Урок русского языка по теме
«Вводные слова». 8-ой класс.
Серых Лидия Михайловна, учитель русского языка и литературы
Цель деятельности учителя: познакомить с понятием «вводное слово»;
обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с водными словами.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, групповой деятельности, исследовательской и аналитической деятельности, информационно-коммуникационые, развивающего обучения.
Решаемые проблемы: что такое вводное слово, каковы разряды по значению вводных слов и вводных сочетаний, каковы условия выделения на письме вводных слов, вводных сочетаний, как уместно и правильно использовать вводные слова в своей речи.
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей; формирование у учащихся построения и реализации знаний; работа в группах; конструирование лингвистического рассуждения при помощи учителя; контроль и самоконтроль изученных понятий; выполнение тестовых заданий, мотивация к пополнению и употреблению вводных слов.
Планируемые результаты:
1) предметные: умение выявлять в тексте вводные слова, предложения; умение употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп;
2) ууд: коммуникативные – владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Регулятивные – осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений с вводными словами.
3) личностные: развитие навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы и приемы, используемые на уроке: эвристическая беседа, поисково-исследовательский метод, творческое задание.
Оформление урока: эпиграф к уроку «Мы знаем о литературе все, кроме одного6 как ею наслаждаться» (Д.Ж.Хеллер), «Каждый раз, когда, отложив книгу ты начинаешь раздумывать, книга достигла цели»(Ян Корчаг), «Как хорошо - уметь читать» (В.Д.Берестов);презентация.
Ход урока
ОРГ.МОМЕНТ
- Добрый день, давайте друг другу посмотрим в глаза, улыбнемся. Садитесь. Открываем тетради и записываем число и один из понравившихся эпиграфов.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Как вы думаете, почему мы сегодня взяли такой эпиграф? Вашему вниманию предлагаются 4 изображения, и вам необходимо найти что-то общее, что объединяет все фотографии, и назвать это одним словом. Внимание на экран. (Ключевое слово «литература»)
Сегодня на уроке русского языка мы будем говорить о литературе.
- Кто ваш любимый писатель?
- Произведения какого жанра вам больше нравятся? Как вы думаете, зависит ли от объема произведения его художественность, выразительность речи?
- Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого читателя. («For sale: baby shoes, never worn») . Перевод: «Продаются детские ботиночки, неношеные»
- Чем мог растрогать данный рассказ. С помощью какого стилистического приема? /Разбор по членам предложения – нарушен порядок слов: Инверсия - перестановка слов или словосочетаний, нарушающая обычный порядок слов или словосочетаний/
- Но вернемся к смыслу предложения. Этот рассказ несомненно трогает, но какую эмоцию он вызывает? (Грусть). Записываем в тетрадь.
- Подберите синонимы (Печаль, тоска, горе, уныние, скорбь, сожаление)
- Попробуйте добавить такое слово в это предложение, которое поможет вам выразить чувство сожаления.
К сожалению, продаются детские ботиночки, неношеные.
- Попробуйте задать вопрос к этому слову.
- Как вы думаете, может ли это слово являться членом предложения? Какие еще слова не являются членом предложения (обращения).
- Как бы вы назвали такой член предложения, который вводит в предложение и выражает свое отношение к сообщаемому?
Формулирование темы и цели урока
- Сформулируйте тему урока (Вводные слова) – запись в тетради темы урока.
- Как вы думаете, что будет являться целью нашего урока? Для чего нужно знать вводные слова? (чтобы грамотно употреблять вводные слова в речи)
/Обратите внимание, на ваших партах лежат листы самоконтроля, на каждом этапе предлагаю вам самим ставить себе оценку/
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Вернемся, к нашему рассказу. С какой целью мы добавили слово «к сожалению»? Можно ли его заменить на вводное слово «к счастью»? (выразить свою эмоцию, отношение к тому, о чем говорится в предложении). Т.е смысл предложения от этого не меняется - можно поменять позицию слова в предложении, убрать его. Чтобы выделить вводное слово, ставим выделительные знаки препинания с двух сторон – запятые.
Обобщив вышесказанное, попробуйте сформулировать определение вводного слова.
Вводные слова – это слова или сочетания слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию предложения.
Вводные слова при произнесении выделяются интонацией (паузами, снижением тона ии сравнительно быстрым произнесением), а на письме выделительными знаками препинания – запятыми.
Работа в группах
Обратите внимание на конверты, лежащие на столе. В них собраны вводные слова. Попробуйте рассортировать слова на группы по значениям, также дайте название каждой группе. Слова каждой группы разложите столбиком. У вас 3 минуты. (Распределяют слова по категориям. Команда, у которой больше всего категорий, проговаривает название категории и вошедшие туда слова. Остальные дополняют)
Определите значение вводных слов:
Различная степень уверенности | Конечно, несомненно, безусловно, действительно Наверное, кажется, может быть, должно быть, думаю, |
Различные чувства | К счастью, к сожалению, что обидно, удивительно, по справедливости, смешно сказать |
Источник сообщения | по мнению кого-либо, по-моему, по слухам, по преданию, с точки зрения кого-либо |
Порядок мыслей и их связь | Во-первых, следовательно, таким образом, с одной стороны, в общем, кстати, кстати сказать, к слову сказать и др. |
Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслей | Словом, иначе говоря, проще сказать |
Работа с текстом
Задание 1
- Вы познакомились с основными группами вводных слов, теперь давайте попробуем научиться видеть вводные слова в предложении. Прочтите, пожалуйста, отрывок напечатанный на желтом листочке.
Друзья мои, читайте книги! Книги – наши учителя и помощники. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.
/прошу учащихся по очереди читать предложения, искать вводные слова, называть группу/
Словарная работа. Запись в тетрадь.
- Сегодня мы говорим о книгах. Кто из вас знает, как называю человека, который любит книги? (Библиофил, а, м. (от греч. bjbljon – книга и phjlos – друг). Любитель и знаток книг, собиратель книжных редкостей. Родственные слова – библия, библиотека, библиография и т. д.)
- Много ли библиофилов среди ваших друзей, как вы думаете, почему современные дети мало читают?
Самостоятельная работа с текстом
- Предлагаю обратиться к тексту Н. Лебедева, познакомиться с его точкой зрения на эту проблему.
Задание 2
Прочитать текст, найти, выделить в овал и запятыми вводные слова, использовать слова для справок
(1)Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несёт в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может.
(2)Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пушкина или Чехова. (3)Ибо человек, читающий такие книги, естественно, является человеком разумным, человеком нравственным.
(4)Известны слова Горького: «Любите книгу - источник знания». (5)Наверное, к этому следовало бы добавить, что хорошая книга - это и средство воспитания чувств, духовного возвышения личности, это мир человеческих переживаний. (6)Кроме того, книга приобщает к красоте родной речи.
(7)В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны. (8)Например, Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене, может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу.
(10)В целом мы были и, хочется надеяться, остаёмся более начитанным народом, чем многие другие. (11)И всё-таки всё чаще задаёшь себе вопрос: «А будут ли наши дети читать Пушкина?» (12)Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, по результатам социологических исследований, заметно изменился. К сожалению, «художественную» литературу потеснило развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы. Действительно, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьёзного чтения. Конечно, желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст.
(20)Мощными конкурентами книги стали кино и телевидение. Но в отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. (29)Превращение телевидения в основной канал информации, по утверждению психологов, свидетельствует о том, что мы переходим на образно-подсознательное восприятие в ущерб рациональному. (30)Ещё в XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестаёт мыслить».
(З1)Вопрос «Будут ли наши дети читать Пушкина?» символичен: в нём звучит беспокойство о нашем будущем. (32)Ведь оно зависит от нравственного облика, духовного мира тех, кто сегодня сидит за школьной партой или в университетской аудитории. (33)Им определять судьбу нашей цивилизации в XXI веке.
(34)Так сделаем же всё, чтобы наши дети читали Пушкина!
(определить тему текста, основную мысль, стиль текста, тип текста)
- Почему для данного стиля речи (публицистического) характерно употребление вводных слов? К какой смысловой группе относятся вводные слова, употребленные автором?
Графический диктант. Внимание на экран.
В русском языке многие слова могут употребляться двояко: и в качестве вводных слов, и в качестве членов предложения.
Может быть, мой брат станет писателем.
(может быть – вводное сочетание)
Мой брат может быть писателем.
(может быть – часть сказуемого)
1. Укажите, в каком предложении слово КАЖЕТСЯ не является вводным.
1) Солнце и кажется само небо пряталось за скалами.
2) Пес мой мог бы кажется почуять птицу и под землей.
3) Парусное учение на всей эскадре прошло кажется хорошо.
4) Ей кажется что лес молчит укоризненно, сухо, сердито.
2. Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным.
1) Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице.
2) Правда глаза колет.
3) Правда в огне не горит и в воде не тонет.
4) Деньги смогут много, а правда все.
Развитие устной и письменной речи (работа в парах). Устное сочинение на выбронное изречение.
Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество.
Клод Гельвеций – французский литератор и мыслитель
Книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью.
Вольтер- один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик,сатирик, трагик, историк, публицист.
Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество.
Виктор Гюго - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма.
Книги — лучшие товарищи старости, в то же время они — лучшие руководители юности.
Сюмюэл Смайлс - шотландский писатель и реформатор.
Вопрос к классу: Что вы знаете об этих авторах?
ИТОГ УРОКА
Обратимся к словам Пешковского «Вводные конструкции – это инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению».
- Согласны ли вы с этим утверждением?
Вернемся к цели нашего урока
- Для чего необходимы вводные конструкции и вводные слова в нашей речи?
(вводные конструкции способны расширить возможности нашего русского языка, красочность речи, с их помощью можно ярко, точно, образно выразить своё отношение к тому, что сообщается. Можно полноценно участвовать в речевом акте, требующем точного и выразительного формулирования мысли и своего отношения к сообщаемому).
Подведение итогов урока, оценка работы учащихся на уроке.
Самопроверка (Лист самооценки)
Формулирование темы и цели урока | Теорети- ческий материал | Работа по карточкам (значение вводных слов) | Работа с текстом, задание 1 | Самостоятеьная работа к с текстом, задание 2 | Графический диктант (Вводные слова и омонимичные члены предложения) | Работа в парах |
| | | | | | |
Обобщение учителя о необходимости обращения к дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний. Добавить в таблицу найденные вводные слова.
Домашнее задание: Творческая работа с употреблением вводных слов на тему: «Люблю ли я читать?»