СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Корень слова (первое представление)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для формирования умения находить однокоренные слова, выделять общую часть родственных слов – корень; доказывать  правильность выделения корня в однокоренных словах.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Корень слова (первое представление)"»

Тема: Корень слова (первое представление)

Цель: Организовать знакомство с понятиями «корень», «однокоренные» слова.

Задачи: 

- Создать условия для формирования умения находить однокоренные слова, выделять общую часть родственных слов – корень; доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

-Создать условия по развитию связной речи при ответах на вопросы, умения работать в паре;

-Создать условия по воспитанию доброжелательности, уважительного отношения к иному мнению.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в сло-них корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их и речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.


Сценарий урока.


1.Мотивация к учебной деятельности.

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась...

                                                                       (Ф.И.Тютчев)

- Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада  видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

 - В стихотворении Фёдора Ивановича Тютчева упоминается  какое время года?

- А весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок.

- Скажите, а с  каким настроением вы начинаете урок?

Свое  настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1  у цветка, который лежит перед вами  на столе. Красный  цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное)

И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета.)

- Ребята, я вижу,  что не у всех настроение в начале урока отличное,  давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у вас настроение было прекрасное.

2. Актуализация знаний.

Орфографическая минутка

(Па доске запись.)

Щуплый, чугунный, внучата, кувшин, прощальный, пружина, выращу, душистый.

-Разделите слова на три группы.

-На какие группы разделите слова? (По орфограммам ЖИ~ши, ча-ща, чу-щу.)

-Разделите лист тетради на три столбика. (Учитель читает слова. Три ученика работают на обратной стороне доски. Дети на местах записывают слова в нужный столбик.)

- Проверьте, все ли правильно записали ребята у доски.

-Составьте устно предложение, включив в него как можно больше записанных слов.

3. Выявление места и причины затруднения.

 - Я предлагаю прочитать пословицы:

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

- Какую пословицу выберем девизом урока?

(Выслушиваются все мнения детей, одновременно идёт работа над смыслом пословиц:

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы получишь).

4.Построение проекта выхода из затруднения

- Опираясь на выделенные слова, сформулируем тему урока.

- Откроем учебники на стр. 61.

- На какие вопросы мы должны ответить?

- Какая цель урока?  

(Вспомнить, какие слова называются однокоренными. Ответить на вопрос: «Что называется корнем слова?»)

5.Реализация проекта.

( на доске слова)

Часовщик, часы,часики, часовой, часть.

- Что вы можете рассказать об этих словах?

 - Какое слово «лишнее»?

(Выслушиваются разные варианты ответов: Каждый раз вызванный к доске ученик убирает карточку с предложенным вариантом, после выслушанного доказательства учитель возвращает карточку на место).

- А теперь свяжем это задание с темой нашего урока. Какой вариант ответа вы выберете?

(В соответствии с темой урока убираем слово «часть»).

- Поработаем с этими словами на минутке чистописания.

Минутка чистописания.

 Я вас прошу  подумать, для чего проводится этот этап урока?

(Тренирует руку для красивого, правильного письма)

- Будем писать сочетания букв, которое образует общую часть родственных слов.

- Какое сочетание?

(Дети называют: час.)

(Учитель у доски показывает написание данного соединения. Дети пишут в тетради: Час, час, час, сасовщик, часы,часики, часовой.)

 - Написать до середины строки, прописать родственные слова.

- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием.

 Давайте раскрасим  лепесток № 2: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы.

Упр. 84 (с. 61).

— Почему слова так написаны? (Дом-, слон- — это одинаковая часть в словах.}

— Докажите, что в первой группе слова родственные. (Есть общая часть дом-, все слова близки по значению: домик — ма­ленький дом, домище большой дом-, домишко — небольшой, плохой дом.)

— Докажите, что во второй группе слова родственные. {Ответы детей.)

— Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть.

— Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как назы­вается общая часть родственных слов. (Корень.)

— Почему корень — главная часть родственных слов? (В ней

заключен общий смысл родственных слов.)

(Учитель читает стихотворение.)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым —

Был он только словом.

Разрастаться стало вскоре

Это слово, слово - корень,

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Сейчас мы с вами познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада.

(На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева на­писано слово лес. Дети читают слова, записанные на карточках, и прикрепляют к кроне дерева те слова, которые являются одно-коренными.

(Слова на карточках: лесок, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница.)

- Очень хорошо. Оцените свою работу на этапе исследования.  

Давайте закрасим третий лепесток нашего цветка: красный цвет – вами не допущено ни одной ошибки во время исследовательской работы; желтый – в исследовании допущена 1 ошибка; синий – количество ошибок 2 и более).


Физкультминутка

(Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте.)

Утром на лесной опушке

Собираются зверушки.

Все приучены к порядку:

Дружно делают зарядку.

6.Первичное закрепление.

Упр. 86 (с. 62).

I Устное выполнение.)

Упр. 87 (с. 62).

7.Самостоятельная работа.

Карточка №1

Выделить в однокоренных словах корень.

Глаз, глазной, глазастый.

Лес, лесной, лесник.

Мост, мостик, мостовая.

Стол, столик, столовая.

- Теперь закрасим лепесточек № 4. У кого нет ошибок – закрасьте лепесточек красным цветом, одна ошибка – жёлтым, более двух ошибок – синим цветом.

8.Включение в систему знаний.

Рабочая тетрадь с.23 №46

- Давайте закрасим  пятый лепесток весеннего цветочка: красный – работа выполнена правильно, жёлтый – допущены ошибки, синий – работа не выполнена).

9. Рефлексия

- Мы достигли цели урока?

(Да. Мы смогли ответить на поставленные вопросы).

- Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение.

- Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?

- Ну а теперь, я предлагаю каждому из вас прикрепить свой цветочек на доску. И пускай ваши яркие красочные цветы создадут атмосферу праздника, поднимут настроение в этот серый пасмурный день. Спасибо за урок!