Тема: Корень слова (первое представление)
Цель: Организовать знакомство с понятиями «корень», «однокоренные» слова.
Задачи:
- Создать условия для формирования умения находить однокоренные слова, выделять общую часть родственных слов – корень; доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.
-Создать условия по развитию связной речи при ответах на вопросы, умения работать в паре;
-Создать условия по воспитанию доброжелательности, уважительного отношения к иному мнению.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в сло-них корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их и речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Сценарий урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...
(Ф.И.Тютчев)
- Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
- В стихотворении Фёдора Ивановича Тютчева упоминается какое время года?
- А весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок.
- Скажите, а с каким настроением вы начинаете урок?
- Свое настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1 у цветка, который лежит перед вами на столе. Красный цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное)
И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета.)
- Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у вас настроение было прекрасное.
2. Актуализация знаний.
Орфографическая минутка
(Па доске запись.)
Щуплый, чугунный, внучата, кувшин, прощальный, пружина, выращу, душистый.
-Разделите слова на три группы.
-На какие группы разделите слова? (По орфограммам ЖИ~ши, ча-ща, чу-щу.)
-Разделите лист тетради на три столбика. (Учитель читает слова. Три ученика работают на обратной стороне доски. Дети на местах записывают слова в нужный столбик.)
- Проверьте, все ли правильно записали ребята у доски.
-Составьте устно предложение, включив в него как можно больше записанных слов.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Я предлагаю прочитать пословицы:
Учиться всегда пригодится.
Учёба и труд всё перетрут.
Корень учения горек, а плод сладок.
- Какую пословицу выберем девизом урока?
(Выслушиваются все мнения детей, одновременно идёт работа над смыслом пословиц:
1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;
2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.
3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы получишь).
4.Построение проекта выхода из затруднения
- Опираясь на выделенные слова, сформулируем тему урока.
- Откроем учебники на стр. 61.
- На какие вопросы мы должны ответить?
- Какая цель урока?
(Вспомнить, какие слова называются однокоренными. Ответить на вопрос: «Что называется корнем слова?»)
5.Реализация проекта.
( на доске слова)
Часовщик, часы,часики, часовой, часть.
- Что вы можете рассказать об этих словах?
- Какое слово «лишнее»?
(Выслушиваются разные варианты ответов: Каждый раз вызванный к доске ученик убирает карточку с предложенным вариантом, после выслушанного доказательства учитель возвращает карточку на место).
- А теперь свяжем это задание с темой нашего урока. Какой вариант ответа вы выберете?
(В соответствии с темой урока убираем слово «часть»).
- Поработаем с этими словами на минутке чистописания.
Минутка чистописания.
Я вас прошу подумать, для чего проводится этот этап урока?
(Тренирует руку для красивого, правильного письма)
- Будем писать сочетания букв, которое образует общую часть родственных слов.
- Какое сочетание?
(Дети называют: час.)
(Учитель у доски показывает написание данного соединения. Дети пишут в тетради: Час, час, час, сасовщик, часы,часики, часовой.)
- Написать до середины строки, прописать родственные слова.
- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием.
Давайте раскрасим лепесток № 2: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы.
Упр. 84 (с. 61).
— Почему слова так написаны? (Дом-, слон- — это одинаковая часть в словах.}
— Докажите, что в первой группе слова родственные. (Есть общая часть дом-, все слова близки по значению: домик — маленький дом, домище — большой дом-, домишко — небольшой, плохой дом.)
— Докажите, что во второй группе слова родственные. {Ответы детей.)
— Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть.
— Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. (Корень.)
— Почему корень — главная часть родственных слов? (В ней
заключен общий смысл родственных слов.)
(Учитель читает стихотворение.)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым —
Был он только словом.
Разрастаться стало вскоре
Это слово, слово - корень,
И плоды нам принесло —
Стало много новых слов.
Сейчас мы с вами познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада.
(На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева написано слово лес. Дети читают слова, записанные на карточках, и прикрепляют к кроне дерева те слова, которые являются одно-коренными.
(Слова на карточках: лесок, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница.)
- Очень хорошо. Оцените свою работу на этапе исследования.
Давайте закрасим третий лепесток нашего цветка: красный цвет – вами не допущено ни одной ошибки во время исследовательской работы; желтый – в исследовании допущена 1 ошибка; синий – количество ошибок 2 и более).
Физкультминутка
(Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте.)
Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку.
6.Первичное закрепление.
Упр. 86 (с. 62).
I Устное выполнение.)
Упр. 87 (с. 62).
7.Самостоятельная работа.
Карточка №1
Выделить в однокоренных словах корень.
Глаз, глазной, глазастый.
Лес, лесной, лесник.
Мост, мостик, мостовая.
Стол, столик, столовая.
- Теперь закрасим лепесточек № 4. У кого нет ошибок – закрасьте лепесточек красным цветом, одна ошибка – жёлтым, более двух ошибок – синим цветом.
8.Включение в систему знаний.
Рабочая тетрадь с.23 №46
- Давайте закрасим пятый лепесток весеннего цветочка: красный – работа выполнена правильно, жёлтый – допущены ошибки, синий – работа не выполнена).
9. Рефлексия
- Мы достигли цели урока?
(Да. Мы смогли ответить на поставленные вопросы).
- Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение.
- Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?
- Ну а теперь, я предлагаю каждому из вас прикрепить свой цветочек на доску. И пускай ваши яркие красочные цветы создадут атмосферу праздника, поднимут настроение в этот серый пасмурный день. Спасибо за урок!