создание условий для формирования у учащихся умения писать суффикс –ок- в именах существительных.
1. Воспринимать русский язык как явление национальной культуры.
2.Понимать, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
3. Уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации.
4.Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
5.Уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания)
6.Уметь задавать вопросы.
7.Познакомиться с написанием суффикса –ок- в именах существительных.
8.Повторить написание различных суффиксов и их значений в именах существительных.
осознание ответственности за общее дело, самоопределение.
Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы,
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с информацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
АМО, проблемный, частично-поисковый, ИКТ.
Формы организация учебного взаимодействия: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. (1 минута) 2.Мотивация и самоопределение к деятельности (3 минуты) . | Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь, И друг другу улыбнитесь. Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнем сейчас, Раз все у вас в порядке. Будьте внимательны, Послушны и наблюдательны. Чтобы русский язык познавать, Нужно серьезно все изучать. -Вы слышали фразу «Тайное всегда становится явным»? Что она означает? -Как эта фраза поможет нам сегодня на уроке? -А вы хотите открыть еще одну тайну родного языка? -А что для этого надо сделать? -Спасибо. Ребята помогите мне спланировать нашу работу на уроке. Расположите в правильной последовательности этапы урока. -Спасибо. Молодцы. Контролировать свою работу на уроке вам помогут фишки. Давайте вспомним, что они обозначают: У вас на столе есть листы самооценки, в которых вы также будете отмечать свой результат на каждом этапе урока. | Под музыку дети входят в класс. - Проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе. -То, что было скрытым станет известным. -Мы будем открывать тайны русского языка -Необходимо быть внимательным, активным, слушать учителя. -На доске ребята исправляют этапы урока 1.Повторяем пройденное 2.Ставим цель урока 3.Узнаем новое 4.Закрепляем новое 5.Самостоятельная работа 6.Применяем умения 7.Рефлексия Зеленая: со всеми заданиями справился, я собой доволен. Желтая: задание сложное, но я справился. Красная: очень сложные задания, мне нужна помощь. | Личностные: самоопределение, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание |
3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (8 минут) | -Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма. Мультфильм «В стране невыученных уроков» (1 мин 42 секунды). -Давайте поможем герою мультфильма вспомнить правило правописания суффиксов-ик, -ек; -Откройте тетради, запишите число. -Сейчас мы поиграем в игру «Горячее место» -Оцените себя на этом этапе урока. -Отметьте правильность выполнения на своих листах самооценки. -Почему мы вспоминали правила написания суффиксов –ек, -ик? -Найдите в каждой строчке лишнее слово. 1.Букет…к, блокнот…к, снеж…к, мяч…к. 2.Горош…к, башмач…к, звоноч…к, песоч…к. | Смотрят отрывок из мультфильма, вспоминают правило написания суффиксов –ек, -ик. Учебная ситуация, при которой ученик оказывается у доски на «Горячем месте». Ребята диктуют ему слова, отвечающий у доски пишет и объясняет орфограммы. Ребята у доски могут меняться. Оценивают свою работу -Мы сегодня будем говорить о суффиксах? Лишнее слово в 1 строчке снежок, а во второй строчке башмачок. | Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Коммуникативные: регулирование поведением партнера. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения. |
4.Постановка учебной задачи (3 минуты) | -Над какой темой мы сегодня будем работать? -Давайте уточним тему урока по учебнику. Откройте урок 83. . -Прочитайте тему урока. Правильно ли мы сформулировали тему? -Какую цель мы поставим на уроке. -Очень хорошо. Оцените себя на этом этапе урока. Отметьте свое продвижение на листе самооценки. | -Правописание суффикса –ок- -Тут уточнение: в именах существительных. -Сегодня на уроке мы будем учиться писать суффикс –ок в именах существительных. Оценивают свою работу | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные-формулирование познавательной цели. |
5.Построение проекта выхода из затруднения (6 минут) | -Сейчас вы будете работать в группах. На работу дается 2 минуты. Давайте вспомним правила работы в группе. Найдите в учебнике стр.24 рубрику «Давай подумаем». -Прочитайте слова. Подумайте что в них общего? Понаблюдайте за суффиксом –ок-, спишите слова, выделите суффикс, поставьте ударение. Удалось ли вам заметить особенность этого суффикса? -Какой вывод вы сделали? -Посмотрите на слова, которые у вас на карточке: Башмачок, бочок, бычок, сапожок, волчок. -Назовите звук, после которого стоит суффикс в этих словах. Обратите внимание, какой буквой обозначается гласный звук после шипящих в суффиксе –ок. -Сравните свой вывод с правилом в учебнике. -Какую важную информацию мы нашли в правиле? -Продолжим работу в группе. Попробуйте составить алгоритм проверки данного правила. У вас на столе есть карточки. -Какие шаги у вас получились? -Проговорите алгоритм. -Оцените себя на этом этапе урока. - Отметьте свое продвижение на листе самооценки. | Работа в группах. Работать дружно, сообща, помогать друг другу, должна быть дисциплина. Суффикс –ок; Ребята наблюдают на написанием суффикса и делают вывод, что суффикс -ок- пишется под ударением. После шипящего. -После шипящих в суффиксе –ок- пишется буква о. Ребята из предложенных карточек составляют алгоритм. -Шаг 1. Разберите слово по составу Шаг 2. Сформулируйте орфограмму. Шаг 3. Поставьте ударение. Шаг 4.Понаблюдайте над последним звуком корня. Шаг.5.Запишите слово правильно. Оценивают свою работу | Регулятивные: контроль и оценка, коррекция. Познавательные: поиск и выделение информации, выдвижение гипотез, доказательство, установление причинно-следственных связей, моделирование. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им. |
6.Физминутка (2 минуты) | -На этом этапе урока вам нужно проявить свою фантазию. -Покажите действием значение слов и словосочетаний: 1.Кот, котик, котище. 2.Дом, домик, домище, домашние тапочки. 3.Деревцо, деревянный, деревья. 4.Глаз, глазик, глазища, глазеть. Ходит Суффикс по дорожке. И играет на гармошке. Вот домишко. Это домик. Это дом. Живет здесь гномик. Вот домище великана, Великана Истукана. Побежали от него, чтоб не тронул никого. | Фантазии учащихся совмещается с физической зарядкой. | |
7.Первичное закрепление (5 минут) | Продолжаем нашу работу. Выполняем Упражнение 1, стр.25 3 слова у доски с объяснением. -Запишите самостоятельно 3-4 слова (по выбору). -Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. -Оцените себя на этом этапе урока. -Отметьте свое продвижение на листе самооценки. | -Закрепляем новое Ребята образуют и записывают слова с суффиксом –ок-: Башмачок, бычок, волчок, дружок, жучок, каблучок, лужок, паучок, пирожок, рычажок, сапожок, снежок, творожок, утюжок, хомячок, шажок, язычок. Взаимопроверка тетрадей. Оценивают свою работу. | Регулятивные: контроль и оценка, коррекция. Познавательные: доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
8.Самостоятельная работа (7 минут) | -Давайте посмотрим на следующий этап нашего урока. Это самостоятельная работа. -Предлагаю работу по выбору. 1.Учебник: стр.26, упражнение 3, или задание на карточке. -Проверьте себя по слайду. -Оцените свою работу. | Ребята выбирают задание. Те, которые работают по учебнику выполняют упражнение 3, составляют и записывают десять слов, используя суффиксы –ик, -ек. –ок. Те, которые работают на карточке, образуют слова с суффиксом –ок. Ребята проверяют себя с карандашом в руке, ставя «плюс» или «минус». Оценивают свою работу. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: самоопределение |
9.Включение в систему знаний. (7 минут) | -Следующее задание будет дифференцированным. -Сейчас вы будете выполнять каждый свою работу. 3 человека (слабые)– работают на карточке. Остальные – работают по учебнику, стр.26, упражнение 4; -Оцените себя на этом этапе урока. -Отметьте правильность выполнения у себя на листах самооценки. | -Применяем знания и умения Дифференцированная работа. 1.Три человека выполняют упражнение на карточке: допиши суффиксы –ик. –ек. ок. букетики - букетик снежки - снежок кабачки - кабачок совочки - совочек кирпичики - кирпичик дождички - дождичек каблучки - каблучок сыночки - сыночек мячики - мячик блиночки - блиночек 2.Учебник: стр.26, упражнение 4; Придумать по 3 слова с суффиксами –ик, -ек. –ок. - Оценивают свою работу. | Познавательные: доказательство, построение логической цепи рассуждения, самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера. Регулятивные: контроль и оценка Коммуникативные: оценка действий партнера, коррекция и контроль. Личностные: смыслообразование. |
10.Рефлексия (3 минуты) | -Ребята, давайте вспомним цель нашего урока. -Как вы думаете мы её достигли? - Где вам пригодятся эти знания? Продолжите правило на своем листе. Что у вас получилось? Оцените последний этап нашего урока. -Кто достиг цели и ему было всё понятно на уроке, поднимает зелёный сигнал. У кого остались вопросы — жёлтый сигнал. Кто не достиг цели — красный сигнал. Подарите друг другу комплимент за работу на уроке. -Ребята, спасибо всем за работу! -Выставление оценок. | - Учиться писать суффикс –ок в именах существительных. Ответы могут быть разные. Ребята дописывают и зачитывают: Под ударением в суффиксе имен существительных … (пишется буква о). -Оценивают свою работу. Дарят комплимент соседу по парте. | Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
9.Домашнее задание (по выбору) (1 минута) | Урок 83 упражнение 5, 6 (по выбору). | | Личностные: самоопределение. |