УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» в 5 классе (третий урок по теме)
Цели урока:
1. Обобщить и закрепить знания учащихся о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе.
2. Развивать знания о согласовании прилагательного с существительным.
3. Выработать умение правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова.
4. Повышать общий уровень развития и информационной культуры учащихся, их познавательную активность.
5. Воспитывать культуру общения, письма, стремление к саморазвитию и самоорганизованности.
ХОД УРОКА:
1. Оргмомент.
2. Повторение:
А) Диктант по упр. 586
Б) Беседа:
1. Какую тему мы изучаем?
2. Как определить, какую гласную нужно писать в окончаниях имён прилагательных?
3. как правильно выбрать гласную после шипящих в окончаниях имён прилагательных?
В) Индивидуальная работа у доски. Вставить пропущенные буквы. Определить падеж имён существительных.
1. На свеж…м воздухе, в больш…м дремучем лесу, по горяч…му следу, за рыж…й белкой, у скрипуч…го дерева, после хорош…й охоты
Г) Выполнить синтаксический разбор предложения:
Потоки ярко… солнечно…света заливают лесн… поляны.
Выполнить морфемный разбор слов ЛЕСНЫЕ, ЯРКОГО.
3. Работа по карточкам 2 человека.
4. Анализ текста. Объяснить орфограммы на месте пропущенных букв. Расставить недостающие знаки препинания.
Как хорош и привлекателен весенний лес! По прозрачному голубому небу плывут сер…ватые, словно пуховые, обл…ка ярк… солнечн… лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж и пахуч. Сквозь прошлогодн… листву пробиваются первые зелён… р…сточки. Повсюду на темн…м фоне дубов..х и осинов…х стволов мелькают ослепительно бел…й корой берёзы зовут напиться прохладн… ароматн… сока.
- Какова тема этого текста?
- Определите тип текста.
- Какое это описание: деловое или художественное?
- Описание создаётся с помощью использования различных выразительных средств. Найдите в тексте эпитеты, сравнения. Для чего автор их использует?
- Что является предметом описания? Как называется описание природы? (пейзаж)
5. Упражнение 581.
6. Физминутка
7. Минута отдыха. Познакомьтесь со сказкой Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые»
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит Калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
1. Найдите в тексте имена прилагательные.
2. Докажите, что эти слова являются именами прилагательными.
3. Выделите окончания.
8. Задание: 1) спишите текст, распространив его определениями (повторить термины «распространённое предложение», «определение»). 2) поставьте к прилагательным вопросы от существительных, выделив окончания прилагательных. В случае затруднения используйте слова для справок.
На лугах
Ползают по былинкам (?) жучки, порхают (?) бабочки. Издалека слышно (?) пчелу, с цветка на цветок перелетают (?) шмели. Медовый запах исходит от (?) клевера.
(По Соколову-Микитову)
Слова для справок: пёстрые, мохнатые, разноцветные, трудолюбивая, сочный.
9. Напишите рассказ по картине, используя прилагательные. Подумайте, какой тип речи будет преобладать в вашей работе.
10. Вывод: - Что ждали от урока? Удалось ли достичь желаемого?
11. Домашнее задание: 1 группа – найти и принести в класс картинку с изображением животного; 2 группа – найти описание животного в художественной литературе
Всем прочитать текст упр. 587