Конспект урока русского языка в 10 классе.
Тема : Подготовка к ЕГЭ. Проблема текста: определение и формулировка.
Цель урока: в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С работать над формированием навыков выявления и формулирования проблемы текста.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;
формировать умение выявлять проблему текста; формировать умение формулировать проблему;
- развивающие: работать над развитием логического мышления, речи; творческих способностей, умений и навыков работы по осмыслению текста;
- воспитательная: воспитывать интерес и внимательное отношение к русскому языку, пробуждать интерес и заинтересованность к проблемам общества, работать над формированием собственной жизненной позиции ученика.
Оборудование: план-конспект, раздаточный материал (карточки с текстами, заданиями), презентация.
Тип урока: урок-практикум.
Ход урока.
I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. (Слайд 1)
II. Актуализация знаний.
Как вы думаете ,какие задачи нам нужно решить на уроке?
(слайд 2) Наша задача – в течение урока ответить на ключевые вопросы, касающиеся темы:
1.Что такое проблема?
2.Как выявить проблему текста?
3.Как сформулировать проблему текста?
III.Задания:
1.Обратившись к толковому словарю, дайте ответ на первый вопрос.
(Проблема (от греч.) – задача, вопрос, требующий исследования, разрешения. Например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни и т.д.)
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мира, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие.(Слайд 3)
2.Продолжите фразу: проблема может быть важной, ... (актуальной, серьёзной, спорной, животрепещущей и т.д.)
3.Выделяют разные типы проблем: (Слайд 4)
Задание: приведите примеры следующих проблем (3 – 4). (Слайд 5)
А. философские (добро и зло, ...) (Жизни и смерти, цели в жизни)
Б. социальные (взрослые и дети, ...) (Бедности, неравноправия)
В. политические (проблема власти, ...) (личности в истории, взаимоотношения между странами)
Г. экологические (влияние человека на природу, ...)(изменение климата на планете)
Д. нравственные (любовь в жизни человека, ...) (взаимопонимания,одиночества)
IV. Выявление проблемы.
1.В некоторых случаях автор сам чётко формулирует проблемный вопрос. Однако экзаменационные тексты призваны проверить сознательное чтение. Поэтому они скорее всего не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора. Необходимо будет самостоятельно выявить проблематику текста.
Задание (выполняется на листах , делаются пометки карандашом): соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (к одной теме может относиться несколько проблем).
Темы Проблемы
роль книги проблема сохранения человеческого достоинства
музей проблема отношения человека к природе
язык проблема исторической памяти
природа проблема патриотизма
война проблема нравственного воспитания
честь и достоинство проблема экологии языка
спор, дискуссия проблема общения
человек, любящий свою родину экологическая проблема
проблема сохранения духовного наследия
проблема бережного отношения к языку
проблема мужества
проблема сохранения чести и достоинства
проблема этики, хороших манер
- Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Формулируйте проблему так, чтобы она отражала не только конкретный случай из текста, но и многие подобные ситуации.
V.Формулирование проблемы.(слайд 6).
Способы формулирования проблемы:
I.1.Автор размышляет над проблемой смысла жизни;
2.В тексте поднимается проблема смысла жизни;
3.Текст автора заставил меня задуматься над проблемой смысла жизни.
II. Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.
- Используя один из способов , сформулируйте проблему одного из текстов. Подберите синонимы к слову ИЗЛОЖЕНА. Запишите :
Проблема может быть изложена … .
(Ответы учеников). Проверка ( Слайд 7,8)
Автором проблема может быть
затронута поднята сформулирована исследована проанализирована | поставлена изложена рассмотрена выдвинута |
VI.Работа с текстами (листы с заданиями).
1).Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.
Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. (Д. Гранин)
1. Что такое гармония?
2. Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?
3. Каковы границы познания окружающего мира?
4. Каковы перспективы технического прогресса?
2).Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.
Библиотека — это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.
Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки — это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир! (По Б. Шкловскому)
1. Как следует подбирать книги для личной библиотеки?
2. Роль книги в формировании личности.
3. Какие книги можно назвать редкими?
4. Проблема отношения человека к книге.
IV. Формулирование проблемы.
Задание: прочитайте текст.
Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких людей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие.
И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют, и что те, что сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.
Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.
(Юрий Лотман)
1).Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Все ли проблемы отражены в данном тексте? Запишите правильные формулировки. (Слайд)
1. В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к Великой Отечественной войне.
2. В тексте Юрия Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.
3. Что такое «мир»? Какое влияние он оказывает на человека? Такие вопросы заинтересовали автора.
4. Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов.
2). Отредактируйте предложения
1. Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.
2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман .
3. В тексте поднимается проблема национализма народов.
4. Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.
5. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?
Проверка:
1. Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов.
2. Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.
3. В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.
4. Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.
5. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?
VI. Итоги урока.
- Какие вопросы мы рассмотрели на уроке?
Оцените ваши знания по данной теме .
Мы с вами делаем первые шаги по подготовке к сочинению с выявлением проблемы текста и комментирования данной проблемы. Главное – это ваше желание и способность работать. И тогда всё у нас получится.
Запомните: надо быть очень внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
Домашнее задание: упр.59 -по заданию. Сформулировать проблему текста.