МАОУ «СОШ №7»
Урок русского языка (учебник Полякова А.В. часть 1)
в 3 «А» классе по теме: Состав слова. Окончание.
Провела: Варфоломеева Г.К.
31.10. 2016-2017 г
Улан-Удэ
Тема урока: Состав слова. Окончание.
Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;
формирование способов действий по выделению в слове ( имени существительном ) окончания;
познакомить с ролью окончания в предложении;
развивать умение выделять в словах окончания;
повторять и закреплять изученные орфограммы;
воспитывать интерес к родному языку.
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся:
различать и выделять основные части слова,
формулировать словообразующую роль каждой части слова,
объяснять причины изменения формы слова,
конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Личностные: формирование чувства гордости за свою малую Родину; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Материалы к уроку:
Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » А.В. Полякова, компьютер, телевизор, записи мелодий «Белая береза под моим окном».
Раздаточный материал: карточки для парной работы.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Определение содержательных рамок урока.
Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Организация учебной деятельности на этапе 1.
Учитель: А вы готовы начать урок русского языка? А для чего нужно знать язык? Кто из вас желает сегодня узнать что-то новое по предмету?
Прочитайте девиз урока:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Как вы понимаете девиз нашего урока.
-О каком деле идет речь? (об открытии нового знания)
-Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое)
Показ слайда 1.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представление о составе слова;
2) актуализировать способность различать части слова;
3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
5) организовать анализ полученных ответов.
1) Организация учебной деятельности на этапе 2.
Учитель:- С чего начнем наш урок? (С повторения)
- Для чего мы будем повторять? (Это нам необходимо для открытия нового).
а)Чистописание.
Учитель: А сейчас, я предлагаю повторить написание букв. Сегодня на минутке чистописания повторим написание заглавной и строчной буквы Бб. Составим слоги –слияния так, чтобы буква обозначала твёрдый звук. Расскажите всё про звук.
б) Словарная работа.
Послушайте загадку:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
Учитель: - О чем эта загадка? (о березе)
- Что можете рассказать о слове береза? (слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный, безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных)
Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее»
Учитель: Запишите это слово в тетрадь.
в). Работа с предложением.
Учитель: Послушайте фрагмент песни на слова Сергея Есенина про берёзу. Разберём устно первое предложение, раскрывая скобки.
Белая берёза
(Под) моим окном
(При) накрылась снегом,
Точно серебром.
г) Подбор однокоренных слов.
Учитель: Подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень.
- С помощью чего образовались эти слова?
Учитель: Послушайте внимательно и отгадайте часть слова.
Я - общая часть родственных слов.
Во мне заключается смысл.
Я – самая главная часть,
Без меня все слова - бессмыслица.
Я приставлена к слову,
Без него не могу, как без мамы.
И если меня ты отделишь, дружок,
То сразу предлогом я стану.
За Корнем Я
Обогрел местечко.
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая превратится в речку,
Лес - в лесника,
А печь - всего лишь в печку.
- Что сейчас повторили? Следующий шаг урока (задание, которое вызовет у нас затруднение)
III. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, где возникло затруднение;
2) зафиксировать во внешней речи причину затруднения – нет способа для обоснования правильности выполнения задания.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Работа с текстом.
Вставьте слово, подходящее по смыслу. Прочтите , что получилось.
_________ называют символом России.
Русь моя, люблю твои _______!
_______ воспета в произведениях русских поэтов .
О _________ слагали песни.
На _________ распустились почки.
Под _______ нашли грибок.
Учитель: Какие слова написали (березу, березы, о березе)
Какая часть слова изменилась?
Расскажите об окончании. (высказывают….)
- У кого были затруднения? Где ошиблись, почему? ……..
- Кто справился с заданием, расскажите об этой части слова.
- Почему не можете рассказать? (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Учитель: Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова)
-Какая тема нашего урока? ( Окончание слова.)
Сделаем вывод: окончание это .изменяемая часть слова
окончание служит для связи слов в предложении.
- Обобщим правило. Я начинаю, вы продолжаете.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
– Какую цель ставите перед собой? ( Узнать об этой части слова, научиться находить её в слове).
Учитель: Что поможет нам рассказать об этой части слова? (Алгоритм, план)
Обращение к алгоритму на доске:
Название
Место в слове
Роль
Физминутка для глаз.
V. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала;
3) организовать обоснование правильности решения последнего задания и зафиксировать преодоление затруднения;
4) уточнить общий характер нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Работа по учебнику .
Упражнение 118 с. 69.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
организовать усвоение детьми с комментированием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Работа по учебнику.
Упражнение 119 с. 69.
VII. Cамостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) проверить на основе сопоставления с образцом умение применять новый способ действий – выделять окончание слова;
2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения работы.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Работа по учебнику.
Упражнение 119 (3) с. 69.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
расширить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности – выполнение разбора слова с новой частью слова - окончанием. Организация учебного процесса на этапе 8:
Разбор слов по составу: Поле, грибок, перевозка, травка, выставка, дачники.
Работа в парах. Вставить в текст окончания.
Осень.
По земл… шагает осень. В лес… тишина. Шуршит под ног…. листва. Ещё цветут последние цвет… . Дуб на полян… стоит зелёный. Но верхушк… берез уже оголились. Облетели листочк…. с ив…. .
IX. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
Организация учебного процесса на этапе 9:
Учитель: Какую цель ставили на уроке?
- Нам удалось достичь цели?
- У кого возникли затруднения? Почему?
- Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.
На следующих уроках мы продолжим тренироваться, будем учиться находить в слове окончание.
Домашнее задание: упр. 123, с. 69 правило.