Обобщающий урок русского языка в 7 классе на тему «Деепричастие»
Разработка Мамчур Г.Н., учителя русского языка
Цели: 1) обобщить, систематизировать материал по теме «Деепричастие», закрепить изученные орфограммы и пунктограммы, помочь усвоить грамматико-стилистическую норму употребления деепричастий в предложении;2) способствовать развитию знаний и умений применять их в учебной ситуации, развитию коммуникативных навыков, умения рассуждать на лингвистическую тему в плане подготовки к ОГЭ; формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,3) способствовать формированию интереса к предмету, исследовательской деятельности, воспитанию патриотических чувств на примере краеведческого материала.
Приложение (презентация)
На предыдущем уроке обучающиеся были разделены на 3 группы – историков, экспертов и лингвистов в соответствии с домашним заданием.
Ход урока
I Оргмомент, целевая установка ( Слайд1) Деепричастие – одна из интереснейших частей речи. Ученые-лингвисты до сих пор спорят о её самостоятельности, т.к. есть мнение о деепричастии как особой форме глагола. Но «несомненное преимущество деепричастий заключено в их краткости и динамичности», по мнению лингвиста Д.Э.Розенталя. Согласимся ли мы с этим? (слайд 2)
II.Актуализация знаний
- Что такое деепричастие? Каково его происхождение?
1Выступление группы историков.
1 Вопрос о времени возникновения деепричастия в русском языке является одним из спорных. Одни считают, что оно существовало уже в 14 веке. По мнению Алексея Александровича Шахматова - в 18 веке. По происхождению деепричастие в русском языке восходит к краткой форме именительного падежа причастия. Деепричастие – неизменяемая форма глагола, соединяющая в себе признаки глагола и наречия. Такие формы существуют ещё в латинском, французском, тюркских языках
2 Рассказ об образовании деепричастий совершенного и несовершенного видов по таблице (слайд 3)
3 Рассказ об истории слова будучи ( слайд 4)
Задание: образовать от данных глаголов деепричастия. Выделить суффиксы
Дрожать, залить, бежать, возвращаться, показаться, гибнуть.
- От всех ли глаголов можно образовать деепричастия? (Выводы)
2 Работа с текстом
1Чтение текста «Наш город» (слайд 5)
Красив Тобольск с воды. От самого устья Тобола над г…ризонтом, словно кр…суясь, встаёт Кремль. По мере пр…бл..жения он всё р…стёт. Разв..рачивается, насыщаясь белым цветом. Тёмным к…вром расст…лается перед ним нижний город, прореза(н,нн)ый с…луэтами церквей. Лучше начать знакомство с городом с пр…брежной зоны, напр…вляясь вдоль красивой р…чушки Абрамовки к бывшему Знаменскому монастырю
Глядя с Панина бугра, наблюдаеш… великолепное зрелище. С кремлёвского х…лма хорошо просматривает(?)ся лучевая сеть основных улиц. Развитие города шло как в северном, так и в южном направлени… . Постепенно складывалась и поперечная сеть улиц, в…дя к взвозам и на берег Иртыша. В нач…ртани… улиц нижнего посада можно прочитать слово «мир». С иртышского моста можно любоват(?)ся отвесными кручами высокого берега, особенно ощ…щая суровое величие древнего города и живое дыхание самой истории. (По книгам С. Заварихина «В древнем центре Сибири» и Д. Копылова «Тобольск»)
2 Беседа по содержанию текста
- О чём говорится в тексте?
- На какие 2 части можно его разделить?
- Тип текста. Стиль речи
- Найти деепричастия, определить их роль в тексте
- Выделить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся.
- Объяснить орфограммы
- Выполнить морфологический разбор слов возвышаясь, прорезанный
(Выводы об употреблении деепричастий в художественном стиле)
- Действительно, деепричастия в текстах художественного стиля выполняют эстетическую функцию, они «украшают» глагол, придают ему отличительные признаки, дополняя основное действие. Об этом будете писать в 9 классе, работая над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ОГЭ 15.1)
3 Выступление группы экспертов.
(Ребята анализировали тексты учебников 7 класса по другим предметам)
Цель исследования: как часто употребляются деепричастия в текстах научного стиля?
Какова их роль? (слайд 6)
Например, «Предполагая, что с каждой точкой плоскости связано некоторое число, которое будем называть массой» (математика), «Вычисляя силу тока, применяют следующую формулу». «В 1538 году 19 летний студент Галилео Галилей, наблюдая за колебанием люстры в сборе, заметил, что промежуток времени, в течение которого происходит одно колебание, почти не зависит от размаха колебаний» (физика). Осматриваясь, суслики встают в характерную позу, напоминающую столбик (биология)
(Выводы об употреблении деепричастий в текстах научного стиля)
Задание: (ЕГЭ задание №7)
1) Вставить д.о. в предложение
2) Перестроить предложение, заменив один из глаголов деепричастием
3) Из 2 простых предложений составить новое с д.о.
4) Заменить одну из частей сложного предложения д.о.
1)Лианы густо обвивают стволы деревьев, высоко взбираются на них и оттуда свисают гирляндами…
(Лианы густо обвивают стволы деревьев, высоко взбираются на них и оттуда свисают гирляндами, делая лесную чащу непроходимой)
2) Вода и воздух проникают по трещинам и порам в глубь горных пород, участвуют в процессе выветривания
(Вода и воздух, проникая по трещинам и порам в глубь горных пород, участвуют в процессе выветривания)
3) Орангутанг по земле не прыгает, а передвигается с помощью рук. Он цепляется за ветки, иногда очень быстро, тело держит вертикально.
(Орангутанг по земле не прыгает, а передвигается с помощью рук, цепляясь за ветки, иногда очень быстро, тело держит вертикально)
4) Человек создаёт заповедники и заказники, так как стремится сохранить на планете многообразие животного мира
(Создавая заповедники и заказники, человек стремится сохранить на планете многообразие животного мира).
4 Выступление группы лингвистов (подбирали слова из орфоэпического словаря, работали с пословицами).
1. Правильно поставить ударение в словах (ЕГЭ задание 4) (слайд 7)
балУясь ,вложИв (вложИть),задАв залИв, занЯв. закУпорив, исчЕрпав, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, создАв
(вывод-наблюдение: Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола)
2. Записать пословицы, обозначить суффиксы, д.о. Объяснить правописание НЕ с деепричастиями (слайд 8)
Не зная броду, не суйся в воду.
Не взявшись за топор, избы не срубишь
Не проверивши слуха, не доноси до чужого уха.
Сделав зло, не жди добра.
Не работая, сыт не будешь
Не накормив лошадь, далеко не уедешь
3. Морфемный разбор слова накормив
4) Исправить предложение, используя д.о. (ЕГЭ задание№7)
Окна были ярко освещены, подойдя к дому.
5 Работа с учебником Упр. 194 по заданию
III Вопросы «на засыпку» (слайд 9)
1) Одинаковы ли деепричастия в четверостишии? От каких глаголов образованы? Расставьте ударения.
Холмы вырастая и в сумерках тая
И думу какую-то в складках тая,
О том и молчат, что совсем не простая,
Совсем не простая планета моя.
2) Есть ли в данном предложении предлог? Морфологический разбор выделенного слова ( устно)
Скрежещет смерть зубами, час муки для.
3) Что означает выделенное слово, от чего оно образовано?
Пойдём туда, где ручеёк,
Виясь, бежит зелёным лугом
IVДомашнее задание (на выбор) (слайд 10)
1. Сочинение-миниатюра «Гуляя по городу…». Продолжить рассказ о нашем городе, о своих впечатлениях. Что увидели? Что привлекло внимание? Использовать д.о.
2. Написать похвальное слово деепричастию (рассуждение на лингвистическую тему)
V Итоги урока, оценки.
- Согласны ли вы с мнением лингвиста Д.Э.Розенталя, что «несомненное преимущество деепричастий заключено в их краткости и динамичности»?
VI Рефлексия
- Что на уроке было интересно?
- Какие задания выполняли с удовольствием?
- Что нового узнали на уроке?