Новоструева Людмила Павловна
Урок русского языка
Конспект проблемного урока
Концептуальная цель: развитие устной и письменной речи
Аудитория: 3 класс
Тема: Правописание мягкого знака на конце существительных после
шипящих.
Стратегическая цель: развитие речи (ясности, точности), осознанной
памяти, внимания, умения слушать и слышать
Задачи: познакомить с новой ролью ь – показатель женского рода имен
существительных;
повторить изученные ранее орфограммы (правописание
разделительного мягкого знака, ь - показатель мягкости согласных,
непроверяемое написание)
Проблема: дети не владеют алгоритмом правописания имен
существительных с шипящим на конце.
Проблемный вопрос: как правильно написать существительное с шипящим
на конце?
Варианты решения: 1. Определить часть речи.
2. Определить род имени существительного.
3. Если имя существительное женского рода, то
пишется мягкий знак. Если мужского рода, то
мягкий знак не пишется.
Оптимальный вариант: 1+2+3
Текст: На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак, на конце имен существительных мужского рода ь не пишется.
Тезис: Дети дорогие, очень важно знать –
Где после шипящих мягкий знак писать.
Приложение 1 к конспекту урока
«Развитие личностных качеств учащихся средствами учебного предмета»
Комментарий хода урока
|
Развитие личностных качеств и психических процессов
|
Способы и приемы ненасильственного воздействия
|
Учитель приветствует детей. На фоне музыки читает стихотворение Игоря Тютюкина «Когда мы улыбаемся», предлагает подарить свои улыбки друг другу и гостям.
|
Положительные эмоции.
Аудиальный канал восприятия.
|
Педагогика сотрудничества
- Интерес
Логико – психологический прием
- Аудиальный (голос учителя, звуки музыки)
|
Пальчиковая физминутка.
|
Развитие физических качеств (мелкая моторика).
|
|
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
Учитель просит прочитать слова, записать их в два столбика.
- По каким признакам распределили слова?
Постановка учебной задачи.
|
Визуальный канал.
Умение анализировать, аргументированность
|
Педагогика сотрудничества
- Интерес
Психологический прием
|
Возникновение проблемной ситуации.
Учитель предлагает заменить словосочетания одним словом.
|
Эффективное внимание.
Ясность, точность речи
|
Педагогика сотрудничества
- Интерес
|
Работа в группе. Алгоритм исследования. Задание: распределить слова в две группы. Вывод.
|
Коллективизм, умение слушать и слышать, тактичность
|
Педагогика сотрудничества
- Соорганизация
Логико – психологический прием
Ситуативная работа в группах
Психологический прием
- Похвала в ситуации успеха
|
Проводиться физминутка в виде упражнений для глаз
|
Визуальный канал
|
Педагогика сотрудничества
1.Интерес
Психологический прием
|
Составление алгоритма для правильного написания существительных с шипящим на конце.
|
Самостоятельность мышления, глубина мышления
|
Педагогика сотрудничества
2. Размышление
|
Письмо с комментированием.
|
Правильность письменной речи
Внимание
|
|
Учитель предлагает детям выполнить задания по своим силам. Проверка.
|
Самостоятельность мышления
|
|
Учитель предлагает детям разноуровневое домашнее задание.
|
Самостоятельность мышления
Ответственность
Право на выбор
|
|
Рефлексия.
а) интеллектуальная
б) эмоциональная
|
Рефлексивное мышление
Положительные эмоции
|
Педагогика сотрудничества
- Интерес
Психологический прием
2. Размышление
|
Приложение 2 к конспекту урока
«Психологический портрет аудитории 3 класса»
- Социально – демографические признаки: В классе 20 учащихся. Возраст детей – 9-10 лет. Семейное положение: дети из разных социальных семей.
- Социально – психологические признаки: у 16 уч-ся развита осознаваемая потребность в познании нового, в грамотной речи, в конструктивном поведении. В классе дети с эмоционально – волевым и эмоционально – эстетическим мотивом. Отношение учащихся к предмету: соглашательское – 4, конструктивное – 16. Уровни понимания: «о чем + что?» - 4 человек, « о чем + что + как?» - 16 человека.
- Индивидуально – личностные признаки: в классе преобладают дети с визуально – кинестетическим каналом восприятия. В классе дети разных психосоматических типов. Внимание произвольное. Мышление смешанное. Мировосприятие: «Я хороший – мир хороший»
- Экзистенциально – личностные признаки: здоровьесберегающие состояния характерны для 17 детей, у 3 ученика часто бывают здоровьеразрушающие состояния (страх, неуверенность).
- Вид проблемного урока: проблемно – поисковый.
- Вывод: на уроке дифференциация осуществлялась по целому ряду оснований: полу, возрасту, потребностям, уровням понимания, каналам восприятия, психосоматическим типам.
Приложение 3 к конспекту урока
«Реализация технологии дифференцированного обучения и воспитания»
Основания дифференцации
|
Действия учителя по реализации дифференцированного подхода
|
- По полу:
|
Воздействие разной интонацией голоса на девочек, мальчиков – похвалить в ситуации успеха.
|
- По возрасту:
9-10 лет
|
Учитель предлагает содержание материала понятное детям. Излагает его в доступной форме, включая детей в совместную деятельность. На уроке используется сказка, загадки.
|
3. По потребностям
|
Используются разнообразные задания, позволяющие детям понять и применить полученную информацию
|
- По мотивам
- эмоционально-эстетический
|
Учитель побуждает уч-ся к мыслительной деятельности с помощью беседы и проблемных ситуаций.
Учитель сопровождает чтение стихов музыкой. Материал урока разнообразный, интересный.
|
5. По уровням понимания
- 3 уровень (о чем+что+как?)
|
Учитель включает ученика в групповую деятельность, в ходе которой стремиться решить поставленные учителем задачи.
Теоретические знания, приобретенные детьми на уроке, сразу закрепляются в ходе практической работы. Это позволяет вывести детей на более высокий уровень понимания учебного материала.
|
6. По каналам восприятия
|
Звучание спокойной музыки способствует снижению возбудимости. На уроке применяются разнообразные виды деятельности.
При взаимодействии с детьми учитель доброжелателен, не торопит детей.
|
7. По типу мышления
|
Наглядность.
Вопросы на развитие логического мышления (как? почему?)
|
8. По мировосприятию
|
Урок строится на положительных эмоциях, учитель создает и поддерживает светлое мироощущение, уверенность в себе.
|
9. По психосоматическим типам
|
На уроке используется наглядность (слайды) в течение всего урока.
Использует музыку, раздаточный материал.
|
10. По экзистенциально – личностным признакам
- Дети со здоровьесберегающими состояниями
- Дети со здоровьеразрушающими состояниями
|
Учитель в течение всего урока создает доброжелательную атмосферу
Классическая музыка, рефлексия дают возможность осознать свое внутреннее состояние, выразить свои чувства, тем самым приблизиться к состоянию душевного равновесия.
|