Кондрашина Ирина Сергеевна,
учитель начальных классов,
МОУ СОШ № 36, г. Рыбинск ,
Ярославская область.
Тема: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».
Цели:
Создать условия для повторения правописания ь знака после шипящих в разных частях речи.
Создать условия для знакомства с правописанием ь в наречиях оканчивающихся на шипящую.
Способствовать развитию грамотного письма, развитию речи, внимания, обогащению словаря детей.
Способствовать формированию мыслительных операций обогащающего характера.
Способствовать формированию навыков контроля и взаимоконтроля.
Расширять кругозор учащихся, воспитывать уважение друг другу, формировать умение радоваться за другого человека.
Ход урока
I Организационный момент
II Каллиграфическая и орфографическая разминки
Догадайтесь, чем кончается день и ночь?
Письмо букв и соединений: ььь ья ью ьи ье ьё
Придумайте и запишите слова, в которых встречаются эти соединении.
III Актуализация опорных знаний
Цель: Подготовить к учебной проблеме.
1) Выполнив это задание, вы должны будете сформулировать тему урока и вспомнить, какую роль выполняет мягкий знак в следующих словах.
Задание: Слайд 3. Вставь и объясни пропущенную орфограмму в словах: молодеж…, плащ…, много встреч…, чертеж…,хорош…, колюч…, сделаеш…, береч….
Что общего в этих словах?
Какой алгоритм применяли при выполнении задания?
Объясните пропущенную орфограмму.
Кто готов сформулировать тему урока ?
2) Сделайте вывод, когда пишется Ь знак после шипящей.
Слайд 4.
Ь
?
Существительные з скл.
-
Сегодня мы узнаем, когда еще пишется мягкий знак после шипящих.
IV Объяснение нового материала.
Цель: Познакомить детей с учебной проблемой.
1) Рубрика «Давай подумаем» (слайд 5)
вскачь вбок
навзничь вверх
наотмашь вмиг
сплошь вслух
настежь вслед
Что объединяет эти слова?
Найдите столбик слов, который соответствует нашей теме.
Как он связан с темой урока? (слайд 6) Давайте теперь конкретизируем более точно тему урока. Продолжите фразу: «Правописание мягкого знака после шипящих…»
2) Проблемная ситуация. Слайд 7
Вот еще одна загадка наречий.
Как же быть с наречиями уж, замуж, невтерпеж.
Как понимаете значение наречия невтерпеж?
3) Работа с толковыми словарями и словарем синонимов.
4) Работа над рубрикой «Тайны языка». Сравните наши выводы с выводом в учебнике.
V Физкультминутка
VI Первичная проверка понимания изученного
1) Работа по учебнику. Выполнение упр.1, стр.49.
Задания по уровням.
Уровень 1 (красная карточка) – спиши предложение, вставь пропущенные буквы.
Уровень 2 (зеленая карточка) – выпиши словосочетания с наречиями, найди главное слово пи определи, какой частью речи выражено.
Уровень 2 (желтая карточка) – выпиши словосочетания с наречиями, определи, каким членом предложения является наречие.
Проверка.
Уровень 1
Уровень 2
Уровень 3
2) Первое предложение разберите по членам предложения и частям речи. Сделайте морфологический разбор наречия сплошь.
VII Этап закрепления изученного
1) Самостоятельная работа в парах.
Выполнение упр.2, стр.49
Проверка.
VIII Обобщение и систематизации изученного материала
1) Упр.3, стр.49 – 50(устно). Найти 3 орфографических и 1 пунктуационную ошибки. Исправь их.
2) Творческая работа (слайд 8). Используя опорные слова и иллюстрацию, составь рассказ (мини-сочинение).
Проверка.
IX Этап контроля и самоконтроля
Работа по карточкам разного уровня. Самооценка своей работы.
Приведи примеры.
Оцени свою работу.
X Информация о домашнем задании
Выпиши из словаря слова на конце с шипящими и объясни их написание.
С одним из слов составь предложение и сделай синтаксический разбор этого предложения.
XI Подведение итогов.
Какими знаниями вы пополнили свою копилку?
Какой алгоритм применить, чтобы правильно написать слова с шипящими на конце?
Что вы открыли для себя нового?
XII Рефлексия (слайд 11).
Урок интересный …
Урок сложный …
Урок познавательный …
Приложение.
Задание: Продолжи фразу
«Ь на конце с шипящими пишется»:
Существительные мужского рода 2 скл.( )
Существительные Р.П. мн.ч. ( )
Во всех глагольных формах ( )
Существительные 3 скл. ( )
Кр.ф. прилагательного ( )
Наречия ( )
Задание: Продолжи фразу
«Ь на конце с шипящими пишется»:
Существительные мужского рода 2 скл.( )
Существительные Р.П. мн.ч. ( )
Во всех глагольных формах ( )
Существительные 3 скл. ( )
Кр.ф. прилагательного ( )
Наречия ( )
Задание: Продолжи фразу
«Ь на конце с шипящими пишется»:
Существительные мужского рода 2 скл.( )
Существительные Р.П. мн.ч. ( )
Во всех глагольных формах ( )
Существительные 3 скл. ( )
Кр.ф. прилагательного ( )
Наречия ( )
Задание: Продолжи фразу
«Ь на конце с шипящими пишется»:
Существительные мужского рода 2 скл.( )
Существительные Р.П. мн.ч. ( )
Во всех глагольных формах ( )
Существительные 3 скл. ( )
Кр.ф. прилагательного ( )
Наречия ( )
Карточка 1
Задание: Вставь, если необходимо, ь.
В огромном городе моем – ноч..,
Из дома сонного иду проч..
(М.Цветаева)
Все так же горят и несут..ся вскач.. искорки в распахнутых настеж.. глазах (В.Набоков).
Оцени свою работу
Быстро, правильно и самостоятельно
Правильно, но медленно
Без ошибок, но с помощью других
Неправильно
Карточка 2
Задание: Вставь, если необходимо, ь. Подчеркни наречия, как члены предложения.
Он быстро помчался проч.., споткнулся и упал навзнич... Все сплош.. было залито лунным светом. Маруся сказала: «Уж… замуж… невтерпеж…».
Оцени свою работу
Быстро, правильно и самостоятельно
Правильно, но медленно
Без ошибок, но с помощью других
Неправильно
Карточка 3
Здание: Продолжи фразу
«Ь на конце с шипящими пишется»:
Существительные мужского рода 2 скл.( )
Существительные Р.П. мн.ч. ( )
Во всех глагольных формах ( )
Существительные 3 скл. ( )
Кр.ф. прилагательного ( )
Наречия ( )
Приведи примеры.
Оцени свою работу.