Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными
Цель: Закрепить умение определять ударный и безударный слоги в слове, произносить и проверять их написание.
Ход урока:
I.Организация класса
II. Актуализация знаний
- Слово учителя.
Ребята, вы любите сказки? Добрые, мудрые, удивительные сказки? Если любите, то я приглашаю вас на урок русского языка, где я расскажу вам одну очень хорошую сказку. Она называется «Заколдованные буквы».
Как то, в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их- то он заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.
Буква О стала походить на А, Е на И, А на О, И на Э. Сделав своё чёрное дело, колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе и справедливое Ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной в ладоши, как тут же слетает с неё обманчивая волшебная маска, и буква становится сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых ударение не коснулось, называются Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова:
Ударение над гласной, может сделать букву ясной.
III. Сообщение темы и цели.
- Итак , ребята, вы уже, наверное, догадались, чем мы будем заниматься на уроке?
-Правильно, речь пойдёт о правописании слов с проверяемыми безударными гласными. А какое правило мы учили?
IY. Работа над темой урока.
- ЕСЛИ БУКВА ГЛАСНАЯ ВЫЗВАЛА СОМНЕНИЯ,
ТЫ ЕЕ НЕМЕДЛЕННО СТАВЬ ПОД УДАРЕНИЕ.
(Стук в дверь. Почтальон вручает телеграмму для 3 класса.)
Учитель читает её: Всем любознательным ребятам! Почемучка ищет матросов для корабля «Имяинанзаз»!
Дети, вы слышали о корабле, самом прекрасном на земле? Этот корабль и есть, как раз «Имяинанзаз»!
Спешите, спешите узнать поскорей строгий приказ Министерства морей:
«Матросом на борт поднимается тот, кто быстро название произнесёт.»
-Ну что же, ребята, каждый из вас может попробовать прямо сейчас.
Учитель: Вот вы и научились произносить трудное слово. Значит мы попытаемся стать матросами на корабле с необычным названием «Имяинанзаз!»
Однако, чтобы отправиться в плавание надо выполнить следующие задания:
- Найти, назвать и подчеркнуть главные члены в следующем предложении:
По небу плывут причудливые облака.
- Отгадать загадки, записать в тетрадях отгадки и подобрать к ним проверочные слова.
Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет он десятки рук
И тысячи ладошек.(дерево- деревья)
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал …(Конем- конь)
В тетради я бываю косая и прямая
В другом своем значении
Я планка для черчения
И, наконец, порою в шеренгу вас построю. (Линейка- линия)
3. Прочитать пословицу и объяснить ее смысл.
ЛЮБЯТ РУЧКИ БЕЛЫЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы достойны быть матросами на корабле. Как он называется? Итак, в путь!
(Стук в двери). Почтальон принёс телеграмму : в ней какое-то длинное непонятное слово. Ребята, вы сумеете его прочитать?
-
Ваш Почемучка.
Учитель: Какой внимательный наш почемучка. Спасибо ему. Удача нам не помешает.
-Ребята, во время плавания у матросов всегда много работы. А мы ведь прилежные матросы? Значит за работу!
(3 ученика работают по карточкам, у остальных минутка чистописания.)
Гг Пп Галина Полина
1 карт. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова:
Дремучие л_са. Хитрая л_са. Трудные сл_ва.
2карт. Написать слова в 2 столбика:
1 cтолбик-инструменты 2 столбик – посуда
Молоток, лопата, стакан, пила, кастрюля, тарелка, топор, отвёртка, ложка, чашка, клещи, чайник.
З карт. КРОССВОРД . Заполнить клетки так, чтобы получить слова со следующим значением
- Напиток белого цвета.
- Инструмент для забивания гвоздей.
- Шкаф для хранения и замораживания продуктов. /подчеркнуть орфограмму/
Проверка заданий при помощи сигнальных карточек.
Задание всему экипажу:
Как правильно написать слова: л…сной, б…льной, л…дяной,к…рмил, з…ма, ч…стота, б…гут.
Учитель (смотрит в бинокль): - Я вижу какой-то остров!
Ой, мы не можем на нем высадиться, вся растительность на острове покрыта насекомыми. Что же делать? Ведь насекомые погубят растения, кого мы позовем на помощь? (ответ детей-птиц.)
Учитель: Правильно. Тогда давайте побыстрее отгадаем загадку:
Хоть я не молоток, по дереву стучу.
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
-Кто это?... Правильно: дятел.(показать картинку дятла).
Учитель: И вот этот воевода –дятел объявил войну всем вредным насекомым и личинкам. Он стал собирать войско, но поставил условие-в первую очередь примет тех птиц, в названиях которых есть безударные гласные, проверяемые ударением. Давайте поможем дятлу! Надо назвать этих птичек, правильно написать эти слова, подобрать проверочные.
Y. ФИЗМИНУТКА :Но вначале давайте немного отдохнем. Выполним любимую физминутку дятла.
YI.Продолжение работы над темой.
- Ну а теперь за работу! Надо же освободить остров от насекомых. (Ребята называют птиц- снегирь, сова, скворец, грачи, чижи- записывают и подбирают проверочные слова)
Учитель: Молодцы, ребята, хорошо помогли дятлу.
- ну держитесь вредные насекомые! Теперь дятел со своим войском быстро победит вас.
Ну а нам , ребята пора возвращаться домой.
- Ребята давайте откроем секрет нашим гостям, как вам удалось выполнить так много заданий.
1 ученик-Грамматика, грамматика-
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без нее
Плохое было бы житье.
2 ученик- Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
3 ученик-Надо дружить с грамматикой
Учить правила и, если не лениться,
можно всему-всему научиться.
Учитель: А сейчас вместе с Гномиком и Матроскиным рассмотрим картину «На кормушке»/худ. М.Ю.Алексеев, Н.В.Строганов/ нам надо озаглавить ее.
Дети предлагают: «Птичья столовая»
«Лесные гости»
«Зимой в лесу»
«В гостях у ребят»
-Теперь давайте вспомним стихотворение, которое мы учили.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли,
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
/Если позволяет время, дети записывают это стихотворение по памяти и подчеркивают безударные гласные/.
YII. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, зачем же мы все-таки отправились в такое дальнее путешествие? Вам ни о чем не говорит такое необычное название нашего корабля? /Если дети затрудняются – учитель предлагает прочесть название корабля справа-налево/ за знаниями!
- Знаете, ребята, Почемучка просил меня вручить приз самым умным, самым активным. Я растерялась: все были умными и активными. Я хочу наградить вас. (На каждом призе написано по одной букве: ВСЕ РЕБЯТА МОЛОДЦЫ!)
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными"»
Урок Русского языка в 3 классе
Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными
Цель: Закрепить умение определять ударный и безударный слоги в слове, произносить и проверять их написание.
Ход урока:
I.Организация класса
II. Актуализация знаний
Слово учителя.
Ребята, вы любите сказки? Добрые, мудрые, удивительные сказки? Если любите, то я приглашаю вас на урок русского языка, где я расскажу вам одну очень хорошую сказку. Она называется «Заколдованные буквы».
Как то, в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их- то он заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.
Буква О стала походить на А, Е на И, А на О, И на Э. Сделав своё чёрное дело, колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе и справедливое Ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной в ладоши, как тут же слетает с неё обманчивая волшебная маска, и буква становится сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых ударение не коснулось, называются Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова:
Ударение над гласной, может сделать букву ясной.
III. Сообщение темы и цели.
- Итак , ребята, вы уже, наверное, догадались, чем мы будем заниматься на уроке?
-Правильно, речь пойдёт о правописании слов с проверяемыми безударными гласными. А какое правило мы учили?
IY. Работа над темой урока.
ЕСЛИ БУКВА ГЛАСНАЯ ВЫЗВАЛА СОМНЕНИЯ,
ТЫ ЕЕ НЕМЕДЛЕННО СТАВЬ ПОД УДАРЕНИЕ.
(Стук в дверь. Почтальон вручает телеграмму для 3 класса.)
Учитель читает её: Всем любознательным ребятам! Почемучка ищет матросов для корабля «Имяинанзаз»!
Дети, вы слышали о корабле, самом прекрасном на земле? Этот корабль и есть, как раз «Имяинанзаз»!
Спешите, спешите узнать поскорей строгий приказ Министерства морей:
«Матросом на борт поднимается тот, кто быстро название произнесёт.»
-Ну что же, ребята, каждый из вас может попробовать прямо сейчас.
-«Имяинанзаз!»
Учитель: Вот вы и научились произносить трудное слово. Значит мы попытаемся стать матросами на корабле с необычным названием «Имяинанзаз!»
Однако, чтобы отправиться в плавание надо выполнить следующие задания:
Найти, назвать и подчеркнуть главные члены в следующем предложении:
По небу плывут причудливые облака.
Отгадать загадки, записать в тетрадях отгадки и подобрать к ним проверочные слова.
Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет он десятки рук
И тысячи ладошек.(дерево- деревья)
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал …(Конем- конь)
В тетради я бываю косая и прямая
В другом своем значении
Я планка для черчения
И, наконец, порою в шеренгу вас построю. (Линейка- линия)
3. Прочитать пословицу и объяснить ее смысл.
ЛЮБЯТ РУЧКИ БЕЛЫЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы достойны быть матросами на корабле. Как он называется? Итак, в путь!
(Стук в двери). Почтальон принёс телеграмму : в ней какое-то длинное непонятное слово. Ребята, вы сумеете его прочитать?
РЕБЯТАЖЕЛАЮВАМУДАЧИ.
Ваш Почемучка.
Учитель: Какой внимательный наш почемучка. Спасибо ему. Удача нам не помешает.
-Ребята, во время плавания у матросов всегда много работы. А мы ведь прилежные матросы? Значит за работу!
(3 ученика работают по карточкам, у остальных минутка чистописания.)
Гг Пп Галина Полина
1 карт. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова:
Дремучие л_са. Хитрая л_са. Трудные сл_ва.
2карт. Написать слова в 2 столбика:
1 cтолбик-инструменты 2 столбик – посуда
Молоток, лопата, стакан, пила, кастрюля, тарелка, топор, отвёртка, ложка, чашка, клещи, чайник.
З карт. КРОССВОРД . Заполнить клетки так, чтобы получить слова со следующим значением
Напиток белого цвета.
Инструмент для забивания гвоздей.
Шкаф для хранения и замораживания продуктов. /подчеркнуть орфограмму/
Проверка заданий при помощи сигнальных карточек.
Задание всему экипажу:
Как правильно написать слова: л…сной, б…льной, л…дяной,к…рмил, з…ма, ч…стота, б…гут.
Учитель (смотрит в бинокль): - Я вижу какой-то остров!
Ой, мы не можем на нем высадиться, вся растительность на острове покрыта насекомыми. Что же делать? Ведь насекомые погубят растения, кого мы позовем на помощь? (ответ детей-птиц.)
Учитель: Правильно. Тогда давайте побыстрее отгадаем загадку:
Хоть я не молоток, по дереву стучу.
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
-Кто это?... Правильно: дятел.(показать картинку дятла).
Учитель: И вот этот воевода –дятел объявил войну всем вредным насекомым и личинкам. Он стал собирать войско, но поставил условие-в первую очередь примет тех птиц, в названиях которых есть безударные гласные, проверяемые ударением. Давайте поможем дятлу! Надо назвать этих птичек, правильно написать эти слова, подобрать проверочные.
Y. ФИЗМИНУТКА :Но вначале давайте немного отдохнем. Выполним любимую физминутку дятла.
YI.Продолжение работы над темой.
- Ну а теперь за работу! Надо же освободить остров от насекомых. (Ребята называют птиц- снегирь, сова, скворец, грачи, чижи- записывают и подбирают проверочные слова)
Учитель: Молодцы, ребята, хорошо помогли дятлу.
- ну держитесь вредные насекомые! Теперь дятел со своим войском быстро победит вас.
Ну а нам , ребята пора возвращаться домой.
- Ребята давайте откроем секрет нашим гостям, как вам удалось выполнить так много заданий.
1 ученик-Грамматика, грамматика-
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без нее
Плохое было бы житье.
2 ученик- Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
3 ученик-Надо дружить с грамматикой
Учить правила и, если не лениться,
можно всему-всему научиться.
Учитель: А сейчас вместе с Гномиком и Матроскиным рассмотрим картину «На кормушке»/худ. М.Ю.Алексеев, Н.В.Строганов/ нам надо озаглавить ее.
Дети предлагают: «Птичья столовая»
«Лесные гости»
«Зимой в лесу»
«В гостях у ребят»
-Теперь давайте вспомним стихотворение, которое мы учили.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли,
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
/Если позволяет время, дети записывают это стихотворение по памяти и подчеркивают безударные гласные/.
YI. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, зачем же мы все-таки отправились в такое дальнее путешествие? Вам ни о чем не говорит такое необычное название нашего корабля? /Если дети затрудняются – учитель предлагает прочесть название корабля справа-налево/ за знаниями!
- знаете, ребята, Почемучка просил меня вручить приз самым умным, самым активным. Я растерялась: все были умными и активными. Я хочу наградить вас. (На каждом призе написано по одной букве: ВСЕ РЕБЯТА МОЛОДЦЫ!)