СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний о временах глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний по теме "Глагол". На уроке повторяются  знания о части речи "глагол",способы определения времёни глагола, изменения глаголов по лицам и числам.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний о временах глагола"»

Автор: Андреева Н.Н.

учитель начальных классов МОУ Ореховской СОШ

Галичского муниципального района Костромской области


Урок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о временах глагола»


Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель урока: способствовать систематизации знаний учащихся о временных формах глагола

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся определять

временные формы глагола; спряжение глагола; главные члены предложения, части речи; продолжат развивать  орфографическую  зоркость, устную  и письменную речи.  


Метапредметные: Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; использовать на доступном уровне логические приемы мышления; использовать знаково-символические средства: освоение способов сравнения звуков в словах, анализа и синтеза речи.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; осуществлять контроль по результату.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Личностные:

Понимать значение границ собственного знания и «незнания»; осознавать необходимость самосовершенствоваться.

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 4 класс Т.М. Андриановой издательство Астрель УМК «Планета знаний» 1 часть, интерактивная доска


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Организационный момент. Мотивация.

Здравствуйте, ребята! Глядя на вас, вижу ваши умненькие глазки, вижу, что вы готовы работать. Давайте покажем всё, что мы знаем и умеем.


Чистописание

Начнём, ребята, с чистописания. Посмотрите на запись и найдите букву, которая обозначает звук, отличающийся от остальных:

а, о, у, и, з

Обоснуйте ответ.

Запишите букву в соединении с этими гласными.

Запишите пословицу: Заболел – полечись, а здоров – берегись.

Как вы понимаете её смысл?



Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

Лишняя буква з.




Она обозначает согласный звук, а остальные - гласные.

Записывают: за, зо, зу, зи, аз, оз, уз, из.

Записывают пословицу.


Больной человек должен лечиться дома, назначенными доктором лекарствами. А здоровый человек должен заботиться о своём здоровье, чтобы не болеть.

Чтобы быть здоровым нужно делать зарядку, много двигаться, гулять на свежем воздухе, одеваться по погоде.

Словарная разминка

Вставьте пропущенные буквы и запишите в тетрадь:

Р_бота, б_седа, пут_шествие, п_беда, праз_ник, м_роз.

Проверьте работу своего соседа по парте.

Какие слова записали?


Какой частью речи они являются?


Давайте от них образуем глаголы и запишем в тетрадь.




В какой форме стоят глаголы?

Как можно назвать группы слов, которые получились?

Записывают, вставляют буквы, выделяют орфограмму.


Проверяют по словарю. Исправляют ошибки.

Записали словарные слова, с орфограммой непроверяемой гласной и согласной.

Это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопрос что?

Образовывают и записывают парами:

Работа – работать, беседа – беседовать, путешествие – путешествовать, победа – побеждать, праздник – праздновать, мороз – морозить.

Глаголы стоят в неопределённой форме.

Это однокоренные слова.

Орфографическая минутка

Последний глагол у нас морозить. На улице холодно, можно замёрзнуть и простудиться. А что нужно делать, чтобы оставаться здоровым, вы узнаете из стихотворения. Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.






Назовите глаголы в неопределённой форме.


Найдите обращение.

Спишите первое четверостишие, выделите орфограммы.

Читают, выполняют задание:

Чтоб здоров_е (со)хр_нить,

Организм свой укр_пить,

Знает вся моя сем_я –

Должен быть реж_м у дня.


Следует, р_бята, знать:

Нужно всем (по) дольше спать.

Ну, а утром (не)л_ниться –

На заря_ку ст_новиться!

Глаголы в неопределённой форме: сохранить, укрепить, знать, спать, не лениться, становиться.

Обращение – ребята, выделено запятыми.

Записывают в тетрадь, выделяют изученные орфограммы.

Постановка темы и целей урока

Определим часть речи, с которой будем работать на уроке. Нужно убрать буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:

п,х,г,л,с,ш,а,г,к,о,л

А теперь послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока:

Этот хитренький глагол

Себе ВРЕМЯ изобрёл.

«Ухожу» - кричит сегодня,

А вчера кричал «Ушёл».

Завтра скажет «Я уйду!»

Позавидуйте ему!

О чём это стихотворение?

Определить тему урока.

Определите цели урока.




Убирают буквы, получается слово – глагол.









Это стихотворение о временах глагола.

Тема урока: Времена глагола.

Мы повторим, какие бывают времена у глагола, научимся их определять.

Закрепление изученных способов действия

В каком времени могут употребляться глаголы?


Какое действие обозначают глаголы в разных временных формах?






Выборочное письмо. Запишите слова в три столбика: н.в., пр.в., б.в.

Прочитаем, играю, буду писать, записал, смотрит, работали, поедет, приметил, решаешь, клеить.

Какой глагол лишний? Почему?


Допишите в каждый столбик по глаголу.

Глаголы могут быть в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в настоящий момент и отвечают на вопрос – что делает? Глаголы в прошедшем времени обозначают действие уже свершившееся, и отвечают на вопрос – что делал? Глаголы будущего времени обозначают действие, ещё не свершившееся, то, которое будет, и отвечают на вопрос – что будет делать?

Выполняют задание. Самопроверка по образцу.




Лишний глагол – клеить, т.к. стоит в неопределённой форме.

Дописывают свои примеры глаголов.

Физкультминутка

Мельница

Руки в стороны поставим,

Вертеться мельницу заставим.

Раз, два – не зевай,

Крылья мельницы вращай.

Три, четыре - не ленись,

Ниже к полу наклонись.

Выполняют движения

Руки в стороны

Правая рука касается пола, лева отходит назад в сторону.

Смена положения рук.

Продолжение работы по теме. Работа с учебником.

Как изменяются глаголы?



Как определить спряжение глагола?


Работа в паре: выполните упражнение №6 с.89.

Как не ошибиться в выборе гласной в безударном окончании глагола?

Индивидуальная работа: выполните упражнение №4 с.89.

Каким членом предложения является глагол?


Ребята, посмотрите на запись:

зима, долгожданная, наступила.

Можно ли назвать это предложением?

Составьте предложение из данных слов.

Запишите предложение, подчеркните главные члены. Определите части речи.



Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

Спряжение определяется по окончаниям. Глаголы на –ить- II спр., все остальные – Iспр., кроме глаголов-исключений.

Выполняют по заданию.

Выбор гласной зависит от спряжения глагола.


Проверка по образцу. Самооценивание. Самоанализ.

В предложении глагол главный член – сказуемое, подчёркивается двумя чертами.



Это не предложение, не связи слов по смыслу.

Наступила долгожданная зима.

Выполняют задание.

Гл. прил. Сущ.

Наступила долгожданная зима.

---------------


Рефлексия

Кто доволен своей работой на уроке? (приём «ладошка»)

Какие знания повторили на уроке?

Какие задания показались трудными?

Делаем выводы:

- Глаголы бывают ….

- Я твёрдо знаю, что спряжение – это …

- Спрягаются только глаголы ….

- Глаголы 2 спряжения оканчиваются на …

- Знания, полученные на уроке, необходимы для того, чтобы…

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание

Задание по выбору: упражнение №5 с.89 в учебнике или задание в рабочей тетради на с.88


Урок закончен. Спасибо за активную работу.

Записывают в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!