СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Имя прилагательное, его роль в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка с презентацией

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное, его роль в речи»

Конспект

открытого урока русского языка,

данного учителем начальных классов

Коваленко Ириной Александровной

по программе «Школа России»

/ 3 класс /


Тема: «Имя прилагательное, его роль в речи»


УУД:

  • Ознакомление учащихся с обобщенным понятием «имя прилагательное»,

его ролью в речи.

  • Развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными;

  • Развитие речевой культуры, умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

  • Обогащение словарного запаса.

  • Воспитание интереса к предмету, любви к русскому языку.



Оборудование:

Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»

(Русский язык, 3 класс);

презентация к уроку;

офтальмотренажер.


I. Организационный момент. Дыхательная гимнастика. (здоровьесберегающая технология)


II. Подготовительный этап.

На доске солнышко с лучами: аккуратность, трудолюбие, лень, внимательность, дружелюбие, невнимательность, небрежность.

- Наступила весна, в окошко заглянуло солнышко, но посмотрите, все ли его лучи нам подходят? Какие лучики мы оставим?

(личностно- ориентированная технология)

- Ну вот, теперь солнышко засветило ярко, выплыло на небо и…. (слайд №2, урок 10 «Уроки Кирилла и Мефодия»). (ИКТ)




Учитель читает текст.


- Расставьте вопросы над словами (выходят по одному)

- Как называется часть речи, отвечающая на эти вопросы? (Имя прилагательное).

(технология проблемного обучения – задания с ситуацией предположения)


- Правильно (слайд№1 презентации к уроку - тема урока). Это тема нашего урока.

Сегодня мы будем изучать имя прилагательное и понаблюдаем, какую роль оно играет в нашей речи.


III. Основной этап.

  1. Начнем с чистописания (слайд №2 презентации к уроку - слоги для чистописания)

(ИКТ)




(На обратной стороне доски эти слова написаны заранее)

- Какие из данных слов являются прилагательными? (Солнечный, прекрасный)

- Почему в слове прекрасный приставка пре-, ведь эта приставка пишется с буквой и?

(технология проблемного обучения –задание с ситуацией конфликта)


- Напишем эти слова красиво, но сначала подготовим пальчики к письму


Пальчиковая гимнастика (пальчики приветствуют друг друга)

(здоровьесберегающая технология, элемент тренинговой технологии)


2) Какое существительное подойдет к словам «прекрасный, солнечный»?

(День, денек)

- Слова «прекрасный, солнечный» придают эмоциональную окраску слову «день», подчеркивают определенные признаки. Такие слова в русском языке называются «эпитеты» и служат для украшения речи, для большей ее выразительности и образности.

3) Откройте учебники на стр. 101 №1.

- Прочитайте слова А.Н. Толстого о русском языке.

-Закончите фразу, начатую в образце, используя прилагательные из упражнения №1. (устно)


4) А теперь я попрошу вас отгадать загадку.

Учитель читает №2 на с.101 учебника

- Когда это бывает? (Весной)

- Какие признаки вам помогли догадаться, что это весна?

- На самом деле это не загадка, а отрывок из стихотворения А.Н. Толстого.

Он напечатан у вас в учебниках на стр. 101 в №2.

-На какие вопросы отвечают выделенные слова? Какой частью речи являются?


Физкультминутка (танец)

(здоровьесберегающая технология)

-Подберите прилагательные к этому танцу.


5) – Выполняем №3 на стр. 102.

(технология педагогики сотрудничества, интерактивные технологии)

- объясните орфограммы; (можно выборочно)

- подберите к слову береза прилагательное, подходящее по смыслу, наиболее характерное для березы. Запишите словосочетание по образцу на доске:

Береза (какая?) белоствольная (вопрос напечатан на карточке).

Аналогичная работа со словами соловей, метро

- Почему вопросы получились разные? Правильно. Прилагательное связано с существительным не только по смыслу, но и по форме.


6) Работа в группах на карточках №1.

(групповая технологи), технология дифференцированного обучения, ИКТ)


1 группа – вставить подходящие по смыслу имена прилагательные

(мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», урок 10, тема 3)


2 группа – вставить подходящие по смыслу имена прилагательные

(мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», урок 10, тема 4)


3 группа – подчеркнуть в тексте словосочетания «прил. +сущ.»

(мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», урок 10, тема 5)


7) Проверка работы – на мультимедийной доске (один ученик от группы)

Оценка хлопками (если правильно – хлопок, нет – поднятая рука)


Офтальмотренажер

(здоровьесберегающая технология)


8) Прочитайте текст на доске.

Побежали…….ручьи. На ветках деревьев проклюнулись……почки. В лесу появились ……ландыши. Запели…….. птицы. Зазвенела…… капель. Даже в ………берлогу пришла весна.


- Вставьте в текст карточек №2 подходящие прилагательные.

(технология развития речи)

- А теперь обсудите свои варианты и наиболее удачный напишите на желтом листе.

(групповая технология)

Карточки выставляются в текст на доске.

- Как в русском языке называются слова, которые мы вставили? (прилагательные).

-Докажите это, задав вопрос к этим словам.

- Какой вопрос отличается? (чья?)

- Почему считаете прилагательным? (это признак предмета, значит – прилагательное).

- Правильно. Прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Чей?

(Вывешиваются карточки с вопросами Чей? Чья и т.д.)

-А теперь прочтем новый текст. Какой вам больше понравился?

Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее более точной.


IV. Подведение итогов.

(ИКТ)

- Давайте обобщим все то, что мы теперь знаем о прилагательном.

( Слайд №5 презентации к уроку – обобщение по имени прилагательному)




V. Рефлексия. Вы сегодня хорошо поработали, солнышко засияло еще ярче. Это все потому, что вы……молодцы!

(технология педагогики сотрудничества)


Слайды № 6, 7



КАРТОЧКА № 1

Подбери подходящие прилагательные


Малина (вкус) - _____________________________


Заяц (размер) - _______________________________


Сахар (цвет) - ________________________________


Помидор (цвет) - ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________


Перец (вкус) - ________________________________


Сирень (запах) - ______________________________


Медведь (величина) - __________________________


Брюки (цвет) - ______________________________



Слова для справок: большой, сладкая, белый, горький, черные, маленький,

красный, душистая.



КАРТОЧКА № 1

Подбери подходящие прилагательные


Малина (вкус) - _____________________________


Заяц (размер) - _______________________________


Сахар (цвет) - ________________________________


Помидор (цвет) - ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________


Перец (вкус) - ________________________________


Сирень (запах) - ______________________________


Медведь (величина) - __________________________


Брюки (цвет) - ______________________________



Слова для справок: большой, сладкая, белый, горький, черные, маленький,

красный, душистая.



КАРТОЧКА № 1

Вставь пропущенные прилагательные.


Художник нарисовал новогодний натюрморт:


________________________________ ветка елки,


_________________ и __________________яблоки,


_________________ _________________апельсины,


____________________свечка,


____________________ __________________ игрушки.


Слова для справок: оранжевый, ёлочные, витая, спелый, блестящие, жёлтые, зелёные, пушистая.


КАРТОЧКА № 1


Подчеркни в тексте словосочетания.


Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,


Берёза зелёные косы


Развесила с тонких ветвей.


Вся в белое платье одета,


В серёжках, в листве кружевной,


Встречает горячее лето


Она на опушке лесной

КАРТОЧКА № 2

ТЕСТ


Что такое имя прилагательное?

а) член предложения;

б) часть речи.

Что обозначает?

а) признак предмета;

б) действие предмета;

в) предмет.

___________________________________________________________________



КАРТОЧКА № 2

ТЕСТ


На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

а) что делает? что сделает?

б) какой? чей?

в) кто? что?



КАРТОЧКА № 2

ТЕСТ


Каким членом предложения является?

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) определением.

Какую роль играет в речи?

а) делает речь образной, эмоциональной;

б) обедняет нашу речь;

в) никакой роли не играет.






_______________________________________________________________



Карточка №2


Побежали……………………..….ручьи. На ветках деревьев


проклюнулись……………………….…почки.

___________________________________________________________


Карточка №2


В лесу появились ……………….………ландыши.


Запели……………..…….. птицы.



Карточка №2


Зазвенела………………… капель.


Даже в ………………..……берлогу пришла весна.


­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________________________________________

Карточка №2


Побежали……………………..….ручьи. На ветках деревьев


проклюнулись……………………….…почки.

___________________________________________________________


Карточка №2


В лесу появились ……………….………ландыши.


Запели……………..…….. птицы.



Карточка №2


Зазвенела………………… капель.


Даже в ………………..……берлогу пришла весна.


Карточка №2


Побежали……………………..….ручьи. На ветках деревьев


проклюнулись……………………….…почки.

___________________________________________________________


Карточка №2


В лесу появились ……………….………ландыши.


Запели……………..…….. птицы.



Карточка №2


Зазвенела………………… капель.


Даже в ………………..……берлогу пришла весна.




Самоанализ

урока русского языка,

данного учителем начальных классов

Коваленко Ириной Александровной

/ 3 класс /

Тема: «Имя прилагательное, его роль в речи»


Данный урок был проведен в 3 «Б» классе. По уровню овладения программным материалом класс делится на 3 группы: с низким, средним и высоким уровнями усвоения знаний. Поэтому работа на уроке была построена исходя из данного разделения.

Материал урока соответствует программным знаниям и умениям. Тема урока является первой в разделе курса «Русский язык. 3 класс», но десятой во всем курсе «Русского языка» в начальной школе и опирается на знания, полученные учащимися в 1 ,2 классах.

Тема урока является «преддверием» изучения имени прилагательного как части речи, подводит к понятиям числа, рода, падежа имен прилагательных. В материале урока прослеживаются межпредметные связи с окружающим миром, литературным чтением.

Основной целью урока являлось познакомить учащихся с обобщенным понятием «Имя прилагательное», его ролью в речи. Моей задачей было научить детей распознавать имена прилагательные в тексте, уметь правильно и грамотно употреблять их в устной и письменной речи.

Мной был выбран урок применения знаний и умений, т.к. учащиеся уже знакомы с прилагательным. Мотивация выбора: урок осуществляет углубление, прочность и системность знаний и умений.

На уроке мной были использованы различные методы обучения: наглядный, словесный, словесно – объяснительный, обобщающий, методы самостоятельной и групповой работы, элементы метода опережающего обучения; были применены такие формы обучения как общеклассная, фронтальная, коллективно –индивидуальная, групповая, дифференцированная .

Урок был проведен с помощью различных педагогических технологий, таких как здоровьесберегающие, проблемная технология (задания с ситуацией конфликта, с ситуацией предположения), информационно – коммуникативная, личностно – ориентированная(дифференцированная работа, педагогика сотрудничества).

Все это способствовало достижению целей урока: учащиеся усвоили обобщенное понятие «Имя прилагательное», что подтвердилось формулировкой итога урока; научились употреблять прилагательные в речи, что подтвердилось этапом применения полученных знаний (задание – вставить прилагательные в текст); закрепили умение находить имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с существительными, обогатили словарный запас.

На мой взгляд, на уроке были использованы воспитательные возможности: и такие как привитие интереса к предмету, гордость за наш язык, и такие как дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, старательность, аккуратность, трудолюбие.

Я считаю, что мне, как учителю, удалось на необходимом уровне решить поставленные задачи и избежать при этом перегрузки учащихся с помощью разнообразных методов, форм обучения и применения различных педагогических технологий. На мой взгляд, урок получился обучающим, воспитывающим, интересным для ребят.



Главные этапы урока русского языка

(технологическая карта)

Тема: «Имя прилагательное, его роль в речи»

(3 класс)

Этап урока

Цели и задачи этапа

Методы обучения

Формы обучения

Применение пед. технологий

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Подготовка к работе. Положительный эмоциональный настрой.

Устная установка учителя.

Общеклассная

Личностно –ориентированная технология. Здоровье сберегающая технология.

Подготовительный этап.


Актуализация знаний.

Формирование познавательных мотивов.

Наглядный,частично – поисковый, словесный.

Общеклассная

ИКТ, проблемная технология (задание с ситуацией предположения)

Основной этап.

1.Чистописание.

Пальчиковая гимнастика.

Активизация знаний учащихся, необходимых для усвоения нового материала. Проверка ранее полученных знаний. Развитие моторики мелких мышц, подготовка руки к письму.

Метод работы с деформированным текстом, наглядный, словесный

Сочетание общеклассной и индивидуальной

Технология проблемного обучения (задания с ситуацией конфликта), Здоровье сберегающая технология. Элементы тренинговых технологий.

Основной этап.


2.Работа с учебником

3.Физкультминутка.

4.Работа на доске.

5.Работа в группе на карточках.

6.Взаимопроверка на мультимедийной доске.

7.Офтальмотренажер.

8.Применение полученных знаний. Развитие речи.

Развитие умения обобщать ранее полученные знания. Формирование умения применять эти знания при выполнении заданий. Развитие речевой культуры. Воспитание гордости за свой родной язык. Привитие интереса к предмету. Развитие умения работать в коллективе.

Словесно – объяснительный, частично – поисковый, наглядный, элементы лингвистической игры, метод работы с книгой, на доске, на интерактивной доске.

Фронтальная, групповая дифференцированная, самостоятельная работа, взаимопроверка.

ИКТ. Здоровьесберегающие технологии. Технология проблемного обучения (задания с ситуацией конфликта, с ситуацией предположения). Интерактивные технологии (сотрудничество учитель – ученик, ученик – ученик; стратегия конкурирования).

Групповая технология. Элементы тренинговых технологий. Технология дифференцированного обучения. Технология развития речи.

Подведение итогов

Выявление уровня усвоения знаний.

Словесный, наглядный.

Фронтальная

ИКТ. Личностно – ориентированная (педагогика сотрудничества – положительная оценка работы детей)


Просмотр содержимого презентации
«Имя прилагательное»

Имя прилагательное

Имя

прилагательное

Минутка чистописания вес шла на при ник под снеж ве рок те неч сол ный крас пре ный

Минутка чистописания

вес шла на при

ник под снеж ве рок те

неч сол ный крас пре ный

Эпитет - это определение, придающее образность и эмоциональность слову или выражению, подчеркивающее один из признаков предмета

Эпитет

- это определение, придающее образность и эмоциональность слову или выражению, подчеркивающее один из признаков предмета

Справка Синонимы – это слова, близкие по смыслу Антонимы – это слова, противоположные по смыслу

Справка

Синонимы – это слова, близкие по смыслу

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

  • ЧАСТЬ РЕЧИ
  • ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА
  • ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? ЧЕЙ?
  • В ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
  • ДЕЛАЕТ НАШУ РЕЧЬ ЯРКОЙ, ОБРАЗНОЙ, ТОЧНОЙ
МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!