Урок русского языка в 5 классе.
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Ход урока:
Организационный момент.
Орфографическая диктовка:
Веселый, помощники, просьба, мостик, зонтик, борщ, деньки, речка, гвоздик.
Вопросы:
Как в этих словах обозначается мягкость согласных?
Что нужно помнить, глядя на такие сочетания, как: Ч(е)К, Щ(а)Н, РЩ(а)?
Что можно сказать, глядя на сочетания ЗД, СТ, НТ в словах: гвоздик, зонтик, мостик?
Найдите слово с сомнительной согласной в корне и проверьте.
Какой раздел языка мы изучаем?
Что же изучает фонетика?
Что такое алфавит, или азбука?
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных букв в русском языке? А звуков?
- Представьте, что вы зовёте своих товарищей, отставших в лесу, имена их вы произносите громко, растягивая гласные звуки: “Яна! Егор!” И ещё раз: “Яна! Егор!” Какие звуки вы слышите?
- Что у нас получилось? Каких звуков нет? Вы уже, наверное, догадались, что будет предметом нашего исследования?
4. Изучение нового материала
- Итак, тема нашего урока – двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
- Какие задачи поставим перед собой на урок, чем будем заниматься? (учащиеся предлагают задачи урока, учитель записывает на доске все версии).
5. Проверка.
Делаем вывод: какая роль у наших букв?: (Умение обозначать два звука)
- И еще одна роль есть у наших букв Е, Е, Ю, Я. Попробуйте догадаться, какая. (После согласных звуков эти буквы передают лишь один звук и мягкость предыдущего согласного). Работа в парах. Постройте таблицу, которая будет отражать все правила.
Учитель: Мы исследовали таблицы и сделали выводы. А теперь сверим свои выводы с правилом учебника и ответим на вопрос: правильные ли выводы мы сделали.
Какую задачу мы выполнили? доказали, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука
6.Физкультминутка
Если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я смягчают согласные, то вы приседаете, если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я дают 2 звука, то вы вытягиваете руки вверх.
Яблоко, Настя, ёжик, море, книга, ель, ягода, реки, пена, юла, люди, рябина, клён.
7.Закрепление
1)Игра «Кто быстрее?»
Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки:
а) с буквами, обозначающими один звук;
б) с буквами, обозначающими два звука.
Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, ёмкость, всё, гиря, вьюга, редька.
8. Итог урока.
Вопросы:
Какую тему мы сегодня изучали?
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?
Достигли ли мы поставленных задач?
9. Домашнее задание.