СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Употребление глаголов в речи", 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был проведен в рамках Дня открытых дверей, на котором присутствовали коллеги и родители учащихся. Данный урок вызвал интерес и у учащихся, и у присутствующих

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Употребление глаголов в речи", 6 класс»

Урок русского языка по теме: "Употребление глаголов в речи". 6-й класс

Цели:

  1. Формировать понимание роли и употребления глагола в текстах разных стилей с целью достижения точности, информированности и выразительности.

  2. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в художественной речи.

3.      Воспитывать сознательное отношение к жизни, своим поступкам, окружающему.

Учебные пособия:

Русский язык под редакцией С. И. Львовой; М., Мнемозина 2008г.

Ход урока

1.      Орг. момент.

Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

 «Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

Н. Греч

 

Конечно, это глагол. Запишите высказывание в тетрадь. Как вы понимаете эти слова? Животворит – одухотворяет. На прошлом уроке мы говорили о синтаксической роли глагола в словосочетании и предложении. Ещё одна единица синтаксиса – текст. Сформулируем тему урока. Глагол в тексте. Изначально слово глагол обозначало просто слово, а глаголить значило говорить. Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу языка в разных стилях речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».

2.       Тема урока. Слово «глагол».

Попробуем сформулировать цели урока:

Знать: какую роль играют глаголы в тексте.

Уметь: находить глаголы, определять их значение.

 

Как вы думаете, где в речи используется глагол? В разных стилях речи и имеет разное назначение. Рассмотрите таблицу, с которой мы будем работать. По ходу урока будем заполнять таблицу, плюсиками обозначая соответствующее значение.

 

Роль глаголов в разных стилях речи

 

Стили речи

Значение

Придаёт

прямое

переносное

точность

особую выразительность

 Разговорный

 

 

 

 

Деловой

 

 

 

 

Публицистический

 

 

 

 

Научный

 

 

 

 

Художественный

 

 

 

 

Для разных стилей речи характерны разные типы речи Таблица у нас в учебнике.

 

1)                 Разговорный стиль.  Сценку играет ученик (Упр. 554).

Что вас поразило в этой сценке? Насколько важны глаголы в разговорном стиле? От кого мы можем услышать подобное? Как бы вы охарактеризовали такого ученика? В каком значении употреблены глаголы: в прямом или в переносном? Заполните таблицу. Эта сценка написана специально для учебника русского языка одним из авторов. Элементы разговорного стиля использованы для стилизации.

2)       Деловой стиль. Презентация. Послушайте юмористический рассказ в форме делового отчёта школьника об одном дне каникул (Драгунский «Денискины рассказы»). Здесь тоже применяется приём стилизации. Какие глаголы использованы в данном тексте – в прямом или переносном значении? Заполните таблицу. Дайте оценку автору такого делового отчёта. Можно ли согласиться с героем этого рассказа, что этот день был действительно интересный? Как же нужно жить?

У знаменитого русского поэта ХХ века Бориса Пастернака есть строка, в которой сформулированы жизненные цели: «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия…»

Как называются глаголы в цитате? Какую роль играют? (Точность, чёткость сформулированных жизненных принципов).

 

Запишите цитату в тетрадь. Этот девиз неплохо бы использовать в жизни. Попробуем его использовать и на нашем уроке.

 

3)                 Публицистический стиль. Презентация.

Прочитайте текст. О какой общественно значимой проблеме здесь говорится? Определите тип речи. К чему призывает автор текста? Выделите ключевые слова. Какое место занимают по употреблению глаголы в публицистическом стиле?

Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома: в своей семье, в отношениях со своими родными. Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими. Это тот, кто в равной степени вежлив со старшими и младшими по годам и по положению.  Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. Воспитывать в себе нужно бережное отношение к миру, к обществу к природе, даже к животным, птицам и растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живёшь.

 Лихачёв Д.С.

4)                 Научный стиль. Презентация.

Работа с лингвистическим текстом упр. 553.

Прочитайте текст. Назовите признаки научного стиля. Что нового вы узнали о глаголе из текста?

5)                 Художественный стиль. Презентация.

Упр.552.

Упр. 556.

Заполните таблицу.

Выпишите в лист контроля

Глагол занимает……….. место по частоте употребления в речи.

В разговорном, деловом, научном, публицистическом чаще всего используются глаголы в  …………….. значении для достижения…………….

В художественном стиле чаще используются глаголы в …………… значении для …………………………..

Проверьте себя . Ответы на слайде.

3.       Практическая часть.

1)                 Прослушайте и прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого. Назовите глаголы повелительного наклонения. Определите их значение. Найдите фразеологизмы. С какой целью вводит их автор? В чём заключается основная мысль стихотворения?

Николай Заболоцкий

 

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

 

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

 

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

 

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

 

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

 

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

 

2)                 Прочитайте стихотворение К. Рыленкова. Назовите глаголы-синонимы и однокоренные глаголы.  С какой целью автор использует их? Какие строчки стихотворения выражают главную мысль?

Н.Рыленков

Все в тающей дымке

Все в тающей дымке
Холмы перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало 
увидеть,
Здесь нужно 
всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало 
услышать,
Здесь 
вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.


3) Прочитайте стихотворение И. Северянина. Вставьте пропущенный глагол, обоснуйте свой выбор.  О чём это стихотворение?

В парке плакала девочка

В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты папочка

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, —

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»...

И отец призадумался, потрясенный минутою,

 

 

И __________  все грядущие и капризы, и шалости

Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

 

Простить – глагол прощения. Умение прощать, способность сострадать поистине великие качества человека. Надеюсь, и вы почувствовали «животворящую силу» глагола.

 

 Пора подвести итоги. Мы говорили о роли глагола в тексте. Посмотрите, какие цели мы ставили. Нам помогли слова Пастернака «жить, думать, чувствовать, любить». Давайте проверим, как насчёт «свершать открытия». Напишите, что вы открыли для себя на уроке.

 

Сегодня на уроке я открыл для себя…………………………………………………..

Вывод: русский язык богат глаголами, что даёт возможность выражать мысли более точно, ярко, образно.

Категория: Шмырова Е. Ф. | Добавил: tion (15.02.2012)