Тема: "Речевая ситуация и ее компоненты".
Цель: 1 познакомиться с компонентами речевой ситуации, работа с текстом, 2 уметь работать с текстом. Составление текстов данной речевой ситуации, 3 воспитывать внимание, развитие речи
Организационный момент.
Проверка д.з.
Словарный диктант: безаварийный, бескассовый, вдольбереговой, внеурочный, внутривидовой, воззвание,
Расставить ударение в словах ; вОвремя вОгнутый валовОй вандАлы вдовствО , вероисповЕдание ветеринАрия, ворвалАсь, воспринялА
5.работа по теме
Тема нашего сегодняшнего урока – “Речевая ситуация и ее компоненты”.
: определить уровень своих знаний по теме “Стили речи”
Что вы помните о стилях речи. Это должно помочь нам в изучении темы. Какие стили речи вам известны?
Существуют следующие признаки (компоненты) речевой ситуации:
участники: адресант, адресат, аудитория;
предмет речи;
обстоятельства: место, время, другие значимые условия;
канал общения – способ осуществления коммуникации – используется устная или письменная речь, условные знаки и прочее;
код: язык, диалект, стиль;
речевой жанр, например, научный доклад, беседа;
событие;
цель - то, что могло бы быть, по мнению участников , результатом речи в данной ситуации;
оценка эффективности речи, например, заинтересовал ли доклад слушателей. (слайд)
4. Закрепление учебного материала.
Учитель предлагает учащимся проанализировать тексты, создать свое высказывание. Учащиеся анализируют тексты, создают свое высказывание.
А теперь поработаем с текстами. Каждая группа работает с двумя текстами. Отвечает кто-то один от группы.
Текст 1.
…Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, всё равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а всё сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, - одной чертой обрисован ты с ног до головы!
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
Текст 2.
Память- одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы его сожмете вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…
Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.
А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в веках, переходящей из одного поколения живых существ к следующим…
Память противостоит уничтожающей силе времени.
Память-преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный. Безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.
Д.С.Лихачев.
Задание 1. Прочитайте тексты Определите компоненты речевой ситуации. Насколько эффективно реализуются в них коммуникативные задачи (задачи общения): заинтересовал ли текст, осуществилось ли сообщение, общение или воздействие (в зависимости от ситуации)?
Задание 2. А теперь попробуем сами поучаствовать в речевой ситуации. Две группы готовят рассказ с целью убедить нас прочитать какую-то книгу, аргументировав для этого свою оценку. Еще две группы готовят рассказ о прочитанном программном произведении с целью доказать, что они это произведение прочитали. На выполнение 5 минут.
Задание 3. Работа с ассоциативным орфографическим словарем. Слово “эмоция”. Запишем слова-опоры: эмоция, эмоциональный, этика, экспрессивный. Как вы думаете, имеют ли эти слова какое-либо отношение к нашей теме?
Учитель: Действительно, речевая ситуация – сложное соединение внешних обстоятельств и внутренних психологических реакций, которые побуждают собеседников обмениваться информацией. Чтобы речь была эффективной, следует соблюдать некоторые принципы:
Принцип гармонии речевого события (соответствие содержания речи условиям речи);
Принцип речевого этикета (говорить со слушателем как с равноправным партнером, уважать мнение слушателя, быть заинтересованным во взаимодействии со слушателем). (слайд)
Задание 5. Вам тоже приходится на уроках часто выступать в роли выступающего. Составьте в группах свои советы выступающему (3-4 совета). На выполнение задания- 4 минуты. Заслушиваются выступления групп.
Прочитайте текст. Вот над этим вопросом: “Нужно ли скрывать свои эмоции в речи?”
Подведение итога урока.
1.Что же такое речевая ситуация? Назовите ее компоненты.
Д.з Мини-сочинение: “Нужно ли скрывать свои эмоции в речи?”