Урок русского языка по теме: "Употребление глаголов в речи". 6-й класс Цели: Формировать понимание роли и употребления глагола в текстах разных стилей с целью достижения точности, информированности и выразительности. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в художественной речи. 3. Воспитывать сознательное отношение к жизни, своим поступкам, окружающему. Учебные пособия: Русский язык под редакцией С. И. Львовой; М., Мнемозина 2008г. Ход урока 1. Орг. момент. Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист? «Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова». Н. Греч Конечно, это глагол. Запишите высказывание в тетрадь. Как вы понимаете эти слова? Животворит – одухотворяет. На прошлом уроке мы говорили о синтаксической роли глагола в словосочетании и предложении. Ещё одна единица синтаксиса – текст. Сформулируем тему урока. Глагол в тексте. Изначально слово глагол обозначало просто слово, а глаголить значило говорить. Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу языка в разных стилях речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу». 2. Тема урока. Слово «глагол». Попробуем сформулировать цели урока: Знать: какую роль играют глаголы в тексте. Уметь: находить глаголы, определять их значение. Как вы думаете, где в речи используется глагол? В разных стилях речи и имеет разное назначение. Рассмотрите таблицу, с которой мы будем работать. По ходу урока будем заполнять таблицу, плюсиками обозначая соответствующее значение. Роль глаголов в разных стилях речи Стили речи | Значение | Придаёт | прямое | переносное | точность | особую выразительность | Разговорный | | | | | Деловой | | | | | Публицистический | | | | | Научный | | | | | Художественный | | | | | Для разных стилей речи характерны разные типы речи Таблица у нас в учебнике. 1) Разговорный стиль. Сценку играет ученик (Упр. 554). Что вас поразило в этой сценке? Насколько важны глаголы в разговорном стиле? От кого мы можем услышать подобное? Как бы вы охарактеризовали такого ученика? В каком значении употреблены глаголы: в прямом или в переносном? Заполните таблицу. Эта сценка написана специально для учебника русского языка одним из авторов. Элементы разговорного стиля использованы для стилизации. 2) Деловой стиль. Презентация. Послушайте юмористический рассказ в форме делового отчёта школьника об одном дне каникул (Драгунский «Денискины рассказы»). Здесь тоже применяется приём стилизации. Какие глаголы использованы в данном тексте – в прямом или переносном значении? Заполните таблицу. Дайте оценку автору такого делового отчёта. Можно ли согласиться с героем этого рассказа, что этот день был действительно интересный? Как же нужно жить? У знаменитого русского поэта ХХ века Бориса Пастернака есть строка, в которой сформулированы жизненные цели: «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия…» Как называются глаголы в цитате? Какую роль играют? (Точность, чёткость сформулированных жизненных принципов). Запишите цитату в тетрадь. Этот девиз неплохо бы использовать в жизни. Попробуем его использовать и на нашем уроке. 3) Публицистический стиль. Презентация. Прочитайте текст. О какой общественно значимой проблеме здесь говорится? Определите тип речи. К чему призывает автор текста? Выделите ключевые слова. Какое место занимают по употреблению глаголы в публицистическом стиле? Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома: в своей семье, в отношениях со своими родными. Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими. Это тот, кто в равной степени вежлив со старшими и младшими по годам и по положению. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. Воспитывать в себе нужно бережное отношение к миру, к обществу к природе, даже к животным, птицам и растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живёшь. Лихачёв Д.С. 4) Научный стиль. Презентация. Работа с лингвистическим текстом упр. 553. Прочитайте текст. Назовите признаки научного стиля. Что нового вы узнали о глаголе из текста? 5) Художественный стиль. Презентация. Упр.552. Упр. 556. Заполните таблицу. Выпишите в лист контроля Глагол занимает……….. место по частоте употребления в речи. В разговорном, деловом, научном, публицистическом чаще всего используются глаголы в …………….. значении для достижения……………. В художественном стиле чаще используются глаголы в …………… значении для ………………………….. Проверьте себя . Ответы на слайде. 3. Практическая часть. 1) Прослушайте и прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого. Назовите глаголы повелительного наклонения. Определите их значение. Найдите фразеологизмы. С какой целью вводит их автор? В чём заключается основная мысль стихотворения? Николай Заболоцкий НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому, Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! 2) Прочитайте стихотворение К. Рыленкова. Назовите глаголы-синонимы и однокоренные глаголы. С какой целью автор использует их? Какие строчки стихотворения выражают главную мысль? Н.Рыленков Все в тающей дымке Все в тающей дымке Холмы перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. 3) Прочитайте стихотворение И. Северянина. Вставьте пропущенный глагол, обоснуйте свой выбор. О чём это стихотворение? В парке плакала девочка В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты папочка У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, — Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»... И отец призадумался, потрясенный минутою, И __________ все грядущие и капризы, и шалости Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости. Простить – глагол прощения. Умение прощать, способность сострадать поистине великие качества человека. Надеюсь, и вы почувствовали «животворящую силу» глагола. Пора подвести итоги. Мы говорили о роли глагола в тексте. Посмотрите, какие цели мы ставили. Нам помогли слова Пастернака «жить, думать, чувствовать, любить». Давайте проверим, как насчёт «свершать открытия». Напишите, что вы открыли для себя на уроке. Сегодня на уроке я открыл для себя………………………………………………….. Вывод: русский язык богат глаголами, что даёт возможность выражать мысли более точно, ярко, образно. |