1.1. Объяснительный диктант.
1.2. Самостоятельная работа.
1.3. Характеристика предложений.
Этапы урока | Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. «Организация». | Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. | |
II. «Вызов». | - Откройте тетради. Запишите число и тему урока. | Открывают тетради, записывают число, тему урока |
-
Актуализация знаний. | Мы продолжаем изучать синтаксис. Вспомните и назовите единицы синтаксиса. С какой единицей синтаксиса вы начали знакомство на прошлом уроке? Что такое предложение? Какие признаки имеет предложение? Перечислите их. | Текст, предложение, словосочетание. С предложением. Предложение – основная единица синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить слушающему или читающему. Признаки: Грамматическая основа. Предложение является высказыванием о предмете речи. Разновидности высказывания: сообщение, вопрос, побуждение. Предложение – единица общения. Предложение характеризуется интонационной законченностью. |
-
Работа с таблицей, её заполнение. | Организует заполнение таблицы Предложение Виды предложения | Теория | Знаю | Не знаю | По цели высказывания | Повествовательное Вопросительное Побудительное | | | По эмоциональной окраске | Невосклицательное Восклицательное | | | По числу грамматических основ | Простое Сложное | | | По строению грамматической основы | | | | По наличию второстепенных членов | Распространённое Нераспространённое | | | | Заполняют таблицу, вспоминают теорию, отмечают знаком «+» то, что знают; знаком «-», то чего не знают. Предложение Виды предложения | Теория | Знаю | Не знаю | По цели высказывания | Повествовательное Вопросительное Побудительное | + | | По эмоциональной окраске | Невосклицательное Восклицательное | + | | По числу грамматических основ | Простое Сложное | + | | По строению грамматической основы | | | - | По наличию второстепенных членов | Распространённое Нераспространённое | + | | |
Мотивирование к учебной деятельности | Организует заполнение таблицы Хочу знать | Могу узнать | Надо | | | | |
Заполнение таблицы «Хочу знать. Могу узнать. Надо»
Хочу знать | Могу узнать | Надо | | | |
|
III. «Осмысление». | | |
Постановка учебной задачи. | - Посмотрите внимательно на заполненную таблицу «Хочу знать. Могу узнать. Надо». - Сформулируйте учебную задачу на урок. | - Как называются виды простых предложений по строению грамматической основы? - Научиться определять вид простого предложения по строению грамматической основы. - Научиться характеризовать простое предложение. |
IV. «Открытие». Просмотр видео. Заполнение опорной таблицы. | - Просмотрите внимательно фрагмент видео и заполните таблицу, которая станет опорным материалом для вас. Виды простых предложений. По строению грамматической основы | Двусоставное | Односоставное | подлежащее + сказуемое | подлежащее или сказуемое | Пример: | Пример: | Миша делает уроки. | Вот и Миша. | | Мише помогают с уроками. | | Просмотр фильма и заполнение таблицы. Виды простых предложений. По строению грамматической основы | Двусоставное | Односоставное | подлежащее + сказуемое | подлежащее или сказуемое | Пример: | Пример: | Миша делает уроки. | Вот и Миша. | | Мише помогают с уроками. | |
-
Открытие. | - Как называются виды простых предложений по строению грамматической основы? | Используя опорную таблицу, учащиеся отвечают на проблемный вопрос. |
V. «Размышление». 1. Применение усвоенных знаний на практике. Объяснительный диктант. | - Внимание на слайд. - Прочитайте задание. Ночь позёмкою частой заметает поля. ( ) В одну минуту дорогу занесло. ( ) Люблю грозу в начале мая. ( ) Он не обращал внимания на объявления по радио. ( ) Потерянное доверие не скоро найдёшь. ( ) Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. ( ) Забудь заботы и печали… ( ) | Выполняют по заданию: читают предложение, находят грамматическую основу и определяют строение предложения по грамматическим основам. |
-
Самостоятельная работа. Проверка. | Организует выполнение упражнения 79 (Практика стр.41). Проверка. | Выполняют самостоятельно |
-
Характеристика предложений. | - Охарактеризуйте предложения по видам. Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой. (Повеств., невоскл., простое, двусост, распростр.) Светает. (Повеств., невоскл., простое, односост, нераспростр.) | Характеризуют предложения по таблице 1. |
VI. «Рефлексия». Обобщение результатов урока, подведение итогов. | Обратите внимание на поставленные проблемы в начале урока, сможете ли вы ответить на данные вопросы теперь? - Как называются виды простых предложений по строению грамматической основы? - Научиться определять вид простого предложения по строению грамматической основы. - Научиться характеризовать простое предложение. | Отвечают на вопросы. |
Выполнение упражнения «Плюс – минус – интересно» | Организует выполнение упражнения «Плюс – минус - интересно». В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. | Заполняют таблицу. |
VII. Домашнее задание. | §165. Выбор: Упр 81. Задание №1. Запишите предложения. Охарактеризуйте их по видам. Вьюга зимнюю сказку напевает в трубу. К утру иней налипнет на сосновых стенах. Смеркается. Я вышел на берег насладиться ароматом осенних листьев. Без труда не вынешь и рыбки из пруда. Задание № 2. Составьте или подберите из художественных произведений 5-6 предложений, имеющих следующие признаки: Повествовательное. Невосклицательное. Простое. Двусоставное. Распространённое. | |