Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося |
Организационный момент. Мотивация. | Здравствуйте, ребята! Глядя на вас, вижу ваши умненькие глазки, вижу, что вы готовы работать. Давайте покажем всё, что мы знаем и умеем. | |
Чистописание | Начнём, ребята, с чистописания. Посмотрите на запись и найдите букву, которая обозначает звук, отличающийся от остальных: а, о, у, и, з Обоснуйте ответ. Запишите букву в соединении с этими гласными. Запишите пословицу: Заболел – полечись, а здоров – берегись. Как вы понимаете её смысл? Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье? | Лишняя буква з. Она обозначает согласный звук, а остальные - гласные. Записывают: за, зо, зу, зи, аз, оз, уз, из. Записывают пословицу. Больной человек должен лечиться дома, назначенными доктором лекарствами. А здоровый человек должен заботиться о своём здоровье, чтобы не болеть. Чтобы быть здоровым нужно делать зарядку, много двигаться, гулять на свежем воздухе, одеваться по погоде. |
Словарная разминка | Вставьте пропущенные буквы и запишите в тетрадь: Р_бота, б_седа, пут_шествие, п_беда, праз_ник, м_роз. Проверьте работу своего соседа по парте. Какие слова записали? Какой частью речи они являются? Давайте от них образуем глаголы и запишем в тетрадь. В какой форме стоят глаголы? Как можно назвать группы слов, которые получились? | Записывают, вставляют буквы, выделяют орфограмму. Проверяют по словарю. Исправляют ошибки. Записали словарные слова, с орфограммой непроверяемой гласной и согласной. Это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопрос что? Образовывают и записывают парами: Работа – работать, беседа – беседовать, путешествие – путешествовать, победа – побеждать, праздник – праздновать, мороз – морозить. Глаголы стоят в неопределённой форме. Это однокоренные слова. |
Орфографическая минутка | Последний глагол у нас морозить. На улице холодно, можно замёрзнуть и простудиться. А что нужно делать, чтобы оставаться здоровым, вы узнаете из стихотворения. Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Назовите глаголы в неопределённой форме. Найдите обращение. Спишите первое четверостишие, выделите орфограммы. | Читают, выполняют задание: Чтоб здоров_е (со)хр_нить, Организм свой укр_пить, Знает вся моя сем_я – Должен быть реж_м у дня. Следует, р_бята, знать: Нужно всем (по) дольше спать. Ну, а утром (не)л_ниться – На заря_ку ст_новиться! Глаголы в неопределённой форме: сохранить, укрепить, знать, спать, не лениться, становиться. Обращение – ребята, выделено запятыми. Записывают в тетрадь, выделяют изученные орфограммы. |
Постановка темы и целей урока | Определим часть речи, с которой будем работать на уроке. Нужно убрать буквы, которые обозначают глухие согласные звуки: п,х,г,л,с,ш,а,г,к,о,л А теперь послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока: Этот хитренький глагол Себе ВРЕМЯ изобрёл. «Ухожу» - кричит сегодня, А вчера кричал «Ушёл». Завтра скажет «Я уйду!» Позавидуйте ему! О чём это стихотворение? Определить тему урока. Определите цели урока. | Убирают буквы, получается слово – глагол. Это стихотворение о временах глагола. Тема урока: Времена глагола. Мы повторим, какие бывают времена у глагола, научимся их определять. |
Закрепление изученных способов действия | В каком времени могут употребляться глаголы? Какое действие обозначают глаголы в разных временных формах? Выборочное письмо. Запишите слова в три столбика: н.в., пр.в., б.в. Прочитаем, играю, буду писать, записал, смотрит, работали, поедет, приметил, решаешь, клеить. Какой глагол лишний? Почему? Допишите в каждый столбик по глаголу. | Глаголы могут быть в настоящем, прошедшем и будущем времени. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в настоящий момент и отвечают на вопрос – что делает? Глаголы в прошедшем времени обозначают действие уже свершившееся, и отвечают на вопрос – что делал? Глаголы будущего времени обозначают действие, ещё не свершившееся, то, которое будет, и отвечают на вопрос – что будет делать? Выполняют задание. Самопроверка по образцу. Лишний глагол – клеить, т.к. стоит в неопределённой форме. Дописывают свои примеры глаголов. |
Физкультминутка | Мельница Руки в стороны поставим, Вертеться мельницу заставим. Раз, два – не зевай, Крылья мельницы вращай. Три, четыре - не ленись, Ниже к полу наклонись. | Выполняют движения Руки в стороны Правая рука касается пола, лева отходит назад в сторону. Смена положения рук. |
Продолжение работы по теме. Работа с учебником. | Как изменяются глаголы? Как определить спряжение глагола? Работа в паре: выполните упражнение №6 с.89. Как не ошибиться в выборе гласной в безударном окончании глагола? Индивидуальная работа: выполните упражнение №4 с.89. Каким членом предложения является глагол? Ребята, посмотрите на запись: зима, долгожданная, наступила. Можно ли назвать это предложением? Составьте предложение из данных слов. Запишите предложение, подчеркните главные члены. Определите части речи. | Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам. Спряжение определяется по окончаниям. Глаголы на –ить- II спр., все остальные – Iспр., кроме глаголов-исключений. Выполняют по заданию. Выбор гласной зависит от спряжения глагола. Проверка по образцу. Самооценивание. Самоанализ. В предложении глагол главный член – сказуемое, подчёркивается двумя чертами. Это не предложение, не связи слов по смыслу. Наступила долгожданная зима. Выполняют задание. Гл. прил. Сущ. Наступила долгожданная зима. --------------- |
Рефлексия | Кто доволен своей работой на уроке? (приём «ладошка») Какие знания повторили на уроке? Какие задания показались трудными? Делаем выводы: - Глаголы бывают …. - Я твёрдо знаю, что спряжение – это … - Спрягаются только глаголы …. - Глаголы 2 спряжения оканчиваются на … - Знания, полученные на уроке, необходимы для того, чтобы… | Отвечают на вопросы. |
Домашнее задание | Задание по выбору: упражнение №5 с.89 в учебнике или задание в рабочей тетради на с.88 Урок закончен. Спасибо за активную работу. | Записывают в дневник. |