СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Сложное предложение с разными видами связи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на продолжение формирования знаний  учащихся о сложном предложении, повторение видов сложных предложений, особенностей пунктуации и построения схем СП, отработку умения распознавать сложные предложения с разными видами связи; развитие познавательных процессов, повышение орфографической зоркости

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Сложное предложение с разными видами связи"»

Тема урока: Сложное предложение с разными видами вязи

Цель и задачи урока: продолжить формирование знаний у учащихся о сложном предложении, повторить виды сложных предложений, особенности пунктуации и построения схем СП, отрабатывать умение распознавать сложные предложения с разными видами связи; развивать познавательные процессы, повышать орфографическую зоркость; воспитывать трудовую дисциплину.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

Форма урока: игра, опрос, беседа, письменная работа

Дидактические материалы и оборудование: презентация, таблица, тесты, карточки



Ход урока

1.Организационный момент

Эпиграф

Относитесь к родному языку

бережно и любовно.

Думайте о нем,

изучайте его, и вам откроется

мир безграничных радостей,

ибо безграничны сокровища

русского языка.

2.Повторение:


Упражнения на логику и развитие реакции

А) Занимательные вопросы


Слово дано в единственном числе, образуйте множественное число:


Нога - …


Рука - …


Дуга - …


Мука - …


Ведро - …


Бедро - …


Метро - …


День -…


Пень - ….


Лень - …

Б) Конкурс «АЛФАВИТ»


В течение 5 секунд назвать ответ на вопрос, который должен начинаться с предложенной буквы


В) Опрос по пройденному материалу

1.Типы предложений

2.Виды СП

3.Особенности построения ССП и их схем

4.Особенности построения СПП и их схем

5.Особенности построения БСП и их схем





Работа с таблицей: определение типа предложения


Пример

П

ССП

СПП

БСП

1.Он был очень умен и любезен.


 


2.Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха.

 

 

 

3.Враг камнем ударит – ты его хлебом бей.

 

 

 

 

4.Когда критикуешь чужое, чувствуешь себя генералом.

 

 

 

 

5.Утренний ветер дует с востока и разносит аромат цветов.



 

 


Г) Тест: определение лишнего элемента среди предложенных схем (подсказка: в результате правильного решения теста получается междометие)


1) а) [ ],и [ ].


б) [ ], (чтобы.. .).


в) [ ], ( когда.. ..).


г) [ ], [ ].


2 ) а) [ ], ( что. . . ).


б) [ ], но [ ].

в) [ ], а [ ].


г) [ ], и [ ].


3) а) [ ] - [ ].


б) [ ]: [ ].


в) [ ], и [ ].


г) [ ]; [ ].


Физминутка

3. Изучение новой темы:

Анализ предложения, синтаксический разбор, построение схемы. Вывод: перед нами сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.


Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера.


Формирование новых знаний

Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи.

В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы:

I. Сочинение + подчинение.

II. Сочинение + бессоюзная связь.

III. Подчинение + бессоюзная связь.

IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь.


Задания на закрепление


1.Определение вида связи в сложном предложении и построение схемы


1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать.

Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное.

[ , (в которую… ), ] , и [ ] , (с кем… ) и (кому… ).


2) Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна.

Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной; повествовательное.

[ ] ; [ ] , и [ ].


3) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд.

Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное.

[ ] , (что… ) : [ ].


4) На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.

Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное.

[ , (когда… ) , ] , но [ ] , (что… ) : [ ].


2.Конструирование СП с разными видами связи


Из любых трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы.

    • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.

    • Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

    • Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

3. Решение теста

1.Определите СП с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями


(1)Потом она опустилась на стул, разложила свои ноты на пюпитре и, выдержав небольшую паузу, ударила по клавишам.


(2)Лёва начал играть на кларнете «Рассказ Франчески», который мне очень нравился.


(3)Я не слышала, как он играл: я волновалась.


2.Определите СП с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями

(1) Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как это бывает у больного человека, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием.


(2) Когда он был дома, он всё лежал постоянно в одной комнате, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной.


(3) У него было ещё три комнаты, но он туда заглядывал разве что утром, когда человек мёл его кабинет.


3.Определите СП с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями


(1) Первые встречи с Н.Ф. Ивановой произвели на юного поэта неизгладимое впечатление, поскольку она представляла собой полную противоположность Сушковой: Иванова была чужда кокетства и резких манер.


(2) Чувство Лермонтова к Ивановой было несравненно глубже и значительнее, чем предыдущая юношеская влюблённость в Сушкову.


(3) Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её привязанностью и вниманием, Лермонтов искренне надеялся, что нашёл в ней единственную душу, оценившую его творческий дар и величие душевных замыслов.


4. Определите СП с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями


(1) Правда, оценка книги, утвердившись на известный срок, впоследствии часто меняется.


(2) Какая-нибудь будка, которая расположена вблизи, может заслонить башню, находящуюся вдали, но это ненадолго.


(3) Рано или поздно мы осознаём обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в таких масштабах, которые соответствуют истине.


5. Определите СП с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями


(1) Всё в доме строго делилось: один день обед готовила себе бабушка из провизии, купленной на её деньги, а на другой день провизию и хлеб покупал дед.


(2) Всегда в его дни обеды бывали хуже: бабушка брала хорошее мясо, а он – требуху, печёнку, лёгкие.


(3) Чай и сахар хранился у каждого отдельно, но заваривали чай в одном чайнике, чтобы сэкономить.


Ответы: 1. 3; 2. 1; 3. 1; 4. 2; 5. 3.

4.Рефлексия: Что нового вы узнали?

Что было трудным?

Чему научились?

5. Домашнее задание: §20, орфографический диктант – упр.472, стр.216










Самоанализ открытого урока по русскому языку в 9 классе


Открытый урок по русскому языку давался по теме «Сложные предложения с разными видами связи».


Цель и задачи урока были следующие: продолжить формирование знаний у учащихся о сложном предложении, повторить виды сложных предложений, особенности пунктуации и построения схем СП, отрабатывать умение распознавать сложные предложения с разными видами связи; развивать познавательные процессы, повышать орфографическую зоркость; воспитывать трудовую дисциплину.


Материал, использованный при работе с учащимися, был разнообразный: тесты, карточки, таблица, слайдовая презентация.

Задания были логически связаны, плавно переходили из одного в другое, уровень сложности соответствовал навыкам и умениям ребят.


Цели были достигнуты в ходе урока, учащиеся активно работали, показали неплохие знания пройденного материала, хорошо усвоили новую тему, так как справлялись с предложенными заданиями. Атмосфера была дружелюбная, ученики охотно шли на контакт. В конце урока были выставлены следующие оценки:

Демонов А., Гнатюк О., Ляшенко О., Мамлеева А., Тамемова А. – «5», Пистрюга А. – «4», Каравацкий И., Гура П. – «три».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!