СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Правописание о-ё после шипящих"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезной молодым начинающим педагогам.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание о-ё после шипящих"»

Урок русского языка

Дата проведения: 25 марта 2011 г.

Класс: 5б

Тема урока: Правописание о-ё после шипящих в корне.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: частично поисковый, аналитический, сравнительный,

практический, устный.

Технологии обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающая

Оборудование урока:

учебник русского языка для 5 класса под редакцией Г.Г.Граник (особенностью УМК под редакцией Г. Г. Граник является большая роль самостоятельной работы при изучении нового материала, в данном случае учитель выступает в роли тьютора, в том числе и при первичном закреплении новых знаний)

Цели урока:

Образовательная: в течение урока сформировать понятие о правописании гласных о-ё в корне после шипящих.

Развивающая: продолжать развивать культуру речи учащихся, развивать орфографическую зоркость, умение работать по инструкции.

Воспитательная: воспитывать умение слушать учителя, ответы друг друга.

Ход урока:

1.Организационная часть. Стадия ВЫЗОВА.

Говорю вам «Добрый день!»

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать

Послушайте грамматическую сказку «Капризные буквы»

Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами я, ю, ы, э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам о, е, ё! То всем шипящим подавай букву е, то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять рядом с о или ё. Вот и приходится писать:

Ш_л по ш_ссе с грачом ч_рный галчонок. (Слова записаны на доске)

Вставьте пропущенные буквы.

Выделите части слова.

Сформулируйте тему и цель урока.

(Запись на доске учителем и в тетрадях учащимися)

Я хочу знать… (способ выбора о - ё после шипящих в корне)

Я хочу уметь… (обосновывать выбор о - ё после шипящих в корне)

Итак, сегодня мы познакомимся с ещё одним нефонемным правилом:

правописанием букв О-Ё в корне после шипящих.

2.Проверка домашнего задания (повторение фонемных и нефонемных правил).

1.Что такое главное правило орфографии?

2.Вспомните, какие вы знаете фонемные правила. Приведите примеры.

(Правописание мягкого знака для обозначения на письме мягких фонем; отсутствие ь в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ; гласные И, А, У после шипящих; непроизносимые согласные.)

3.А какие правила мы называем нефонемными? Приведите примеры.

( Правописание И-Ы после Ц.)

Объясните правописание слов.

Цыганский табор, маленький цыпленок, росточки цитрусовых, новый циркуль, билеты в цирк, поливать огурцы, сестрицын платок, громко цыкнуть, побывать в Греции.

3.Изучение нового материала. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ.

1.Работа с учебником п.100, стр.108

  1. Приём «Чтение с остановками»

Вопросы для первой остановки (после первого абзаца):

  • Какие корни пишутся вопреки главному правилу орфографии?

  • Как мы с вами называем корни с чередованием?

Вопросы для второй остановки (после второго абзаца):

  • С какими буквами связано еще одно нефонемное правило?

  • Вспомните и назовите шипящие буквы.

Вопросы для третьей остановки (после прочтения стихотворения):

  • Какой звук многократно повторяется в стихотворении?

  • Какое впечатление об окружающей обстановке создается с помощью этого звука?

  • Как называется этот поэтический прием?

  1. Исследование

  • Найдите и выпишите слова, в корнях которых после шипящего пишется буква О или Ё. Попробуйте подобрать к этим словам однокоренные с буквой Е.

  • С каким словом удается это сделать?

  • Попробуйте самостоятельно вывести правило написания О-Ё после шипящих.

  • Сверьте свои предположения с текстом параграфа (правило в рамочке)

2.Знакомство с правилом и самоинструкцией (стр.109-110).

3.Словарная работа: крыжовник, шорох, обжора, капюшон, шов, чащоба, трущоба, трещотка, чопорный, шорник, мажор, шорты.

4.Запомнить исключения можно при помощи «Весёлых рифм»:

Шоколад, шофёр, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба.

ФИЗМИНУТКА Тюша-Плюша

Тюша-Плюша, Толстячок
Шел зимой на родничок

       

(Ходьба на месте на носках, руки за голову, спина прямая.)

Пых-пых! Пых-пых!
Нес он два ведра пустых,

 

(Полуприсед, руки к плечам, спина прямая.)

Сел на варежку верхом 
И поехал с ветерком.

 

(Махи ногами в стороны, спина прямая.)

Едет Тюша с горки, 
А за ним ведерки.

 

(Четыре раза поочередно поднять согнутые ноги и опустить на пол – спина прямая.)

4.Закрепление материала.

Задание 424. Задание к упражнению читает ученик.

Подберите проверочные слова. Значение слов бечёвка, щёголь, чёлн уточняется по словарю.

Жёлтый – желтеть

Дешёвый – дешевле

Шёлк – шелковистый

Щёголь – щеголять

Решётка – решето

Расчёска – расчесать

Пчёлка – пчелиный

Жёлудь – желудёвый

Щётка – щетина

Бечёвка – бечева

Печёнка – печень

Кошёлка – кошелёк

Жёрнов – жернова

Чёлн – челнок

Шёрстка – шерстинка

Кочёвка – кочевать

Чёрствый – черстветь

Жёсткий - жестковатый

Мне нравится паштет из гусиной печёнки.

По реке скользил одинокий челн.

Мой младший брат – настоящий щёголь.

Пачка книг была перевязана бечёвкой.

ФИЗМИНУТКА для глаз

Глазки быстро заморгали

Раз, два, три, четыре, пять.

Но от этого устали и зажмурились опять.

Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.

Но пройдет ещё минута, надоест им так сидеть.

Задание 425.Слова записаны в транскрипции. Запишите их обычным, буквенным способом. Укажите исключения.

Слова записаны на доске.

Задание 426.

5. Домашнее задание п.100, з.427, 428.

Учитель комментирует задания к упражнениям.

6.Итог урока. Стадия РЕФЛЕКСИИ.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с ещё одним нефонемным правилом: О – Ё после шипящих в корне. Вернитесь к целям, которые вы ставили в начале урока, и оцените себя, достигли вы поставленных целей?

Что вы узнали о написании гласных О – Ё после шипящих?

С какими словами-исключениями познакомились?

На полях тетради оцените, всё ли было понятно на уроке:

красный круг – всё понятно;

зелёный – понятно, но возникали вопросы в процессе выполнения заданий; чёрный – не понял тему.

Нарисуйте лесенку и оцените свою активность на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!