что?
КАРТОЧКА № 2
ТЕСТ
Каким членом предложения является?
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) определением.
Какую роль играет в речи?
а) делает речь образной, эмоциональной;
б) обедняет нашу речь;
в) никакой роли не играет.
_______________________________________________________________
Карточка №2
Побежали……………………..….ручьи. На ветках деревьев
проклюнулись……………………….…почки.
___________________________________________________________
Карточка №2
В лесу появились ……………….………ландыши.
Запели……………..…….. птицы.
Карточка №2
Зазвенела………………… капель.
Даже в ………………..……берлогу пришла весна.
___________________________________________________________
Карточка №2
Побежали……………………..….ручьи. На ветках деревьев
проклюнулись……………………….…почки.
___________________________________________________________
Карточка №2
В лесу появились ……………….………ландыши.
Запели……………..…….. птицы.
Карточка №2
Зазвенела………………… капель.
Даже в ………………..……берлогу пришла весна.
Карточка №2
Побежали……………………..….ручьи. На ветках деревьев
проклюнулись……………………….…почки.
___________________________________________________________
Карточка №2
В лесу появились ……………….………ландыши.
Запели……………..…….. птицы.
Карточка №2
Зазвенела………………… капель.
Даже в ………………..……берлогу пришла весна.
Самоанализ
урока русского языка,
данного учителем начальных классов
Коваленко Ириной Александровной
/ 3 класс /
Тема: «Имя прилагательное, его роль в речи»
Данный урок был проведен в 3 «Б» классе. По уровню овладения программным материалом класс делится на 3 группы: с низким, средним и высоким уровнями усвоения знаний. Поэтому работа на уроке была построена исходя из данного разделения.
Материал урока соответствует программным знаниям и умениям. Тема урока является первой в разделе курса «Русский язык. 3 класс», но десятой во всем курсе «Русского языка» в начальной школе и опирается на знания, полученные учащимися в 1 ,2 классах.
Тема урока является «преддверием» изучения имени прилагательного как части речи, подводит к понятиям числа, рода, падежа имен прилагательных. В материале урока прослеживаются межпредметные связи с окружающим миром, литературным чтением.
Основной целью урока являлось познакомить учащихся с обобщенным понятием «Имя прилагательное», его ролью в речи. Моей задачей было научить детей распознавать имена прилагательные в тексте, уметь правильно и грамотно употреблять их в устной и письменной речи.
Мной был выбран урок применения знаний и умений, т.к. учащиеся уже знакомы с прилагательным. Мотивация выбора: урок осуществляет углубление, прочность и системность знаний и умений.
На уроке мной были использованы различные методы обучения: наглядный, словесный, словесно – объяснительный, обобщающий, методы самостоятельной и групповой работы, элементы метода опережающего обучения; были применены такие формы обучения как общеклассная, фронтальная, коллективно –индивидуальная, групповая, дифференцированная .
Урок был проведен с помощью различных педагогических технологий, таких как здоровьесберегающие, проблемная технология (задания с ситуацией конфликта, с ситуацией предположения), информационно – коммуникативная, личностно – ориентированная(дифференцированная работа, педагогика сотрудничества).
Все это способствовало достижению целей урока: учащиеся усвоили обобщенное понятие «Имя прилагательное», что подтвердилось формулировкой итога урока; научились употреблять прилагательные в речи, что подтвердилось этапом применения полученных знаний (задание – вставить прилагательные в текст); закрепили умение находить имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с существительными, обогатили словарный запас.
На мой взгляд, на уроке были использованы воспитательные возможности: и такие как привитие интереса к предмету, гордость за наш язык, и такие как дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, старательность, аккуратность, трудолюбие.
Я считаю, что мне, как учителю, удалось на необходимом уровне решить поставленные задачи и избежать при этом перегрузки учащихся с помощью разнообразных методов, форм обучения и применения различных педагогических технологий. На мой взгляд, урок получился обучающим, воспитывающим, интересным для ребят.
Главные этапы урока русского языка
(технологическая карта)
Тема: «Имя прилагательное, его роль в речи»
(3 класс)
Этап урока | Цели и задачи этапа | Методы обучения | Формы обучения | Применение пед. технологий |
Организационный момент | Включение в деловой ритм. Подготовка к работе. Положительный эмоциональный настрой. | Устная установка учителя. | Общеклассная | Личностно –ориентированная технология. Здоровье сберегающая технология. |
Подготовительный этап. | Актуализация знаний. Формирование познавательных мотивов. | Наглядный,частично – поисковый, словесный. | Общеклассная | ИКТ, проблемная технология (задание с ситуацией предположения) |
Основной этап. 1.Чистописание. Пальчиковая гимнастика. | Активизация знаний учащихся, необходимых для усвоения нового материала. Проверка ранее полученных знаний. Развитие моторики мелких мышц, подготовка руки к письму. | Метод работы с деформированным текстом, наглядный, словесный | Сочетание общеклассной и индивидуальной | Технология проблемного обучения (задания с ситуацией конфликта), Здоровье сберегающая технология. Элементы тренинговых технологий. |
Основной этап. 2.Работа с учебником 3.Физкультминутка. 4.Работа на доске. 5.Работа в группе на карточках. 6.Взаимопроверка на мультимедийной доске. 7.Офтальмотренажер. 8.Применение полученных знаний. Развитие речи. | Развитие умения обобщать ранее полученные знания. Формирование умения применять эти знания при выполнении заданий. Развитие речевой культуры. Воспитание гордости за свой родной язык. Привитие интереса к предмету. Развитие умения работать в коллективе. | Словесно – объяснительный, частично – поисковый, наглядный, элементы лингвистической игры, метод работы с книгой, на доске, на интерактивной доске. | Фронтальная, групповая дифференцированная, самостоятельная работа, взаимопроверка. | ИКТ. Здоровьесберегающие технологии. Технология проблемного обучения (задания с ситуацией конфликта, с ситуацией предположения). Интерактивные технологии (сотрудничество учитель – ученик, ученик – ученик; стратегия конкурирования). Групповая технология. Элементы тренинговых технологий. Технология дифференцированного обучения. Технология развития речи. |
Подведение итогов | Выявление уровня усвоения знаний. | Словесный, наглядный. | Фронтальная | ИКТ. Личностно – ориентированная (педагогика сотрудничества – положительная оценка работы детей) |