СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе. Состав слова. Окончание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Состав слова. Окончание.

Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:      

  1. введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;
  2. формирование способов действий по выделению в слове ( имени существительном ) окончания;
  3. познакомить с ролью окончания в предложении;
  4. развивать умение выделять в словах окончания;
  5. повторять и закреплять изученные орфограммы;
  6. воспитывать интерес к родному языку.

Планируемые результаты.

 Предметные результаты достижения учащихся:

  1. различать и выделять основные части слова,
  2. формулировать словообразующую роль каждой части слова,
  3.  объяснять причины изменения формы слова,
  4.  конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять  терпение в учебной деятельности, работать  в парах и самостоятельно,  оценивать  свои умения;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: формирование чувства гордости за   свою малую Родину; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе. Состав слова. Окончание.»



МАОУ «СОШ №7»









Урок русского языка (учебник Полякова А.В. часть 1)

в 3 «А» классе по теме: Состав слова. Окончание.









Провела: Варфоломеева Г.К.













31.10. 2016-2017 г

Улан-Удэ



 

Тема урока: Состав слова. Окончание.

Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:      

  1. введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;

  2. формирование способов действий по выделению в слове ( имени существительном ) окончания;

  3. познакомить с ролью окончания в предложении;

  4. развивать умение выделять в словах окончания;

  5. повторять и закреплять изученные орфограммы;

  6. воспитывать интерес к родному языку.

Планируемые результаты.

 Предметные результаты достижения учащихся:

  1. различать и выделять основные части слова,

  2. формулировать словообразующую роль каждой части слова,

  3.  объяснять причины изменения формы слова,

  4.  конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять  терпение в учебной деятельности, работать  в парах и самостоятельно,  оценивать  свои умения;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: формирование чувства гордости за   свою малую Родину; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку:

Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » А.В. Полякова,   компьютер, телевизор, записи мелодий «Белая береза под моим окном».

Раздаточный материал: карточки  для парной работы.

                                                                 Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  1. Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

  2. Определение содержательных рамок урока.

  3. Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Организация учебной деятельности на этапе 1.

Учитель: А вы готовы начать урок русского языка?  А для чего нужно знать язык?  Кто из вас желает сегодня узнать что-то новое по предмету? 

Прочитайте девиз урока:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

Как вы понимаете девиз нашего урока.

-О каком деле идет речь? (об открытии нового знания)

-Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое)

Показ слайда 1.

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представление о составе слова;

2) актуализировать способность различать части слова;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

5) организовать анализ полученных ответов.

1) Организация учебной деятельности на этапе 2.

Учитель:- С чего начнем наш урок? (С повторения)

- Для чего мы будем повторять? (Это нам необходимо для открытия нового).

  а)Чистописание.  

Учитель: А сейчас, я предлагаю повторить написание букв. Сегодня на минутке чистописания повторим написание заглавной и строчной буквы Бб. Составим слоги –слияния так, чтобы буква обозначала  твёрдый звук. Расскажите всё про звук.

                                                               

б) Словарная работа.

Послушайте  загадку:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Учитель: - О чем эта загадка?  (о березе)

- Что можете рассказать о слове береза? (слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос  что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный,  безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных)

Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее»

Учитель: Запишите это слово в тетрадь.

   в). Работа с предложением.

Учитель: Послушайте фрагмент песни на слова Сергея Есенина про берёзу. Разберём устно первое предложение, раскрывая скобки.  

Белая берёза

(Под) моим окном

(При) накрылась снегом,

Точно серебром.

г) Подбор однокоренных слов.

Учитель: Подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень.

- С помощью чего образовались эти слова?  

Учитель: Послушайте  внимательно и отгадайте часть слова.

  1. Я - общая часть родственных слов.

           Во мне заключается смысл.

          Я – самая главная часть,

          Без меня  все слова - бессмыслица.

  1. Я приставлена к слову,

          Без него не могу, как без мамы.

         И если меня ты отделишь, дружок,

         То сразу предлогом я стану.

  1. За Корнем Я

Обогрел местечко.

    Не словом угодил,

   А лишь словечком.

   Река большая превратится в речку,

  Лес - в лесника,

       А печь - всего лишь в печку.

- Что сейчас повторили? Следующий шаг урока (задание, которое вызовет у нас затруднение)

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, где возникло затруднение;

2)  зафиксировать во внешней речи причину затруднения – нет способа для обоснования правильности выполнения задания.

Организация учебного процесса на этапе 3:

 Работа  с текстом.

Вставьте слово, подходящее  по смыслу.  Прочтите , что получилось.                            

_________ называют символом России.

Русь моя, люблю твои _______!

_______ воспета в произведениях  русских поэтов .

О _________ слагали песни.

На _________ распустились почки.

 Под _______  нашли грибок.

Учитель:  Какие слова написали (березу, березы, о березе)

Какая часть слова изменилась?

Расскажите об окончании. (высказывают….)

- У кого были затруднения?  Где ошиблись, почему?  ……..

- Кто справился с заданием,  расскажите об этой части слова.

- Почему не можете рассказать?  (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Учитель: Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова)

-Какая тема нашего урока? ( Окончание слова.)

Сделаем вывод: окончание это .изменяемая часть слова

                             окончание служит для связи слов в предложении.

- Обобщим правило. Я начинаю, вы продолжаете.                                                

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

– Какую цель ставите перед собой? ( Узнать об этой части слова, научиться находить её в слове).

Учитель: Что поможет нам  рассказать  об этой  части  слова? (Алгоритм, план)

Обращение к алгоритму на доске:

  • Название  

  • Место в слове

  •  Роль 

Физминутка  для глаз.    

V.  Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала;

3) организовать обоснование правильности решения  последнего задания и зафиксировать преодоление затруднения;

4) уточнить общий характер нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

 Работа по учебнику .

Упражнение 118 с. 69.

  VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

Цель:

организовать усвоение детьми  с комментированием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Работа по учебнику.

Упражнение 119   с. 69.

        VII. Cамостоятельная  работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) проверить на основе сопоставления с образцом  умение применять новый способ действий – выделять окончание слова;

2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения работы.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Работа по учебнику.

Упражнение 119 (3)  с. 69.

         VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

расширить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности – выполнение разбора слова с новой частью слова - окончанием. Организация учебного процесса на этапе 8: 

  1. Разбор слов по составу: Поле,  грибок, перевозка, травка, выставка, дачники.

  2. Работа в парах. Вставить в текст окончания.

                                             Осень.

  По земл… шагает осень. В лес… тишина. Шуршит под ног….   листва. Ещё цветут последние цвет…    . Дуб  на полян…  стоит  зелёный.  Но верхушк… берез уже оголились. Облетели листочк….      с ив….  .

                                       

IX.   9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности  с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3)  зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

Организация учебного процесса на этапе 9:

Учитель: Какую цель ставили на уроке?

- Нам удалось достичь цели?

- У кого возникли затруднения? Почему?

- Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.

На следующих уроках мы продолжим тренироваться, будем учиться находить в слове окончание.

Домашнее задание: упр. 123, с. 69 правило.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!