СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Основные виды простого предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе по теме "Основные виды простого предложения". Цель урока: ввести понятия «двусоставные и односоставные предложения»; активизировать знания о распространённых и нераспространённых предложениях. Урок разработан с применением  системно-деятельностного подхода и технологии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Основные виды простого предложения»


Открытый урок по русскому языку в 8 классе

на тему «Основные виды простого предложения»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока:

  • ввести понятия «двусоставные и односоставные предложения»;

  • активизировать знания о распространённых и нераспространённых предложениях.

Задачи:

Обучающая:

  • познакомить учащихся с понятиями «двусоставные и односоставные предложения»;

  • активизировать знания о распространённых и нераспространённых предложениях.

Развивающая:

  • создать условия для развития у школьников критического мышления;

  • способствовать формированию информационных и коммуникативных компетенций.

Воспитательная:

  • способствовать формированию уважительного отношения друг к другу;

  • воспитывать любовь к своему родному языку.



Оборудование урока:

  1. раздаточный материал;

  2. презентация;

  3. фрагмент видео























План урока

  1. «Организация».

  2. «Вызов».

  1. Актуализация знаний.

  2. Работа с таблицей, её заполнение.

  3. Мотивирование к учебной деятельности

  1. «Осмысление».

  1. Постановка учебной задачи.

  1. «Открытие».

  1. Просмотр видео и заполнение опорной таблицы.

  2. Открытие.

  1. «Размышление».

  1. Применение усвоенных знаний на практике.

1.1. Объяснительный диктант.

1.2. Самостоятельная работа.

1.3. Характеристика предложений.

  1. «Рефлексия».

  1. Обобщение результатов урока, подведение итогов.

  2. Выполнение упражнения «Плюс – минус – интересно»

  1. Домашнее задание.





























Ход урока.



Этапы урока


Содержание этапа



Деятельность учителя



Деятельность учащихся

I.

«Организация».



Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.




II.

«Вызов».



- Откройте тетради. Запишите число и тему урока.



Открывают тетради, записывают число, тему урока

Актуализация знаний.


Мы продолжаем изучать синтаксис.


  1. Вспомните и назовите единицы синтаксиса.


  1. С какой единицей синтаксиса вы начали знакомство на прошлом уроке?


  1. Что такое предложение?




  1. Какие признаки имеет предложение? Перечислите их.



Текст, предложение, словосочетание.


С предложением.



Предложение – основная единица синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить слушающему или читающему.


Признаки:

  1. Грамматическая основа.

  2. Предложение является высказыванием о предмете речи. Разновидности высказывания: сообщение, вопрос, побуждение.

  3. Предложение – единица общения.

  4. Предложение характеризуется интонационной законченностью.

Работа с таблицей, её заполнение.



Организует заполнение таблицы



Предложение


Виды предложения

Теория

Знаю

Не знаю

По цели высказывания

Повествовательное

Вопросительное

Побудительное



По эмоциональной окраске

Невосклицательное

Восклицательное



По числу грамматических основ

Простое

Сложное



По строению грамматической основы




По наличию второстепенных членов

Распространённое

Нераспространённое





Заполняют таблицу, вспоминают теорию, отмечают знаком «+» то, что знают; знаком «-», то чего не знают.


Предложение


Виды предложения

Теория

Знаю

Не знаю

По цели высказывания

Повествовательное

Вопросительное

Побудительное

+


По эмоциональной окраске

Невосклицательное

Восклицательное

+


По числу грамматических основ

Простое

Сложное

+


По строению грамматической основы



-

По наличию второстепенных членов

Распространённое

Нераспространённое

+









Мотивирование к учебной деятельности



Организует заполнение таблицы



Хочу знать

Могу узнать

Надо







Заполнение таблицы «Хочу знать. Могу узнать. Надо»



Хочу знать

Могу узнать

Надо









III.

«Осмысление».




Постановка учебной задачи.


- Посмотрите внимательно на заполненную таблицу «Хочу знать. Могу узнать. Надо».

- Сформулируйте учебную задачу на урок.




- Как называются виды простых предложений по строению грамматической основы?

- Научиться определять вид простого предложения по строению грамматической основы.

- Научиться характеризовать простое предложение.

IV.

«Открытие».

Просмотр видео. Заполнение опорной таблицы.


- Просмотрите внимательно фрагмент видео и заполните таблицу, которая станет опорным материалом для вас.


Виды простых предложений.

По строению грамматической основы

Двусоставное

Односоставное

подлежащее + сказуемое

подлежащее или сказуемое

Пример:

Пример:

Миша делает уроки.

Вот и Миша.


Мише помогают с уроками.



Просмотр фильма и заполнение таблицы.



Виды простых предложений.

По строению грамматической основы

Двусоставное

Односоставное

подлежащее + сказуемое

подлежащее или сказуемое

Пример:

Пример:

Миша делает уроки.

Вот и Миша.


Мише помогают с уроками.


Открытие.

- Как называются виды простых предложений по строению грамматической основы?

Используя опорную таблицу, учащиеся отвечают на проблемный вопрос.

V. «Размышление».

1.

Применение усвоенных знаний на практике.


Объяснительный диктант.



- Внимание на слайд.

- Прочитайте задание.


Ночь позёмкою частой заметает поля. ( ) В одну минуту дорогу занесло. ( ) Люблю грозу в начале мая. ( ) Он не обращал внимания на объявления по радио. ( ) Потерянное доверие не скоро найдёшь. ( ) Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. ( ) Забудь заботы и печали… ( )


Выполняют по заданию: читают предложение, находят грамматическую основу и определяют строение предложения по грамматическим основам.

Самостоятельная работа. Проверка.

  1. Организует выполнение упражнения 79 (Практика стр.41).

  2. Проверка.

Выполняют самостоятельно

Характеристика предложений.

- Охарактеризуйте предложения по видам.


  1. Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой. (Повеств., невоскл., простое, двусост, распростр.)

  2. Светает. (Повеств., невоскл., простое, односост, нераспростр.)

Характеризуют предложения по таблице 1.

VI.

«Рефлексия».

Обобщение результатов урока, подведение итогов.


Обратите внимание на поставленные проблемы в начале урока, сможете ли вы ответить на данные вопросы теперь?


- Как называются виды простых предложений по строению грамматической основы?

- Научиться определять вид простого предложения по строению грамматической основы.

- Научиться характеризовать простое предложение.



Отвечают на вопросы.

Выполнение упражнения «Плюс – минус – интересно»


Организует выполнение упражнения

«Плюс – минус - интересно».

  1. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.

  2. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным.

  3. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


П+

М-

Интересно







Заполняют таблицу.
















VII.

Домашнее задание.


§165.

Выбор:

  1. Упр 81.

  2. Задание №1.

Запишите предложения. Охарактеризуйте их по видам.

Вьюга зимнюю сказку напевает в трубу. К утру иней налипнет на сосновых стенах. Смеркается. Я вышел на берег насладиться ароматом осенних листьев. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

  1. Задание № 2.

Составьте или подберите из художественных произведений 5-6 предложений, имеющих следующие признаки:

Повествовательное.

Невосклицательное.

Простое.

Двусоставное.

Распространённое.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!