СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род и число имен существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 3 классе с приложениями.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок»

Тема: Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода

Цель:

Обучающая

Закрепить знания по определении рода имен существительных, изменять существительные по числам, определять начальную форму имен существительных

Развивающая

Развитие орфографической зоркости, логического мышления, познавательных способностей, самостоятельности, воли.

Воспитательная

Воспитание взаимопомощи при работе в парах, культуры поведения, привития любви к русскому языку, потребности оценивать свою деятельность.


Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в парах, презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха», карточка личных достижений.


Ход урока.

Слайд 1

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Но сначала повернись, друг другу улыбнись,

Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам!

  • Подумайте, какие качества нужны для успешной  работы, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, активность, старание, сообразительность)

  • Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" , чего бы ты хотел достичь на уроке.


Я  хотел бы  достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно



Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок



Узнать что – то новое



Порадоваться за товарища



Получить «5»




2. Актуализация знаний.

Запишите число, классная работа.

Настрой на урок.

-А урок начнём с загадки.

Тройка – тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. ( зима)

Слайд 2. Картинка зима.

Слайд 3. Подумайте, какую букву  нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ.

Актуализация знаний

З…ма – ?                 Сн…гирь- п                       с…сна- д                  за…ц – з

-Прочитайте слова.

Подумайте, какую букву нужно поставить вместо знака вопроса? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 4. (Снегирь – это птица, поэтому стоит буква п, сосна – это дерево , поэтому стоит буква д, заяц- это зверь, поэтому стоит буква з, а зима – это время года- поэтому вместо знака вопроса должна стоять буква в)

Минутка чистописания

Слайд 5 - Дайте характеристику звуку (В)

В в - Подчеркни свою самую лучшую букву.

(сегодня в течении всего урока стараемся писать букву В каллиграфически!)

-Ребята, а какое задание вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)

-Напишите слова, вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

Проверка

-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков?

Слайд 6. Проверь! Зима- зимы, зимний; снегирь – снег, заяц; сосна- сосны. (у кого нет ошибок !, 1-2 +, 3 и более -)

-Какая орфограмма встречается во всех этих словах? (безударная гласная в корне слова)

-Какое слово лишнее? Почему? (заяц- словарное, безударная гласная, не проверяемая ударением)

-Чем похожи все слова? (это имена существительные)

- Что такое имя существительное?

3. Игра «Да – нет»

-Теперь посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное»

-Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то хлопаем в ладоши. Если не согласны, то качаете головой в разные стороны.

-Итак,начали!.

Имя существительное – это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

Имена существительные бывают только одушевл. ? (нет)

Имена существительные изменяются по числам? (да)

-Придумайте свой вопрос к игре. Что ещё мы знаем о имени существительном? (род)

4.Сообщение темы урока.

-Сформулируйте тему урока. т.е. чем будем заниматься?

Слайд 7. Закрепление. Род и число имён существительных.

Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и число имён существительных.

5.Работа по теме урока.

1. Игра «Ассоциации»

-Ребята, вы сказали, что зима это время года. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

(дети называют)

-Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки …

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика.

1 пара лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую.( снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод)

Слайд 8. Игра «Ассоциации» 2 - женский  род.

2 пара лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую.(метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка)

Слайд 8. Игра «Ассоциации» 3 - средний   род.

3 пара лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую. (солнце, небо, облако, веселье, праздник)

Проверка.

-Какие слова мужского рода придумала 1 пара?  (снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод)

Слайд 9. Снеговик. Большой ком.

-Какие слова женского рода придумала 2 пара ?  (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,)

Слайд 9. Снеговик. Средний ком.

-Какие слова среднего рода придумали ребята 3 пары?  солнце, небо, облако, веселье. волшебство)

Слайд 9. Снеговик. Маленький ком.

Слайд 9. Снеговик полностью с хлопками.

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

2. Обобщение.

-Какого же рода бывают имена существительные? ( имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

Женский род запомню я

И скажу: она, моя

И запомню род мужской

И опять скажу: он, мой.

Средний род: оно, моё.

Это правило твоё.


-Как определить род имён существительных?

  • если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.

  • если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.

  • если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.

-А как определить род имён существительных во множественном числе?

( нужно поставить его в единственное число)

3.Распределительный диктант.

-Посмотрите, на экране имена существительные, стоящие в форме множественного числа. Вы запишите их в единственном числе, распределяя слова в 3 столбика по родам. Разделите тетрадь примерно на 3 столбика

Слайд 10. Поставьте слова в форму единственного числа. Распределите слова в 3 столбика по родам.

Сосны, ели, медведи, ежи, облака, болота

- Как слова сосны и ели связаны с темой «Зима»?

-А медведи и ежи?

Проверка.

-Какие слова записали в 1 столбик?

-Во 2 столбик?

-В 3 столбик?

Слайд 11. Проверь! Слова в столбиках по родам.

(у кого нет ошибок !, 1-2 +, 3 и более -)

4. Зрительная физминутка.

Слайд 12. Зрительная физминутка «Снеговик»

-Сейчас пусть ваши глазки отдохнут. Внимательно следите за передвижением объектов на экране.

Слайд 13.

5.Игра «Брось снежок»

-Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!

- «Бросьте» снежок в слово с ошибкой.

-Возьмите индивидуальные карточки со стола. Они лежат в центре вашего стола.

-Найдите и исправьте ошибки. Место, куда попадёт снежок, выделите карандашом.

На индивидуальных карточках слова: польто, малина, морковь, кравать, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.

Слайд 14 Проверка

-Прочтём слова, в которые попал снежок по порядку - цепочкой

(Пальто, кровать, ученик, капуста, берёза, лопата

-В какие слова снежок не попал? ( малина, морковь, обед)

(у кого нет ошибок !, 1-2 +, 3 и более -)

-Что это за слова? Чем они похожи? ( словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)

- Чем различаются? (по родам)

- А сейчас нужно определить род и показать мне нужную карточку

-Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме единственного числа. Какое это слово? ( пальто)

6.Игра на внимание.

Слайд 15. Слово пальто.

–Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, словарное)

Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

Игра на внимание «Пальто».

-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё…!

7. Составление и запись предложений.

-А теперь придумайте предложения со словом «пальто». ( дети придумывают и говорят вслух)

-Замечательные предложения!

-Запишем…..

Работа с предложением.

-Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте части речи.

Проверка.

-Назовите грамматическую основу этого предложения.

-Определите род у имён существительных.


8. Работа с текстом.

Дополнение текста именами существительными.

-Скоро вся страна будет отмечать праздник 23 февраля. Мы с вами тоже не останемся в стороне и сделаем  сюрприз папе. Какой вы узнаете прочитав текст.

-А что такое текст? (это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить)

-Сейчас нам предстоит работа в парах. Возьмите карточку со стола.

-Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок.

Сюрприз.

Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему ________________. В качестве сюрприза  решили испечь ему ____________. Для этого взяли 2 стакана ___________, налили полстакана _______________, разбили в тесто три  ___________ , добавили для сладости _____________ и чуть – чуть ___________. Сверху всё украсили _____________________. Наш сюрприз очень понравился папе!

Слова для справок: сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктами

Проверка

-Прочитайте, какой текст у вас получился.

Слайд 16. Текст «Сюрприз»

-Ребята, в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа . Назовите их. ( соль, молоко, мука, сахар)

Слайд 17. Текст «Сюрприз» со словами подчёркнутыми.

Здесь есть ещё два слова, имеющие только форму единственного числа – мука и сахар.

-А что можно сказать о других именах существительных, которыми вы дополнили текст? ( имеют форму и единственного и множественного числа)

6.Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведем скорей итог!

-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? ( имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)

- Как определим род существительного?

-Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ, на уроках, в жизни при написании писем, открыток)

Слайд 18. Домашнее задание.

7. Домашнее задание.

Домашнее задание будет по выбору:

1) № 430 на странице 30 учебника

2) Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода.

8. Рефлексия.

-У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку.

Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных,  обведите верхнюю лесенку. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности- среднюю. А если нужно ещё много работать по теме, то нижнюю лесенку.

-Покажите мне свои лесенки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко.

Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" (в графе у меня  получилось).

Расскажи, что  тебе   удалось достичь на занятии.

Что не получилось?

-Я доверяю вам выставить себе отметку в дневнике за урок в первой половине клетки, а во второй половине на перемене появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.



Слайд 19 -Урок окончен, спасибо!


Просмотр содержимого документа
«для урока»

М.р

Ж.р

Ср.р



М.р

Ж.р

Ср.р



М.р

Ж.р

Ср.р



М.р

Ж.р

Ср.р



М.р

Ж.р

Ср.р



М.р

Ж.р

Ср.р






Я  хотел бы  достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно



Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок



Узнать что – то новое



Порадоваться за товарища



Получить «5»







Я  хотел бы  достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно



Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок



Узнать что – то новое



Порадоваться за товарища



Получить «5»











Я  хотел бы  достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно



Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок



Узнать что – то новое



Порадоваться за товарища



Получить «5»







Я  хотел бы  достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно



Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок



Узнать что – то новое



Порадоваться за товарища



Получить «5»







Я  хотел бы  достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно



Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок



Узнать что – то новое



Порадоваться за товарища



Получить «5»



Польто, малина, морковь, кравать, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.





Польто, малина, морковь, кравать, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.





Польто, малина, морковь, кравать, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.





Польто, малина, морковь, кравать, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.





Польто, малина, морковь, кравать, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.





Польто, малина, морковь, кравать, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.



Сюрприз.

Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему ________________. В качестве сюрприза  решили испечь ему ____________. Для этого взяли 2 стакана ___________, налили полстакана _______________, разбили в тесто три  ___________ , добавили для сладости _____________ и чуть – чуть ___________. Сверху всё украсили _____________________. Наш сюрприз очень понравился папе!

Слова для справок: сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктами



Сюрприз.

Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему ________________. В качестве сюрприза  решили испечь ему ____________. Для этого взяли 2 стакана ___________, налили полстакана _______________, разбили в тесто три  ___________ , добавили для сладости _____________ и чуть – чуть ___________. Сверху всё украсили _____________________. Наш сюрприз очень понравился папе!

Слова для справок: сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктами











































Просмотр содержимого документа
«самоанализ»

Самоанализ урока русского языка по теме

Закрепление. Род и число имен существительных.


Тип урока: Закрепление

Цели:

Обучающая

Закрепить знания по определении рода имен существительных, изменять существительные по числам, определять начальную форму имен существительных

Развивающая

Развитие орфографической зоркости, логического мышления, познавательных способностей, самостоятельности, воли.

Воспитательная

Воспитание взаимопомощи при работе в парах, культуры поведения, привития любви к русскому языку, потребности оценивать свою деятельность.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • - ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

  • - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

  • - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

  • - осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;

  • умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

  • умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

  • - знание о постоянных признаках существительного;

  • - умение применять знания в жизненных ситуациях;

  • - умение определять род существительных .



Методы:  частично – поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, использование здоровьесберегающих методик.

Оборудование: дидактические карточки, проектор, экран, компьютер.


Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока- закрепление. Тип урока определяет его структуру. Исходя из типа, урок строится по следующим этапам:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

  3. Минутка чистописания.

  4. Сообщение цели урока

  5. Физминутка.

  6. Задания на развитие мышления. (на исправление ошибок,).

  7. Словарная работа.

  8. Работа с текстом.

  9. Рефлексия.

При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально- волевая сфера, средний уровень развития мышления, трудности в запоминании и усвоении материала.

Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.

Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой. Дети самостоятельно определили тему и цель урока. Приём закрепления в виде игры у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся.

Проверка выполненных работ проводилась коллективно, что даёт возможность всем детям повторить изученное. Осуществлялась связь с жизнью и другими предметами.

На уроке реализованы следующие принципы:

1. принцип адаптивности ( каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, работа в группах, работа в парах.)

2. принцип развития реализовывался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «среднего» учеников.

3. принцип целостности содержания образования ( на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков, это такие темы: « Текст», «Безударные гласные», «Словарные слова».

4. принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретённого знания).

5. принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия.)

Здоровьесберегающий аспект: работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий . Упражнение для глаз по схеме «зрительно-двигательных траекторий», музыкальная физминутка, организация обучения в режиме «динамических поз». Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.

Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной. Мною были использованы критерии самооценки таким образом, что в процессе итогового оценивания ребёнок имел право на ошибку. Анализ самооценки , мне позволит увидеть затруднения как одного ребёнка, так и класса в целом и скорректировать дальнейшую работу с детьми на следующих уроках.

Просмотр содержимого презентации
«к уроку»

У р о к р у с с к о г о я з ы к а

У р о к

р у с с к о г о

я з ы к а

Какую букву нужно поставить вместо знака вопроса ? з…ма - ? сн…гирь – п за…ц – з с…сна – д

Какую букву нужно поставить вместо знака вопроса ?

з…ма - ?

сн…гирь – п

за…ц – з

с…сна – д

Какую букву нужно постави ть вместо знака вопроса? з…ма -  в  с н…гирь – п за…ц – з с…сна – д

Какую букву нужно постави ть вместо знака вопроса?

з…ма - в

с н…гирь – п

за…ц – з

с…сна – д

Проверь! з и ма – з и мы, з и мний сн е гирь – сн е г за я ц с о сна – с о сны

Проверь!

з и ма – з и мы, з и мний

сн е гирь – сн е г

за я ц

с о сна – с о сны

Тема: Закрепление. Род и число имён существительных.

Тема:

Закрепление.

Род и число имён существительных.

Игра  «Ассоциации» 1 пара – мужской род 2 пара – женский род 3 пара – средний род

Игра «Ассоциации»

1 пара – мужской род

2 пара – женский род

3 пара – средний род

Поставьте слова в форму единственного числа Распределите слова в 3 столбика по родам. Ели, болота, ежи, сосны, медведи, облака Мужской род Женский род Средний род

Поставьте слова в форму единственного числа Распределите слова в 3 столбика по родам.

Ели, болота, ежи, сосны, медведи, облака

Мужской род

Женский род

Средний род

Проверь! Мужской род Женский род медведь Средний род сосна ёж ель облако болото

Проверь!

Мужской род

Женский род

медведь

Средний род

сосна

ёж

ель

облако

болото

Игра «Брось снежок»

Игра

«Брось снежок»

Проверь!

Проверь!

  • П а льто м а лина
  • Кр о вать м о рковь
  • уч е ник о бед
  • К а пуста
  • Б е рёза
  • л о пата
пальт о   ср. р.

пальт о

ср. р.

Сюрприз.

Сюрприз.

  • Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему сюрприз . В качестве сюрприза решили испечь ему пирог . Для этого взяли два стакана муки , налили полстакана молока , разбили в тесто три яйца , добавили для сладости сахар и чуть – чуть соли . Сверху всё украсили фруктами . Наш сюрприз очень понравится папе!
Сюрприз.

Сюрприз.

  • Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему сюрприз . В качестве сюрприза решили испечь ему пирог . Для этого взяли два стакана муки , налили полстакана молока , разбили в тесто три яйца , добавили для сладости сахар и чуть – чуть соли . Сверху всё украсили фруктами . Наш сюрприз очень понравится папе!
Домашнее задание выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода .

Домашнее задание

выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода .

Молодцы!

Молодцы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!